Литературно – экологический праздник «Секреты березки»

         В последнее время все больше внимания уделяется экологическому воспитанию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития

цивилизации.

         Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение.

Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.

         Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются формированием нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе.

 

Цель: привлечение внимания к экологическим проблемам, интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, патриотическое, нравственное воспитание.

Задачи: познакомить учащихся с элементарными основами экологии; способствовать формированию межпредметных связей, таких как литература, география, биология, русский язык, история; совершенствовать речевые умения и навыки (рассказ по картине, выразительное чтение наизусть, рассуждение); способствовать развитию наблюдательности, умения всматриваться в художественный образ; создать условия для воспитания патриотизма, чувства прекрасного,  дружелюбия и согласия с природой.

Планируемые результаты:          в результате участия в данном мероприятии у учащихся развивается любознательность, формируется интерес к изучению природы через литературу; развиваются творческие способности, дающие

возможность выражать своѐ отношение к окружающему миру средствами художественного слова; воспитывается ответственное отношения к природе, развивается эстетическое восприятие мира, формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение адекватно оценивать

свои достижения, преодолевать трудности. Учащиеся осознают необходимость изучения и сохранения окружающей среды.

Оборудование:

-телевизор, ноутбук;

- презентация;

- костюм березки;

- корзинка с подарками;

- выставка рисунков учащихся «Я люблю березу в любое время года»;

- реквизит, декорации для сценки;

- реквизит, декорации для спектакля;

- листочки с пословицами, поговорками, приметами;

- картинки в подарок березке (птица, солнышко, капля воды, дождевой червь, зеленые листочки, кормушка, бабочка, грибок, скворечник, цветок);

 

Ход мероприятия

  1. I. Организационный момент

Ребята, прочитайте строки, записанные на доске:

 

Пойми живой язык природы,

И скажешь ты: прекрасен мир! (Слайд 2)

Ведущий 1: (Слайд 3)Природа. Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, благополучие всего живого на планете. Общение с природой неотъемлемая часть духовной жизни человека. Я хочу начать наше мероприятие словами М.М. Пришвина «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». И эти сокровища нужно охранять.

Ведущий 2: (Слайд 4) Человек не может хорошо себя чувствовать без природы, она помогает нам отдыхать, придает силы, снимает усталость. С каким наслаждением мы вдыхаем запах полевых цветов и луговых трав, слушаем пение птиц в лесу, наблюдаем за полетом шмелей, бабочек и стрекоз! Трудно себе представить нашу жизнь без растений. Они кормят, поят, одевают, обувают, лечат нас, вырабатывают кислород, которым мы постоянно дышим. Там, где много растений – легко дышится. Поэтому люди в свободное время стараются как можно больше бывать в лесу, в парке, в сквере - на свежем воздухе. Я хочу продолжить сказанное стихотворением Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. (Слайд 5)

Ведущий 1. Здравствуйте, гости дорогие, девчата и ребята! Красота окружающего нас  мира составляет радость нашей жизни: она пробуждает в душах самые добрые чувства.

Послушайте мелодию (звучит музыка)

Что вы представляли себе, пока звучала мелодия?

Каждый из вас представил свой уголок природы, и он прекрасен.

Сегодня мы остановимся в изумлении перед красотой дерева, настолько привычного нам, что мы порой его не замечаем.

Ведущий 2. Писатель А.Солоухин говорил о нем так: «Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».

Кто догадался, о каком дереве идет речь? (Береза) (Слайд 6)

У каждого человека есть свои секреты. Есть они и у березки. Наша задача – раскрыть их.

Будьте внимательны, работайте дружно, умейте слушать и слышать друг друга.

Итак, мы начинаем раскрывать секреты.

  1. II. Основная часть

Ведущий 1

- Тише, тише, тишина,

Кто-то к нам спешит сюда?

Это Березка к нам идет,

Много радости и сюрпризов нам несет!

Входит Березка (девочка, одетая в костюм березки)

Березка:    Это я, Березка в новом сарафане!

