Предметы физико-математического цикла

Разработки учителя математики Мисюра Т. Ф.

Умножение десятичных дробей, 6 класс

 

Разработки учителя информатики и физики  Крох М. Н.:

Составление и реализация алгоритмов с циклами, 8 класс

Соединения проводников. Безопасность при работе с электрическими цепями, 8 класс

Сохранение и загрузка текста, 6 класс

Организация ввода и вывода данных , 7 класс

Команда присваивания. Арифметические операции и выражения, 7 класс

Составление и реализация программ с  использованием массивов, 9 класс

Разработка учителя математики Савич Р. И.:

Презентация Решение  квадратных уравнений по формуле, 8 класс

 


 

«Математический поезд» 6 класс

Умножение десятичных дробей

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию умений и навыков учащихся по теме «Умножение десятичных дробей». Повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме, выявить уровень овладения системой знаний и умений.

Образовательные задачи урока:

– организовать работа учащихся по систематизации основных теоретических вопросов темы, по совершенствованию вычислительных навыков устного и письменного счета;

– применить изученные правила при решении практических задач.

Развивающие задачи урока:

– создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

– развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся;

– формировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций.

Воспитательные задачи урока:

– воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе;

– приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Наглядный материал и оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
  2. Мультимедийная презентация 1 «Десятичные дроби».
  3. Мультимедийная презентация 2 «Из истории десятичных дробей».
  4. Мультимедийная презентация 3 «Площади» (Прил. 3).
  5. Мультимедийная презентация 4 «Задачи практического содержания» (Разд. мат., пр.4)
  6. Маршрутный лист.
  7. Карточки для конкурса художников.
  8. Карточки для индивидуальной работы.

                                                       Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Актуализация
  4. Систематизация и обобщение
  5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
  6. Физкультминутка
  7. Проверка уровня обученности
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки
  9. Информация о домашнем задании

 Ход урока

  1. Организационный момент:

Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка подготовленности кабинета и учащихся к уроку; организация внимания учащихся.

  1. Целеполагание и мотивация:

Вступительное слово учителя:

Дорогие друзья! Я приглашаю Вас в удивительное путешествие в королевство десятичных дробей. Много испытаний предстоит нам пройти, много новых друзей приобрести. Так соберем войско несметное  ̶  знание ученическое, умножим их на смекалку да на выдумку. А путешествовать мы будем на «Математическом поезде». Проедем по стране наших знаний, узнаем, насколько она стала велика, и познакомимся с новыми поселениями.

Целью нашего путешествия будет систематизация знаний, умений и навыков при умножении десятичных дробей; развитие умения использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности и повседневной жизни. (Прил.1, сл.1)

  1. Актуализация:

а) устный опрос по определениям

Чтобы отправится в путь, путешественники берут с собой багаж. Вашим багажом являются знания. Предлагаю ответить на следующие вопросы:

  1. Правило сложения десятичных дробей
  2. Правило вычитания десятичных дробей
  3. Правило умножения десятичных дробей
  4. Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
  5. Правило умножения десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.

б) изучение маршрута

А теперь необходимо изучить маршрут. Рассмотрите карту путешествия

Рассматривая маршрут, путешественник не всегда знает, что его ждет на данной станции, пусть и для вас пока это будет секретом.

  1. Систематизация и обобщение

а) Устный счёт «Найди ошибку» (фронтально).

Посетим первую станцию «Техосмотр». Для того, чтобы поезд мог отправиться в далекое путешествие, нам необходимо устранить поломки. На доске записаны задания с ответами, вы должны найти соответствующие заданию ответы.

Работа с использованием интерактивной доски. Сайт LearningApps.org (паззл «Умножение десятичных дробей», стр. 12).

Поломки устранены, поезд отправляется в путь.

б) Мы прибыли на следующую станцию «Точность и ясность»

Каждый из вас получил маршрутный лист. К концу путешествия вы должны будете его заполнить и сдать мне на проверку. в итоге каждый получит не только удовольствие от путешествия, но и заслуженную оплату в виде оценки. (Маршрутный лист (Прил.2))

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Дата ________тема урока: _____________________________________________________

Фамилия, имя __________________________________________________класс_________

По ходу приключения отмечай  успешность выполнения каждого задания, фиксируя свои выводы рядом с решением в виде последовательности знаков:

   ○- если уверен в правильности выполненной операции;

   - если не уверен в правильности выполненной операции;

   ∆ - если не знаешь, как выполнить операцию.

1) Вставь пропуски

Чтобы перемножить две десятичные дроби, их нужно перемножить, как…_______________________

________________________________________________

 

            1, 2 3

                   4,2

           +   2 4 6

            4 9 2

            5 1 6 6

  

 

 

 10                

  ∙ 100

  ∙ 1000

    …

?

