Советы дефектолога

Когда обращаться к логопеду

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
  • 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
  • 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
  • 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
  • 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
  • 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
  • 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии (см. примеры справа). Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
  • Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
  • Логопед для детей и взрослых

  • Саша С., возраст 3.5 года, поступил в центр “Логопед” с жалобами на неправильное произношение свистящих звуков, заменяемых им шипящими. Звуки “Р” и “Рь” — отсутствовали. В результате обследования у ребенка не было обнаружено патологий речи, его родителям были даны рекомендации по выполнению домашних заданий по совершенствованию звукопроизношения, и к 5-ти годам ребенок правильно произносил все звуки.
  • Вася К., возраст 3.5 года, поступил в центр “Логопед” с жалобами на неправильное произношение свистящих и шипящих звуков. В результате обследования было выявлено патологическое отклонение в сторону языка ребенка, после дополнительной консультации у психоневролога был поставлен диагноз дизартрия. Проводилось комплексное лечение ребенка.
  • Елена Л., возраст 25 лет, обратилась с жалобами на неправильное произношение звука “Р”. В результате обследования был выявлен и отсутствующий звук “Л”, которого Елена раньше не замечала. Диагноз — простая дислалия. Звуки были поставлены и автоматизированы за две недели, включающие в себя 4 занятия с логопедами и ежедневные интенсивные самостоятельные занятия.

 « Важность  и необходимость устранения нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте.»

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное—она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений звукопроизношения преодолеваются легче и быстрее. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Не  устранённые вовремя дефекты произношения, устной и письменной речи  в тяжелых случаях могут препятствовать не только успешному овладению чтением и письмом, но  даже математикой, когда у ребёнка возникают трудности в решении задач вследствие недостаточного понимания лексико-грамматической конструкции текста условия, когда ребёнок не может построить правильный ответ, объяснить свое решение.

Родители должны знать, что нельзя запускать имеющиеся речевые дефекты. Вовремя не устранённый дефект не только сам не устранится, но и закрепится и исправить его будет гораздо сложнее.

  Вы, родители,  должны быть прежде всего сами заинтересованы в устранении дефектов речи у вашего ребенка и  должны сами обращаться за помощью к специалисту, как только заметили какое-то отклонение в речи!

  •              10 простых советов от логопеда
  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  •    Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  •  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  •  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

 

  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  •  Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

 

  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

 

  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

 

  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».