                   Хочется мне дети, веселиться с вами

                   С праздником вас дети, всех я поздравляю!

                    Счастья вам, веселья, радости желаю!

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие! Очень я к вам спешила, ведь сегодня  и мой праздник!

Ведущий 2: Да, прекрасное дерево береза, и нет ее прекраснее. Береза- самое любимое, самое родное для каждого человека дерево. (Слайд 7)

Ведущий 1: Красавицей русских лесов называют березу люди, и кто может усомниться в справедливости этого имени? Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение, радость и с давних времен служит символом всего самого светлого. Белая береза! Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано, как нежно говорят о ней люди: «березка», «березонька». Смотришь на березку и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармони, обязательно вспомнишь стихотворение  Есенина, Прокофьева.

Ведущий 2: Послушай, Березка, какие красивые стихотворения написаны о тебе.

Ученик читает стихотворение Сергея Есенина «Белая береза под моим окном». (Слайд 8)

Белая береза под моим окном

Белая береза

 Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежную каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает кисти

Новым серебром.

 

Ученик читает стихотворение  Александра Прокофьева «Березка»

(Слайд 9)

Березка

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее,  заречную

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнется, да не ломится!

(Слайд 10)

Березка: Молодцы, ребята,  какие красивые стихи вы  мне рассказали! ».

Ведущий 1: Но о березе сложено много песен, в основном  это хороводные. В давние времена юноши и девушки  собирались в березовых рощах и водили хороводы. Давайте вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла».

 

Дети поют песню «Во поле береза стояла».

 

Есть в этой песни слова: «Белую березу заломаю…»

Как вы думаете, что это значит? ». (Слайд 11)

 Учащийся: Выражение «белую березу заломати» ведет свое происхождение из древнего обряда (накануне Троицы), во время которого заламывали березку(не ломали), нагибая ее к земле и связывая с травой ее макушку. Девушки украшали вершинку венком, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенного деревца водили хороводы. Под березкой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…

Березка: А я не с пустыми руками пришла,

                 Я корзиночку волшебную принесла. Это корзиночка волшебная, в ней много чего интересного найдется!

Вынимает из корзиночки платочки

 

Березка: В гости к вам пришла

                 Много вам подарков принесла,

                 Эти яркие платочки, как пушиночки легки,

                 Пожалуйста, берите и с ними попляшите!

 

Дети становятся в хоровод «Мы вокруг берёзки» ». (Слайд 12)

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка

Мы к тебе идём

Яркие платочки

Мы тебе несём

(Дети идут по кругу)

Припев:

Золотые листики

Золотом горят.

Кружатся с платочками

Хоровод  ребят.

(Кружатся на месте).

Девочки к берёзке.

Ближе подойдут.

Яркими платочками

Весело взмахнут.

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Разошлись ребятки

И пошли гулять.

Про берёзку песню

Нежно напевать.

(Идут в разных направлениях, гуляя. Припев. Дети садятся на стульчики).

 

Ведущий 1: Про березку пишут стихи, песни, но ее и рисуют…. Ребята давайте обратим внимание на картину. »

 (Слайд 13)

Учащийся: Перед картиной Архипа Куинджи «Берёзовая роща» испытываешь особую радость.  Невольно жмуришься от яркого солнца, от ослепительных бликов на стволах берёз. Как будто мы долго пробирались между кустарниками, стволами деревьев и вдруг увидели впереди свет. Перед нами – большое пространство, и мы словно ощущаем лесной воздух. Стволы берёз – это источники света. А мы как зрители словно находимся в тени, из которой не хочется выходить. Кажется, что эта тень дает нам живительную прохладу.  

 

Учащийся: А вот одноимённая картина Исаака Левитана.  (Слайд 14) Благодатный уголок берёзового леса сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы. Солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.

Ведущий 2: Березка, тебе нравятся картины?

Березка: Очень красиво!

Ведущий 1: Обрати внимание на выставку рисунков учащихся «Я люблю березу в любое время года»

Березка рассматривает рисунки.