       

 

 

 ∙ 0,1                     

 ∙ 0,01

 ∙ 0,001

    …

?

2)  Соедини с числом 38,45 те выражения, значения которых равны этому числу.

                       
   

3,845  ∙ 10

 
 

384,5  ∙ 100

 
 

3845  ∙  0,01

 
 
 

38,75 - 0,3  ∙ 1

 
 

38,45  + 12,5  ∙ 0

 
     
 
 
   

0,3845  ∙ 100

 
 

3, 845  ∙ 100

 
     

0,3845  ∙ 100

 
 

 

3)   Найди правило, по которому записан каждый ряд чисел. Запиши в каждом ряду ещё два  числа по  тому же правилу:

А) 12,3; 123; 1230;  …_____________________________________________

В) 38435,8; 384,358;  …__________________________________________

С) 0,6; 1,2; 2,4; …_____________________________________________

4) Надо вставить пропущенные запятые, чтобы получились верные равенства:

а) 78,2 · 156 = 121992;                            б) 78,2 · 0,156 = 121992;

в) 0,782 · 1,56 = 121992;                         г) 7,82 · 156 = 12,1992;

Проговори  правило, которое помогло восстановить запятые.

 

5) Самостоятельная работа.

№ 3.74 Найдите значение выражения, используя верное равенство                                                                    5,64082+103,56=109,20082

 

  • (5,64082+103,56)*0,01 1) 10*(5,64082+103,56)
  • 1000*(109,20082-5,64082)         2) (109,20082-103,56)*0,1

 

№ 3.102 Сравните:

  • 0,38 от 4,95 и 0,76 от 2,48 1) 0,42 от 68,9 и 0,81 от 35,72

 

№ 3.92 Для покраски пола, длина и ширина которого соответственно равны 8,5 м и 6,8 м, приобрели три банки краски по 2,2 кг. Хватит ли этой краски, если расход краски на 1 м2 составляет 0,125 кг?

 

Отметь  успешность выполнения всей работы на уроке ______________________

 

Математический диктант

Заполнение маршрутного листа: задания № 1), 2), 3), 4).

в) В поезде есть контролеры, вашим билетом будет правильно выполненное домашнее задание. Пока ребята выполняют математический диктант, то есть работают с маршрутными листами, контролеры проверяют домашнее задание.

г) Доклад конролёров:

«Проверка билетов показала, что среди вас нет безбилетных пассажиров».

д) Взаимопроверка (работа в парах).

А теперь поменяйтесь маршрутными листами и сделайте проверку каждого задания. (Прил.1, сл.3, сл.4, сл.5,6)

  1. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях

Следующая станция «Практическая». В жизни приходится выполнять много заданий на нахождение площади многоугольников и объемов тел.

а) Повторите основные формулы для нахождения площади прямоугольника, периметра прямоугольника,  площади квадрата, прямоугольного треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (слайд 1-5, прил. Площадь прямоугольника)

б) Работа у доски (Фронтально, письменно)

Решим задачи на нахождение площадей прямоугольников, измерения которых заданы десятичными дробями. Текст задач представлен на экране в мультимедийной презентации. Ученики решают задачи на доске и в тетрадях. Затем проводится исследование зависимости площади фигуры при изменении её размеров: уменьшение в 2 раза, увеличение в 3 раза.

Ответы показаны на экране (Слайд 6, 7, прил. Площадь прямоугольника) (Презентация «Объемы»)

  1. Физкультминутка

Мы прибыли на станцию «Спортивная»

 Давайте сойдем на станции и отдохнем. Я неоднократно делала вам замечания, что вы неправильно сидите.

Коль писать мешает нос,

Значит это сколиоз

Вас сгибает над тетрадкой,

Позвоночник не в порядке.

Мы ему сейчас поможем:

Встанем, руки за голову сложим,

Повороты влево-вправо.

Руки к солнцу потянулись,

Мы назад еще прогнулись,

Повращаем мы плечами,

Чтоб они не подкачали.

Улыбнулись всем, кто рядом.

Вот! Уже другой порядок!

А теперь повыше нос:

Нам не страшен сколиоз.

Сядем ровно, ручки в руки,

Продолжаем путь в науке.

 

  1. Проверка уровня обученности

а) Работа с разноуровневыми карточками (письменная).

Пассажиры в поезде едут группами, общаются, делятся впечатлениями, новыми знаниями. Вот и вы сейчас поработаете в группах.

Следующая станция «Художественная галерея».

