Родительский университет

Цель Родительского университета – повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей. Родительский университет способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе.

    Задачи:

– изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;

– установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;

– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

– обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение знаний родителей о психологии семейных отношений;

– повышение правовой культуры родителей учащихся.

 

    Тематика встреч с родителями в рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребенок – младший школьник», для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребенок – подросток», для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Средней школы № 2 г.Давид-Городка

________ Н. В. Свиридчук

15.10. 2021

ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ι. Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе  учреждения образования  «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка».
  3. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

         - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

         -   настоящим Положением;

         - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
  • На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.
  1. Деятельность университета
  • Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  • Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  • Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  • К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  • Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  • Обучение родителей организуется в по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

         - II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

         - III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

  • Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  • Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

  • Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  • При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  • Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
  • По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.

        III. Участники родительского университета. Их права и ответственность.

  • Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  • Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  • Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
  1. Документация университета
  • В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

         - Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.  

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Средней школы № 2 г.Давид-Городка

________ Н. В. Свиридчук

15.10. 2021

ПЛАН РАБОТЫ

родительского университета

на 2021/2022 учебный год

 

цикла

Темы занятий

Ответственные

Время проведения

Место проведения

1 сессия

1

Родительский форум «Проблемы адаптации и дезадаптации»

педагог-психолог

Стадник В. А.

октябрь

(мессенджер Viber)

Лекторий «Сиблинги: взаимоотношения, особенности воспитания, причины конфликтов»

руководитель ШУМО 

Теслюк Л. Г.

октябрь

актовый зал

2

Обмен мнениями «Первая любовь в жизни вашего ребенка»

классные руководители

7-11 классов

ноябрь

учебные кабинеты

Онлайн-консультация «Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания»

 

руководитель ШУМО

Теслюк Л. Г.

ноябрь

актовый зал

 

 

3

Информ-дайджест «Конфликты в семье (и не только)»

педагог социальный Шостак С. Н.

ноябрь

платформа ZOOM

4

Громкий микрофон «Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения старшеклассника»

педагог –психолог

Стадник В. А.

октябрь

мессенджер Viber, Telegram)

 

2 сессия

1

Лекторий «Виды школьной адаптации» (размещение информации на сайте)

педагог-психолог

Стадник В. А.

декабрь

мессенджер Viber, Telegram)

Дискуссия «Наказание и поощрение в семье»

педагог социальный

Шостак С. Н.

октябрь

мессенджер Viber)

2

Родительский форум «Проблемы адаптации и дезадаптации»

педагог.-психолог Стадник В. А

январь

платформа ZOOM

Дискуссия «Дети и киберпространство

педагог социальный

Шостак С. Н.

ноябрь

платформа ZOOM

3

Открытый микрофон «Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника»

классные руководители

9-11 классов

январь

учебные кабинеты

4

Лекция (презентация) «Кризис семьи в 21 веке»

педагог социальный

 

Шостак С. Н.

ноябрь

платформа ZOOM

3 сессия

1

Обмен мнениями «Жизненные сценарии»

руководитель ШУМО

Теслюк Л. Г.

март

актовый зал

Проблемы воспитания. "Познай себя и своего ребёнка"

педагог-психолог Стадник В. А.

март

(мессенджер Viber)

2

Информационно-интерактивная встреча «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребёнка»

педагог социальный

Шостак С. Н.

март

мессенджер Viber, Telegram)

Информация + «Как повысить учебную мотивацию подростков»

руководитель ШУМО

Теслюк Л. Г.

март

актовый зал

Семинар «Девиантные подростки». Причины девиации как проблема

педагог-психолог

Стадник В. А.

март

платформа ZOOM

3

Практикум «Организация свободного времени старшеклассников»

классные руководители

10-11 классов

март

учебные кабинеты

Тайм-менеджмент для старшеклассников

классные руководители

9-11 классов

март

учебные кабинеты

4 сессия

1

Информация "Последствия домашнего насилия"

педагог-психолог

Стадник В. А.

апрель

(мессенджер Viber)

Групповая консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей, важной составляющей для дальнейшего обучения школьников".

педагог социальный

Шостак С. Н.

апрель

мессенджер Viber, Telegram)

Семинар-практикум "Роль семьи в правовом воспитании ребёнка"

педагог социальный

Шостак С. Н.

апрель

платформа ZOOM

2

Педагогическая гостиная «Технология создания ситуации успеха»

руководитель ШУМО

Теслюк Л. Г.

май

актовый зал

Совместные правила общения детей дома и в школе

педагог-психолог

Стадник В. А.

май

платформа ZOOM

3

Групповая консультация «Профилактика экзаменационного стресса»

педагог-психолог

Стадник В. А.

май

мессенджер Viber, Telegram

Педагогическая беседа «Агрессивное поведение: как помочь ребёнку»

руководитель ШУМО

Теслюк Л. Г.

май

актовый зал