 

Березка: Молодцы, ребята,  какие вы талантливые!  А хочется мне посмотреть, что же в моей корзиночке еще припасено. Ой, ребятки, да здесь лежит игра «Заря – заряница». Давайте поиграем.

Игра «Заря – заряница» (Слайд 15)

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Березка, ходит по кругу и все вместе говорят:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца завитые-

За водой пошла…

С последними словами, Березка осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков.   После этого игрок убегает от неё по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Березкой. Игра повторяется несколько раз.

Березка: Ну, ребята порадовали вы меня, да позабавили!  Молодцы,  быстрые да ловкие! Ох, устала я…

Ведущий 2: Отдохни, Березка, а ребята расскажут, какие секреты известны им о березе. (Слайд 16)

Учащийся: Берёзовые почки (Слайд 17) содержат эфирное масло, аскорбиновую кислоту (витамин С), смолы, дубильные вещества, горечи, виноградный сахар. Их используют при болезнях органов дыхания как противовоспалительное и отхаркивающее средство, добавляют в гигиенические ванны или используют  в виде примочек и повязок для заживления ран, при болезнях печени. Обычно берёзовые почки собирают в  марте-апреле, когда они уже набухли, но ещё не тронулись в рост.

Учащийся: В мае-июне обычно собирают молодые берёзовые листья. (Слайд 18) Чай из них – хорошее средство для лечения почек. Берёзовые листья обладают мощным бактерицидным действием.

Первейший предмет во все времена – это берёзовый веник. Попариться в бане берёзовым веником – всем хворям конец. Тот, кто ходил в баню с берёзовым веником, гарантирует для себя здоровье.

Ведущий 1: Ребята, посмотрите, как о пользе берёзового веника нам сейчас расскажут дед Матвей и бабушка Матрёна.

Сценка «Дед, баба и русская баня» (Слайд 19)

 

Дед:

Домик на горе стоит

Веник дед сломал большой, 

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию «париться»)

Рассказчик:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из «бани» выходит «помолодевший» дед)

Старуха:(с волнением)

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват! (показывает на веник.)

(старуха подхватывает веник, исчезает в «бане»)

Рассказчик:

Покупайте веники

Дед:

Вы не пожалеете!

Хором дед и баба:

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!

Баба:

Да, березовый веник в бане любую болезнь из тела выгонит, кости расправит, все тело поправит.

(На сцене появляется «молодая» старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют.)

Ведущий 2: Нам приходилось видеть много срубленных берёзок, с которых обломали веточки для веников. А ведь можно было не губить деревья. Собирая веники, надо ломать ветки с каждой берёзы понемногу и не рубить деревья.

Ведущий 1:Какие же еще секреты припасли наши учащиеся.

Учащийся: В апреле-мае в солнечную сухую погоду собирают берёзовую пыльцу. (Слайд 20) Она регулирует пищеварение, избавляет от запоров, устраняет вредных микробов.

Особенно хорошо берёзовая пыльца действует в смеси с натуральным мёдом. Это превосходное укрепляющее витаминное средство. Берёзовая пыльца является не только лечебным средством, но и незаменимым для здоровья продуктом питания. При добавлении её к обычной пище возникает ощущение бодрости, жизненной силы и удовлетворённости.

Учащийся: Берёзовый сок. (Слайд 21)

         Весной берёзы, как мощные насосы, гонят к кончикам ветвей, к почкам, к будущей листве земные соки. В нём содержится много полезных для организма веществ и витаминов.

         Берёзовый сок оказывает омолаживающее действие, улучшает работу всех органов, разрушает камни в почках, используется как противоглистное средство, помогает при заболеваниях желудка, при болях в суставах, простудных заболеваниях, туберкулёзе, способствует укреплению дёсен. Его употребляют при отравлениях и раковых заболеваниях.

         Ежегодный весенний курс приёма берёзового сока поможет избавиться от слабости, усталости, повышенной утомляемости, раздражительности, головокружения, шума в ушах, головной боли, бессонницы. У вас улучшится настроение и общее состояние организма.