Конкурс художников (работа в группе; после выполнения, каждая группа вывешивает свой результат на доске). Решить задачи, найти на палитре правильные ответы, разукрасить картинку. Цифры 1, 2, 3 и т.д. соответствуют номерам задач, а цвета красок – правильным ответам на них. (Прил.1, сл.10)

б) Следующая станция «Историческая»

Как вы помните, у нас в поезде есть 2 контролера (Прил.3, мультимедийная презентация), они не просто заслужили это звание. И вы в этом сейчас убедитесь. Ребята проведут для вас небольшую экскурсию в прошлое (2 ученика выступают с индивидуальным заданием из истории десятичных дробей).

  1. Подведение итогов урока

Учитель  благодарит учащихся за урок, отмечает лучшие ответы. Анализирует групповую работу. Собирает маршрутные листы, чтобы проверив их, выставить всем оценки и увидеть, над чем еще нужно поработать.

  1. Вернувшись домой из путешествия по стране «Десятичные дроби», я думаю, вы с удовольствием поделитесь своими впечатлениями с родителями и друзьями.

Вам осталось собрать свои вещи. Это значит записать домашнее задание (Прил.1, сл.13).

 

Рефлексия

̶  Понравилось ли вам путешествовать? Что вы чувствовали сегодня на уроке?

̶  С какими трудностями вы встретились? Кому было трудно? Почему?

̶  Чего было сегодня необычного? Что понравилось? Что взяли с урока?

̶  Оцените свою работу на уроке, используя уровни успешности (Прил.1, сл.12)

А закончить  урок хочется такими словами:

К математике способность проявляй,

Не ленись, а ежедневно развивай,

Повторяй, учись, трудись, соображай,

С математикой дружить не забывай.

 

 





 

Тема урока: Составление и реализация алгоритмов с циклами

  

Эпиграф урока: «Никто не научится  хорошо составлять большие программы, до тех пор, пока он не научился хорошо составлять малые»

                                     Дэвид Грис, американский программист

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению  знаний по основам программирования, решению практических задач с использованием алгоритмических конструкций повторения, продолжить формирование логического и алгоритмического мышления учащихся.

Задачи урока: 1) создать условия для взаимного обучения учащихся, развития умений слушать и слышать друг друга, анализировать результаты деятельности, развития мыслительных операций по определениям темы, сворачиванию и разворачиванию информации.

2) Содействовать самоопределению учащихся в выборе профессии, развитию самоконтроля и правильного поведения во время работы за компьютером.

Компетенции, которыми овладеет ученик в ходе урока:

     Ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции,

учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции

Компетентностные цели для учителя:

Предметно-методологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность, компетентность в области валеологии образовательного процесса, компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, коммуникативная компетентность, компетенция в области управления системой «учитель-ученик»

Тип урока: закрепление и комплексное применение знаний

Обеспечение урока: высказывания о программировании, презентационный материал, ЭСО «Информатика 6-10», лото «Циклы», система программирования PascalABC, блок-схемы и заготовки программ, задания для реализации на компьютере, листы учёта и контроля, материал для рефлексии.

Педагогические технологии: многомерная дидактическая технология, информационно-коммуникативная технология.

 

ХОД    УРОКА

I. Организационное начало урока.( 1 мин.)

- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас.  В этом году мы начали изучение информатики с одного из самых первых и основных  её разделов – программирования и уже почти заканчиваем работать над ним. Поэтому на сегодняшнем уроке вы закрепите и проверите свои знания и навыки по составлению и пониманию циклических алгоритмов и  определите уровень усвоения вами данной темы.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

II.  Ориентировочно-мотивационныйэтап.( 10 мин.)

- Программирование является одним из сложных разделов информатики. Конечно же, мы рассматриваем и составляем короткие и несложные программы. Но именно они и являются мостиком к составлению сложных программ, и, может быть, ведут в дальнейшем к освоению профессии программиста.

Зачитывается эпиграф урока.

- Таким образом, существуют три типа программ. В этом году мы изучаем уже более сложные структуры: ветвление и повторение, - те в которых выполнение зависит от некоторого условия. В программировании существует несколько видов циклов. Обратимся к блок-схемам (слайды презентации).

Такие процессы распространены не только в программировании, но и в жизни и как раз  циклы происходят чаще всего. Рассмотрим, например, известные  пословицы и определим, какие алгоритмические конструкции в них рассматриваются.

Учащиеся читают пословицы и определяют структуры, которые в них описаны. Для этого используются слайды презентации и рисунки, подготовленные обучающимися.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

С глаз долой, из сердца вон.

Куй железо, пока горячо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Тише едешь – дальше будешь.

Назвался груздем, полезай в кузов.

Не говори «гоп», пока не перескочишь.

