Итоги инновационной деятельности
26.07.2018На протяжении трёх лет, начиная с 2015 года, учреждение образования работало над инновационным проектом "Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся"
Консультантом проекта является Савостёнок Пётр Николаевич, начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент.
Разработчики проекта:
Трухоновец Сергей Антонович, директор учреждения образования;
Козуля Юлия Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе учреждения образования.
В группу методического сопровождения вошли педагоги:
Свиридчук Н.В. − заместитель директора по учебной работе;
Мойсюк А.Н. − учитель русского языка и литературы;
Босовец Г.Г. − руководитель школьного музея;
Козелко Л.К. − учитель истории;
Мойсюк-Дранько Т.Е. − учитель географии.
В изучение истории родного края посредством устноисторических исследований были включены учащиеся 8-11 классов.
Основная идея инновационного проекта – создание социально-образовательной среды, обеспечивающей системный, интегративный подход к формированию гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.
Новизна проекта состоит в том, что учащиеся, включаясь в социально значимую практическую деятельность по изучению истории родного края, смогут освоить методику устноисторических исследований, научатся составлять опросники, обрабатывать и транскрибировать интервью, критически подходить к полученной в ходе исследований информации, сопоставлять эту информацию с имеющимися архивными данными, историческими документами, художественной литературой, кинофильмами. Педагоги смогут переосмыслить систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию, многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы, не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении.
В результате работы был достигнут результат:
1. Развита активная гражданская и личностная позиция учащихся, готовность к сохранению исторической памяти и культурного наследия.
2. Сформированы гражданские компетенции, компетенции социального выбора и социального действия, компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе; навыки самосознания, самоорганизации, самоуправления, самообразования, самооценки, самосовершенствования, самоактуализации.
3. Овладение учащимися и педагогами методом устной истории с целью изучения истории родного края.
4. Создание банка устноисторических исследований и методических рекомендаций по их использованию с целью дальнейшего сотрудничества с социальными партнерами и трансляции опыта в образовательную практику.
Содержание инновации заключается в том, что деятельность педагогов, учащихся, социальных партнеров и др., включенных в образовательную среду, направлена на формирование социально-гражданских компетенций учащихся, на реализацию творческого потенциала личности, на создание и систематизацию учебно-методических материалов, полученных с помощью метода устноисторических исследований.