         Берёзовым соком моют лицо и волосы. Он улучшает общее состояние кожи, удаляет перхоть, улучшает рост волос.

Учащийся: При прокаливании древесины получают берёзовый уголь. (Слайд 22)Из остывших углей делают активированный уголь, который используют для отчистки воды и воздуха, а лекарственный активированный уголь применяют при заболеваниях желудка, различных отравлениях.  

При лечении лишаев рекомендуется натирать больное место вначале чесноком, а потом втирать в него в течение 20-30 минут берёзовый уголь, смешанный с соком свежего корня лопуха.

При ожогах надо насыпать измельченный в порошок берёзовый уголь на рану, что способствует её быстрому заживлению.

 

Березка: Сколько вы моих секретов раскрыли. Я так рада, что вы это все узнали.Посмотрите в мою корзинку, а в ней припасено  много листочков. Давайте посмотрим  спектакль «Как берёзка листья раздарила».

 

Спектакль «Как берёзка листья раздарила». (Слайд 23)

Автор:Позолотила Осень Берёзку. Зашелестела она, засияла. Кто ни пройдёт каждый берёзой любуется.

Белочка:Вот бы мне такое одеяльце, тёплое, как солнце.

Автор: Сказала белочка, глядя на жёлтые листья.  

Берёзка:На, возьми.

Автор:Ответила берёзка и скинула листочки. Обрадовалась белочка и потащила листочки в дупло.

Подберёзовик:К моей бы шапочке такое золотое пёрышко.

Автор:Откликнулся гриб-подберёзовик.

Берёзка: Вот тебе золотое пёрышко.

Автор: Сбросила берёзка ещё один листочек. Прилепил его Подберёзовик к

своейбархатистой шапочке и стоит чуть душа от радости.

А тут ёлочка–модница вздыхает.

Ёлочка: Вот если бы по моему зелёному наряду раскинуть твои золотые

листья, не было бы дерева наряднее меня.

Берёзка:Возьми, соседка, возьми, мне не жалко.

Автор: И все свои листья сбросила на ёлку. Глядь, а сама ни с чем осталось.

Всё до последнего листочка раздарила. Загрустила.

Берёзка: Где моя золотая краса?

Автор:Тут ветер подлетел.

Ветер: Не грусти, Берёзка, придёт весна, подарит тебе новый наряд. Не

грусти, не грусти…

Автор: Покачивалась Берёзка, прислушиваясь к ласковым словам ветра, да

и заснула. На всю зиму заснула. С тех пор так и повелось: как только раздарит Берёзка свои золотые листья тут и заснёт на всю зиму, чтобы скорее

дождаться весны.

Ведущий 2: И нам берёзка свои золотые листочки подарила: с пословицами, поговорками и с приметами. Давайте  прочитаем. (Слайд 24-25)

(Дети читают пословицы, поговорки, приметы, записанные на березовых листочках)

  1. Берёза не угроза –где стоит, там и шумит.
  2. Берёзового сока на грош, а лесу на рубльизведёшь.
  3. 3. Берёзой обогреешься, а не оденешься.
  4. 4. И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
  5. 5. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
  6. 6. Каковы берёзки, таковы и отростки.

7.Весной у березы течет много сока - лето будет дождливым.

  1. Береза раньше ольхи листья выкинула - лето солнечное, если же ольха раньше распустилась - будут холода и дожди.
  2. У березы началось движение сока - наступит теплая погода.
  3. Осенью листья берез начинают желтеть с верхушки - весна будет ранней, зажелтеют снизу - поздней.
  4. Если в начале октября на березе листья опадут не полностью - жди позднего снега и холодную зиму.