 

Проведём повторение опорных знаний с помощью ЭСО. (Учащиеся выполняют несколько тестов на компьютерах, работая в парах.)

За учебными столами – игра Лото.

  1. Если число повторений цикла известно заранее, то используется -- цикл с параметром for
  2. Параметр цикла i  обычно имеет тип  -- integer
  3. Цикл WHILE  называется -- циклом с предусловием
  4. Тело цикла следует после слова –- do
  5. Если условие в цикле WHILE ложно с самого начала, то -- тело цикла не выполнится ни разу
  6. Если тело цикла выполняется бесконечное число раз, то говорят, что -- произошло зацикливание
  7. Если  тело цикла состоит из двух и более операторов, то необходимо использовать -- операторные скобки begin..end

 

III. Операционно-деятельностный этап.(25 мин.)

Для того, чтобы проверить свои умения конструировать программу, составим текст программы из заготовок, как пазлы.

(Учащимся раздаются условия задач, блок-схемы, заготовки, они складывают тексты, работая в группах.) Затем задания проверяются учащимися на компьютерах и заполняются таблицы результатов выполнения.

В тетради учащиеся выписывают условие и тело цикла.

После заполнения результаты программ озвучиваются и анализируются.

 

Практическая работа за компьютерами:

Учащиеся садятся за компьютеры, загружают файлы-заготовки  и выполняют индивидуальные задания, напечатанные на карточках.

После отладки программ учащиеся проводят их тестирование (составляют таблички в тетрадях), отвечают на вопросы:

Что для вас труднее составить в  цикле: условие или тело цикла?

Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы?

Поделитесь своими соображениями при проведении тестирования. Каким должен быть первый тест?

В процессе работы – физкультминутка для глаз.

 IV. Оценка успешности достижений учащихся.( 3 мин.)

Учащиеся подсчитывают свои баллы в листах контроля и сравнивают с отметкой, выставленной учителем.

Домашнее задание. ( 1 мин.)

 § 4, упр. 1, 8, стр. 56

V . Итоговая рефлексия.( 5 мин.)

    - Как вы считаете, для чего современным людям надо знать основы программирования? Надо ли изучать этот раздел в школе или же пусть этому учат уже в ВУЗе студентов, которые выбрали специальности, связанные с IT-технологиями? Какие качества, черты личности вам удается развить, повысить, изучая этот раздел? Попробуйте ответить, выбрать. Учащиеся выбирают ответы, оформленные в виде листков, и прикрепляют их на дереве знаний.

  -  Не получился ли и этот процесс у нас циклическим? Впрочем, таким он и является в природе.

    - Навыки программирования у нас будут из года в год повышаться, так как изучать язык Паскаль вы будете в каждом классе.

Спасибо за работу.

 

Тема урока:   Обобщение знаний по теме  "Соединения проводников. Безопасность при работе с электрическими цепями "  

 

Цели урока 

Образовательные:

  • выявить уровень сформированности у учащихся физических понятий по изученным темам;
  • сформировать понятие о коротком замыкании;
  • продолжить развитие у учащихся знаний и навыков безопасной работы с электрическими цепями;
  • создать условия для проведения эксперимента и анализа причин повышения силы тока в цепи

      Задачи личностного развития:

  • создать ситуацию, способствующую развитию экспериментальных навыков учащихся;
  • содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умению слушать, внимательно относиться друг к другу, работать в группе);
  • способствовать развитию у учащихся наблюдательности, формированию навыков анализа, сравнения, сопоставления, умения рассуждать, обобщать и делать выводы.

Прогнозируемый результат урока.

Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут объяснить причину короткого замыкания, будут знать способы защиты электрических цепей, успешно выполнят итоговое задание.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры Программное и дидактическое обеспечение урока: электронная презентация, ЭСО «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория», карточки для лото, модуль и журнал тестирования MyTest, листы самооценки.

 

Ход урока

 

I этап. Организационно-психологический (до 1 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и учебные материалы

1.1. Приветствует учащихся и присутствующих коллег.

Организует положительное настроение:

- покажите, что вы готовы сотрудничать с учителем;

друг с другом;

владеете знаниями по темам «Соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца»

Организуются, настраиваются на работу. Участвуют в обсуждении.

Слайд презентации

 

II  этап. Ориентировочно-мотивационный (до 6 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и учебные материалы

2.1. Актуализация знаний

Предлагает в группах выполнить задания игры-лото. Осуществляет проверку: должны получиться слова «электричество, безопасность»

2.2. Постановка темы и целей урока:

Предлагает составить фразу урока из получившихся слов:

 

Как вы думаете, будет звучать тема сегодняшнего урока?

