Рекомендации по реализации
информационно-образовательного проекта
«Школа Активного Гражданина» в учреждениях
общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
При реализации проекта «ШАГ» в 2024/2025 учебном году решаются задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.
Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).
Национальный институт образования будет осуществлять разработку информационно-методических материалов для реализации проекта с учетом информации, представленной органами государственного управления.
Поэтапная подача и обсуждение информации с учащимися предполагает следующую форму организации работы.
ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).
ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.
В ШАГе 2 предполагается приглашение предложенных кандидатур для участия в мероприятии в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому». При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам) и представляет ее. Организуется обсуждение с учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.
В ШАГе 3 подводятся итоги мероприятия. Учащимся предлагается создать страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.
Разработанные учащимися страницы альбома будут размещаться на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2024/2025 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы гордимся.
В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2025 г.
Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. На национальном образовательном портале впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов.
Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для учащихся VIII–XI классов в 2024/2025 учебном году
№ пп |
Дата проведения |
Примерная тематика мероприятий |
Ответственный |
1. |
26.09.2024 |
«Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас» (о деятельности органов ученического самоуправления; молодежный парламент; Совет молодых ученых, при Министерстве образования Республики Беларусь, идеи для развития своего региона) |
Якимова Т.В., педагог-организатор |
2. |
24.10.2024 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за милосердие» (о волонтерской деятельности; волонтерские отряды) |
Потрубейко Н.С., медицинский работник |
3. |
28.11.2024 |
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского союза работающей молодежи) |
Полукошко Л.Ю., секретарь ОО «БРСМ» |
4. |
19.12.2024 |
«Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение» (основы профессионального выбора; встречи с молодыми профессионалами с активной гражданской позицией) |
Окостко О.Н., молодой специалист Марчук А.И. |
5. |
23.01.2025 |
«Молодость – время выбора. Куда поступать учиться» (выбор учреждения профессионального образования, преимущества национальной системы профессионального образования; встречи со студентами и учащимися учреждений профессионального образования) |
Рокало В.В., педагог-психолог Стадник В.А. |
6. |
27.02.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни» (здоровый образ жизни; возможности для оздоровления и занятий спортом; профилактика наркопотребления и других вредных привычек) |
Савич Р.И., руководитель физвоспитания Климушко А.А., медицинский работник |
7. |
20.03.2025 |
«Молодость – время выбора. Молодежь – за Союзное государство» (о молодежных проектах и инициативах Союзного государства Беларуси и России) |
Педагог- органитзатор |
8. |
24.04.2025 |
«Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, право избирать и быть избранными государственные органы) |
Заместитель директора по ВР Шостак С.Н. |
9. |
15.05.2025 |
Молодость – время выбора. Наследники Победы» (об участии в военно-патриотических акциях. Вахтах Памяти, деятельности поисковых отрядов, музеев и др. |
Руководитель по ВПВ Босовец Г.Г.
|
Тематика проведения проекта «Школа Активного гражданина»
для 5-7 классов на 2024/2025 учебный год
Тематический блок |
Тематика классного часа |
Класс |
Дата проведения |
Ответственные |
«Я» |
Дискуссия «Правила счастливого человека» |
7 |
четвертый классный час месяца |
Мойсюк-Дранько В.И. |
Игровой практикум «В человеке должно быть все прекрасно…» |
6 |
Кузьмич Н.В. |
||
Устное сочинение «Что такое счастье?..» |
5 |
Мойсюк А.Н. |
||
«Я и Семья» |
Фотоальбом «Семейные династии Беларуси» |
7 |
Мозоль В.Н. |
|
Час интересных сообщений «Моя семья – в судьбе моей страны» |
6 |
Стадник В.А. |
||
Свободный разговор «Традиции моей семьи» |
5 |
Цубер С.Н. |
||
«Я и Школа» |
Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя» |
7 |
Мойсюк-Дранько В.И. |
|
Свободный разговор «Мой класс в жизни школы» |
6 |
Кузьмич Н.В. |
||
Информационный вестник «Традиции моей школы» |
5 |
Мойсюк А.Н. |
||
«Я и Малая родина» |
Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра» |
7 |
Мозоль В.Н. |
|
Диалог-рассуждение «Брест на карте Беларуси» |
6 |
Стадник В.А. |
||
Интерактивная беседа «Моя семья в истории моего города» |
5 |
Цубер С.Н. |
||
«Я и Закон» |
Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!» |
7 |
Мойсюк-Дранько В.И. |
|
Диспут «Я о Законе, Закон обо мне» |
6 |
Кузьмич Н.В. |
||
Интерактивная программа «Мои права и обязанности» |
5 |
Мойсюк А.Н. |
||
«Я и Общество» |
Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или протест?» |
7 |
Мозоль В.Н. |
|
Час интересных сообщений «Есть такая профессия – Родину защищать» |
6 |
Стадник В.А. |
||
Коллаж «Все профессии нужны, все профессии важны» |
5 |
Цубер С.н. |
||
«Я и Природа» |
Акция «У природы есть друзья – ты и я!» |
7 |
Мойсюк-Дранько В.И. |
|
Час интересных сообщений «Наш общий дом – Земля» |
6 |
Кузьмич Н.В. |
||
Операция «Природа – наш дом» |
5 |
Мойсюк А.Н. |
||
«Я и Культура» |
Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси» |
7 |
Мозоль В.Н. |
|
Интерактивная игра «Места на карте Беларуси, где я мечтаю побывать» |
6 |
Стадник В.А. |
||
Заочное путешествие «Достопримечательности Беларуси» |
5 |
Цубер С.Н. |