Ведущий 1: А что нам рассказывает азбука народной мудрости. (Слайд 26)

Учащийся:

  • В старину был такой обычай, когда в семье рождался мальчик – садили около дома дуб, а когда рождалась дочь – садили берёзу. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.
  • Если возле входной двери растёт берёза, она отпугивает ведьм.
  • Если берёза касается дома или нависает над ним – эта примета означает болезнь и неудачи для жильцов.
  • Берёзовые ветви в доме приносят удачу и отвращают сглаз.
  • Носить берёзовые прутья – эта примета приносит удачу и защищает от сглаза. «Стройна как берёза», «красива, как берёзка» - говорили о самой красивой женщине, наполненной силой и здоровьем.

Ведущий 2: Березка, а наши ребята еще не все секреты раскрыли. Послушаешь?

Берёзка: Я буду очень рада послушать, у меня припасены еще подарочки.

Учащийся: Чага(Слайд 27) – это гриб в виде нароста, снаружи он чёрный, как бы обугленный, внутри – тёмно-коричневый. Поверхность – бугристая, с неглубокими трещинами. Собирать гриб можно только на живых деревьях  в любое время.

Но не во всех берёзовых лесах и рощах растет чага. Бывает и так: попадаешь в отличный березняк, исходишь его вдоль и поперёк, а ни одного нароста чаги не найдёшь. Но есть березняки, где чуть ли не на каждом дереве виден заветный нарост.

         Чага обычно образуется на старых, но всегда здоровых берёзах, на участках, где нарушена кора - молнией или морозом. В заживших "ранах" бывает по несколько наростов.

         Чагой можно лечить заболевания верхних дыхательных путей и заболевания желудочно-кишечного тракта и печени. Берёзовую чагу и препараты из неё применяют в научной медицине для лечения различных болезней.

Учащийся:  Береста (Слайд 28) – наружная часть коры берёзы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких прозрачных слоёв. Внешние слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний (лицевой) может быть жёлтым, охристым, коричневым или жёлто-зелёным. Береста легко снимается со ствола, но через два года образуется вновь.

Очень давно, когда ещё люди не умели изготовлять бумагу, на бересте писали. Эти берестяные грамоты пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми.

 Благодаря замечательным свойствам прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, простоте обработки береста ещё издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления различных изделий. Это экологически чистый, влагостойкий красивый материал.

         Изделия из бересты (Слайд 29), её художественная обработка существовали с незапамятных времён. Старые мастера знали все особенности бересты и её достоинства. Её мягкая бархатистая поверхность, шёлковый блеск заставляли работать с берестой как с одушевленным материалом, вкладывая в него и любовь и умение.      

Кору берёзы прежде использовали для окрашивания тканей в коричнево-чёрный цвет. Из бересты вырабатывают дёготь.

 

Учащийся:  

Берёзовый деготь (Слайд 30) обладает сильным противомикробным, противопаразитарным и антисептическим действием. Его широко используют для лечения чесотки, экземы, чешуйчатого лишая, псориаза, различных язв, сыпей, грибковых поражений кожи.

Он входит в состав мази Вишневского, широко применяемой в хирургической практике, и мази Вилькинсона, используемой для лечения чесотки и некоторых других заболеваний кожи.

Используют дёготь также для смазывания лошадиной сбруи, кожаной обуви. Им смазывают летом спины и бока скоту, чтобы на пастбище не донимали кровососущие насекомые.

(Слайд 31)

Березка: Молодцы, ребята, все секреты раскрыли! А хочется мне посмотреть, что же в моей корзиночке еще припасено. Ой, ребятки, да здесь лежат загадки! Отгадаете?

 

1.Жаркий шар на небе светит

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ...

                          (солнце)

2.Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний ...

                          (дождик)

3.Длинные ушки, быстрые лапки,

Серый, но не мышка.

Кто это?..

                          (зайчишка)

4.Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка,

В клубок свернуться может.

Конечно, это…

                             (ёжик)

5.Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та,

Как зовут её?..

 

Березка: Вот какие умненькие!

Учащийся:

Наша встреча без частушки,

Как береза без макушки.

И поэтому сейчас

Частушки мы споем для вас.

 

Исполняются частушки

  1. У колодца две березки

Веточками машут,

А Танюша с Михаилом

На крылечке пляшут.