Предлагает озвучить цели урока, продолжив фразу «Я хочу повторить, проверить, узнать, показать, продемонстрировать, сделать вывод …»

Выслушивает учащихся, уточняет цели урока

В группах выполняют задания игры, раскладывают карточки, зачитывают получившиеся слова.

 

Предлагают варианты, составляют ключевую фразу урока

 

Формулируют тему урока

Выполняют задание «Продолжи фразу», формулируют и обсуждают цели урока.

 

 

 

 

Слайд презентации с ключевой фразой урока

 

 

Слайд презентации: тема урока

Слайд презентации:

«Продолжи фразу»

 

Слайд презентации:

цели урока

 

III этап.  Операционно-деятельностный (до 26  мин.)

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и учебные материалы

3.1. Предлагает провести эксперимент с виртуальными цепями

Ставит проблему:

-В чем опасность работы с цепями?

-Из-за чего может возникнуть пожар? Поражение током?

В процессе эксперимента надо ответить на вопросы: почему нагреваются провода? Как сделать цепи безопасными?

Создает предпосылки для самостоятельных выводов, организует эксперимент в парах, информирует о правилах выполнения задания

- В цепях с каким соединением может произойти увеличение силы тока?

( параллельное соединение большого числа потребителей)

- Когда ещё может резко возрасти сила тока в цепи?

(если убрать нагрузку – короткое замыкание)

-как на практике может получиться такая цепь?

- как избежать перегревания проводки и короткого замыкания?

3.2. Проводит эвристическую беседу об опасности тока для человека

Другая, пожалуй, более серьёзная опасность при работе с электрическими цепями – поражение человека током.

- Назовите самые большие значения силы тока, которые вы записали. Считаете ли вы их большими? Получали  ли вы такие значения при решении задач?

 

3.2. Теперь мы опять возвращаемся к нашим целям, поставленным в начале урока.

Какие цели уже нами достигнуты?

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Работая за ученическими компьютерами,

создают цепи, работая в парах

Измеряют значения силы тока, обсуждают, делают выводы, заносят данные в листы учета и контроля

Восстанавливают вышедшие из строя приборы

 

 

 

 

 

Включают в цепь предохранители, проверяют их работу.

 

Зачитывают сделанные выводы.

 

 

 

 

 

 

Называют значения из таблиц

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют достигнутые цели

Слайд презентации

 

 

 

На ученических компьютерах - ЭСО «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране проектора

слайды презентации:

 

Результат действия тока на человека;

 

 

Очаги электроопасности;

 

Запрещенные действия

 

Сигнал тревоги

 

Цели урока

 

 

IV этап. Контрольно - оценочный. (до 8  мин.)

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и учебные материалы

4.1. Предлагает тестовое задание

Выполняют тесты за компьютером в парах

 

 

 

 

Заносят результаты тестирования в листы самооценки

 

На компьютерах учащихся: электронные тесты, созданные в редакторе MyTest

На экране проектора: журнал тестирования в режимах Монитор и Результаты

 

 

V этап. Подведение итогов, рефлексия (до  3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование и учебные материалы

5.1. Просит ответить на вопросы мысленно или вслух:

1) Было ли для вас что-то в сегодняшнем уроке

известным;

полезным;

трудным;

интересным?

2) Были ли у вас в процессе работы над темой сомнения и колебания и разрешились ли они?

3) Назовите одну причину успешной работы в вашей паре во время эксперимента.

4) Выделите одну причину, которая не позволила получить отметку выше.

Я вижу, что все вы усвоили тему, сможете применить свои знания в дальнейшем.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в подведении итогов урока

Слайд презентации

 

VI этап. Определение домашнего задания ( 1 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обеспечивает выбор домашнего задания для учащихся

Для тех, кто набрал мало баллов (<50%): повторить § 26, 27

Для остальных: § 28

Творческое (на выбор): составить сообщение на тему «Виды предохранителей», «Использование предохранителей в моем доме»

 

Записывают в дневники домашнее задание

Спасибо за сотрудничество на уроке!

 

6 класс

 Тема урока

Сохранение и загрузка текста

Цель урока: учащиеся вспоминают известные им операции сохранения и загрузки  и закрепляют навыки работы в процессе сохранения и загрузки текстовых документов, используют в работе программу Проводник, вырабатывают в себе привычки аккуратности при расположении документов в папках.

 Обеспечение урока: ТР WordPad, задания для самостоятельной работы, карточки с заданиями для работы за компьютером.

 

                                         ХОД  УРОКА.

 1. Организационный момент.

Организация группы, объявление основных этапов урока.

2. Повторение опорных знаний.

Выполнение самостоятельной работы в тетрадях. (задания на листах).

Вопросы СР:

Вариант 1

1) Для работы с текстом предназначена программа

          а) клавиатурный тренажёр;

          б) текстовый редактор;

          в) графический редактор

2) Назовите два способа запуска ТР WordPad.

3) Распечатав текст на принтере, мы получим:

           а) документ;

           б) виртуальный документ;

           в) файл

4) Что называется текстовым курсором?

5) Чтобы отделить друг от друга два абзаца в тексте, нужно нажать клавишу:

           а)  Пробел;

           б) Enter

           в) Home  

6) Выберите основные элементы текстового документа:

           а) предложение;                          б) символ;

           в) словосочетание;                      г) абзац

           д) слово;                                       е) страница

 

 

Вариант 2

1) Мы используем текстовый редактор:

                   a) Microsoft Word;

                   б) WordPad;

                   в) Блокнот

2) Где хранится текст в компьютере?

3) Текст, который мы видим на экране, называется

                   а) файлом;

                   б) виртуальным документом;

                   в) документом

4) Как  перейти в тексте на новую строку внутри абзаца?

5) Чтобы отделить друг от друга два слова в тексте, нужно нажать:

                  а) DELETE

                  б) BS

                  в) Enter

                  г) Пробел

6) Укажите способ переключения алфавитов.

Закончить работу, тетради закрыть.

3. Формулирование темы и целей урока.

Вопросы к классу:

         1. Назовите типовые задачи обработки информации, которые мы можем выполнять с помощью текстового редактора.

         2. Какую из этих задач вы выполняли на прошлом уроке?

         3. Как вы думаете, какие задачи мы можем выполнять сегодня?

             - сохранение и загрузка текста;

         4. Знакомы ли вам эти операции?

             - да, при работе с графическим редактором.

Таким образом, тема сегодняшнего урока – «Сохранение и загрузка текста», Цели урока:  закрепить навыки сохранения и загрузки текста, узнать о типах текстовых документов, выработать привычку к аккуратности при расположении документов в папках.

 4. Операционно-познавательный этап.

   1) На доске записаны алгоритмы сохранения и загрузки текста:

                1 способ

Файл    Сохранить как        щёлкнуть по  папке    указать имя файла     Сохранить.

               2 способ

Кнопка Сохранить на панели инструментов            указать имя файла     Сохранить

 

              3 способ

комбинация клавиш:  Ctrl+S

           

Для загрузки:

             1 способ

Файл    Открыть        щёлкнуть по  папке    указать имя файла     Открыть.

               2 способ

Кнопка Открыть на панели инструментов            указать имя файла     Открыть

               3 способ

комбинация клавиш:  Ctrl+О

Учащиеся работают с материалом на доске, записывая основное в тетрадь.

 

-         В процессе работы текст можно ( и рекомендуется, если текст большой) сохранить несколько раз. В первый раз вы указываете имя файла, впоследствии имя менять не нужно. Если вы это сделаете, на диске окажется два файла с вашим текстом, но с разными именами.

 

2) Работа за компьютером.

Задание 1 (на листах).

  • Наберите отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».
  • Сохраните набранный отрывок стихотворения на диске в файле под именем Стихи в папке Материалы для 7 класса.
  • Закрыть файл.
  • Загрузите файл Стихи с диска  в WordPad.
  • Закончите ввод стихов.
  • Сохраните введённый текст в папке под тем же именем.

Задание 2

3) Работа по распознаванию типов текстовых документов.

-         Выполните команду Открыть. Откройте папку  8А , посмотрите, какие файлы в ней хранятся. Как, в этой папке нет ни одного файла? Неужели ученики 8 класса ничего не создали? Прочитайте тип файлов

-          .rtf

-         Выберитетипфайла Word for Windows. Какое расширение у этих файлов?

-         .doc

-         Значит, учащиеся 9 класса создали файлы с расширением .doc. А какое расширение у файлов, создаваемых в WordPad?

-         .rtf

 

Задание 3

Наберите предложенные отрывки стихотворений и сохраните их в той же папке под выбранными вами именами.

ü     В. Зуёнак  «Лета трывожных дажджоў”

ü     А. С. Пушкин «Туча».

 

5. Рефлексивный этап.

Проводится за рабочими столами, используются карточки с вопросами:

  1. Что на сегодняшнем уроке у вас получилось лучше всего?
  2. На какие вопросы вам нужно обратить внимание в дальнейшем?
  3. Продолжите фразы:
    • При работе с текстом на компьютере обязательно нужно уметь сохранять текст, потому что…
    • Нужно придумать такое имя файла, под которым мы сохраняем текст на диске, чтобы потом…

 

На 1-2 вопросы учащиеся отвечают устно, на 3 – в тетради. Можно также, исправить ошибки в самостоятельной работе, если в процессе работы на уроке встретился данный вопрос.