 

  1. Под березкой я сижу

И свиданья с Мишей жду

Что-то Миша не идет

Мне гостинцы не несет

 

  1. Сидит зайчик на березе

И грызет морковку,

А огрызки он бросает

В хулигана – Вовку.

 

  1. Как в березовом лесу

Заяц повстречал лису.

Он кулак ей показал

А потом сам в лес удрал.

 

  1. Собрались лесные звери

Под березкой посидеть.

Разогнал их страшным ревом

Хулиган лесной – медведь.

 

  1. Ты березонька моя

Не шуми листвою.

Не печалься дорогая

Я всегда с тобою.

Вместе:

  1. Мы пропели вам частушки

Про березку славную.

Про сережки про листочки

И походку плавную

(Слайд 32)

Ведущий 1: Где бы ни росла березка, везде она приносит людям радость, везде она людям – свет. Верная подруга березка не только в радости, но и в грусти. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много могли бы они рассказать о Великой Отечественной войне.

Ученик читает стихотворение Сергея Васильева «Белая берёза». (Слайд 33)

Белая берёза

Я помню, ранило берёзку

Осколком бомбы на заре.

Студёный сок бежал, как слёзы

По изувеченной коре.

За лесом пушки грохотали,

Клубился дым пороховой,

Но мы столицу отстояли,

Спасли берёзу под Москвой.

И рано-раненько весною

Берёза белая опять

Оделась новою листвою

И стала землю украшать.

И с той поры на все угрозы

Мы неизменно говорим:

– Родную, русскую берёзу

Врагу в обиду не дадим!

 

В Память о тех, кто не вернулся с поля боя, прошу почтить минутой молчания!!!

Ведущий: Есть такой обычай: над могилой погибших героев сажают деревья, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Знакомо ли вам это место? ( картина «Березки Хатыни») (Слайд 34)

Всему миру известна белорусская Хатынь, дотла сожженная фашистами. Она не единственная. В Великую Отечественную войну в Беларуси погибла ¼ часть населения республики. Теперь в центре мемориала Хатыни три березки, символизирующие жизнь, и узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого  деревца.

Рефлексия (Слайд 35)

Березка: Я хочу обратиться к вам, дети. Послушайте внимательно.

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое. Очень важно, ребята, чтобы вы научились любить и ценить природу. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Ведущий: Мы сегодня много говорили о том, что дает человеку береза. А теперь давайте мы подарим березке подарки. Выберите подарок и  подарите его березке. (Дети выбирают) (Слайд 36)

А) Птица. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

Б) Солнышко. Пусть оно светит тебе ярко-ярко, согревая тебя, помогает окрашивать листья в зеленый цвет.

В) Капля воды. Пусть она напоит и умоет тебя.

Г) Дождевого червя. Пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.

Д) Зеленые листочки. Пусть их у тебя вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

Е) Кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.

Ж) Бабочку. Пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украсит тебя своим нарядом.

З) Грибок. Пусть рядом с тобой их растет много-много.

И) Скворечник. Пусть каждый год прилетают к тебе скворцы.

К) Цветок. Пусть тебя радуют цветы.

Березка: Спасибо большое, ребята, за праздник! До новых встреч!

Березка уходит

Ведущий: Наш праздник закончен. Еще раз нам хочется сказать.  Природу надо беречь! Все в наших руках! (Слайд 37)

Ведущий: Мы надеемся, что вы вырастете добрыми, чуткими, здоровыми и сильными. Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас становилась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники, стояли березовые рощи, убранные, ухоженные, как дворцы, и шелестели своей изумрудной листвой!

Ведущий: (Слайд 38) Молодцы, ребята.  Посмотрите в окно. Наши школьные березки приветливо машут нам, каждый день с добром встречая и провожая нас от школьного порога, порою, мне кажется, даже подсказывают вам правильные ответы.

Ссылка на презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/1aOLkukJICPtEM77emNvwNaqvkC3YcOmX/edit?usp=sharing&ouid=115571024308680695188&rtpof=true&sd=true