Рабочие тетради учащиеся сдают.

Домашнее задание: §  20.

 

Тема урока: Организация ввода и вывода данных

Цели урока: сформировать у учащихся умения и навыки по организации ввода и вывода данных в программе, способствовать закреплению знаний о структуре программы, выработке навыков работы в среде программирования PascalABC, осмыслению выполняемых действий

Задачи урока: развивать интерес к началам программирования; помогать ученикам овладевать процессами анализа и сравнения, воспитывать сосредоточенность, самостоятельность, трудолюбие.

Обеспечение урока: СП PascalABC, учебник, файлы-заготовки, слайды презентации.

Тип урока: урок получения  и закрепления новых знаний и навыков

 

                                   ХОД   УРОКА.

I. Организационный момент.

Организация учащихся для начала урока, проверка готовности к уроку.

II. Формулирование темы и цели урока.

Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока.

 

III.  Повторение опорных знаний, полученных на прошлом уроке.

Какие характеристики должна иметь величина в программе?

Какие из  них указываются после слова var?

Какие имена могут быть у  ячеек памяти, куда заносятся значения величин?

Каким словом в разделе описаний обозначается целый тип данных, вещественный тип?

Какие значения могут принимать величины вещественного типа?

Что будет выведено на экран компьютера в окне вывода после выполнения программ:

Programprim1;

begin

write ('Мы учимся составлять линейные программы');

  1.  

 

Programprim2;

begin

writeln ('Мы учимся составлять линейные программы.');

write ('Эти программы  — самые простые.');

  1.  

 

Укажитеошибки:

Program prim3;

var a integer

begin

writeln ('введителюбоецелоечисло')

readln(a);

writeln ('введите любое целое число');

readln(b);

writeln ('вы ввели число - ',a )

write('  вы ввели число - ',b’ )

  1.  

Ошибки:

  1. Ожидался символ «двоеточие»
  2. Ожидался символ «точка с запятой»
  3. Ожидался оператор
  4. Неизвестный идентификатор.

Результативность: учащиеся повторяют и актуализируют свои знания, полученные на прошлом уроке.

 

IV. Операционно-познавательный этап.

Этапы составления программы:

  1. Описание данных
  2. Ввод исходных данных
  3. Обработка данных
  4. Вывод данных

 

  -  Мы уже видели, как компьютер выводил на экран тексты. Но он может выводить не только тексты,  но и выполнять действия над числами, например:

Program summa;

begin

write( 2+3 )

end.

-  В окне вывода – число 5. А что будет, если мы возьмём 2+3 в апострофы? – текст  2+3.

 

   -  Таким образом, если мы хотим, чтобы на экран был выведен текст или результат вычисления, мы должны ввести в программу оператор … (write)

   А какой оператор ввести, если нужно, чтобы компьютер прочитал значение величины и ввел его в ячейку памяти?  (read )

 

Команды вывода: write,  writeln

Команды ввода: read, readln  ( учащиеся записывают в тетради)

 

Окончание «ln» добавляется, если нужно, чтобы курсор после выполнения команды переходил на следующую строку.

 

- Рассмотрим ещё раз программы prim2, prim3.

 

Как происходит вывод текста в программе prim2?

Почему в Programprim3 сначала стоит оператор вывода, затем ввода?

Что выводят два последних оператора writeln,  write?

Выполнение программы.

Программа может выводить только значение величины(текст стирается).

 

 

 

Работа с учебником: стр. 66, 67

Рассмотреть примеры 2,3.

Что будет выведено на экран после выполнения vvod_x?

Обязательно ли введение текстов?

Работа за компьютерами:

Учащиеся вводят текст программы summa2. Выполняют программу, вводя свои данные( ввод через пробел и Enter). В тетрадях делают таблицу тестирования программы:

a

b

сумма

разность

6

8

14

-2

15

9

24

6

0

1

1

-1

 

Для чего нужна переменная s? Является ли её описание ошибкой?

 

Физкультминутка: выполнение упражнений для глаз, мышц шеи.

 

Выполнение упр. 4,5 стр. 68. Изменяя текст примера 3, учащиеся составляют программы, тестируют их, сохраняют в папке своего класса.

 

 

Результативность: учащиеся должны запомнить названия команд ввода и вывода данных, их назначение, закрепить навыки работы в среде PascalABC .

V. Коррекционный этап.

Учащиеся выполняют за компьютерами тест ( 1 мин.) для проверки усвоения знаний.

 

Домашнее задание.  § 11, упр. 1,2.3, стр. 68

 

Тема урока: Команда присваивания. Арифметические операции и выражения

Цель урока: к окончанию урока  учащиеся поймут назначение и будут применять команду присваивания для обработки данных, будут иметь цельное представление о этапах составления программы

Задачи урока: развивать понимание диалога ученик -компьютер; межпредметные связи с математикой,  воспитывать самостоятельность, стремление достичь результата

Обеспечение урока: СП PascalABC, учебник, файлы-заготовки, слайды презентации.

Тип урока: урок получения  и закрепления новых знаний

 

                                   ХОД   УРОКА.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, организация учащихся для начала урока, проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка и взаимопроверка упр. 1, 2 стр. 68.

Повторение опорных знаний, полученных на прошлом уроке:

1. Какие команды используются для ввода данных?

2. Какие команды используются для вывода данных?

 

3. Почему в программе упр. 1 текст «Я знаю, что 6*5=»  выводится с новой строки?

4. Что, кроме текстов может выводить на экран команда write?

5. Каких типов переменные могут быть в программе?

 

III. Операционно-познавательный этап.

Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.

 

1. Перечислим этапы составления программы:

1)    Описание данных

2)    Ввод исходных данных

3)    Обработка данных

4)    Вывод данных

 

Какой этап программы мы пока пропускали? (обработка данных)

Какие действия можно производить с переменными целого и вещественного типов? (операции сложения, вычитания, умножения и деления)

Рассмотрим  текст программы, которую мы рассматривали на прошлом уроке (пример 3):

Programsumma;

Var a,b,s: integer;

Begin

Writeln(‘введите два числа’);

Readln(a,b);

Writeln (‘сумма= ‘, a+b)

  1.  

 

Что будет выведено на экран в результате выполнения программы?

Какие величины описываются после слова Var? Используется ли ячейка с именем s?

2. Можно в эту ячейку записать значение суммы чисел a и b, но для этого надо использовать новую команду.

Такая команда называется командой присваивания, и служит для обработки данных.

Наша программа может выглядеть так:

Program summa;

Var a,b,s: integer;

Begin

Writeln(' введите два числа ');

Readln(a,b);

s:=a+b;

Writeln (' сумма = ', s)

  1.  

 

Но можно с помощью новой команды также и вводить данные в переменные:

Program summa;

Var a,b,s: integer;

Begin

a:=7;

b:=8;

s:=a+b;

Writeln (' сумма = ', s)

  1.  

 

Как записывается команда присваивания:

 

<имя  переменной>:=<выражение>

Выражением может быть также переменная или число.

 

Примеры команды присваивания: 

a:=7;

b:=a;

a:=a+1;  ( старое значение 7 стирается, записывается новое – 8)

 

  имя       значение

A

 

7

 

B

 

  7

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

 

3. Арифметические выражения могут состоять из чисел, имен величин, знаков арифметических действий, стандартных функций, круглых скобок.

 

Примеры.

Математическая запись выражения             запись на языке Паскаль

ab+c                                                                      a*b+c

 

                                                                      (a+b)/c

 

    1+                                                                1+x/y

 

     a2+2                                                                 a*a+2

 

                                                                 (a+b)/(d*c)

 

    |x | +x3                                                           abs (x) + x*x*x

 

 

 

IV. Операционно-деятельностный этап.

Работа за компьютерами: учащиеся набирают тексты программ примеров 1, 2

Выполняют программы, получают результат. Результаты выполнения записывают в тетрадь.

В процессе работы за компьютерами проводится физкультминутка для глаз.

 

V. Подведение итогов урока.

Повторим этапы составления программы.

  1. С помощью каких команд можно вводить данные в переменные?
  2. С помощью каких команд можно обрабатывать данные?
  3. С помощью каких команд можно организовать вывод данных?
  4. Готовы ли вы составлять несложные программы, в которых будут обрабатываться данные целых и вещественных типов?

 

   На следующем уроке мы рассмотрим, какие операции выполняются над данными целого, а какие над данными вещественного типов, а также некоторые стандартные функции.

 

 

Домашнее задание § 12, стр. 69 - 71

 

Тема урока: Составление и реализация программ с  использованием массивов

Цель урока: организовать работу учащихся по составлению и реализации программ с массивами;

довести до сознания учащихся необходимость сформировать умения анализа программы, самостоятельного структурирования программы, вырабатывать черты уверенного поведения в ситуациях с ошибками в составленных программах, настраиваться  на самостоятельное их исправление.

 Задачи урока:    Развивать индивидуальные способности учащихся через повышение уровня субъективизации на уроке за счет применения компьютерных технологий, мыслительные операции по изучению основ программирования, навыки запоминания и воспроизведения информации;

                       Воспитывать целеустремлённость, упорство в достижении цели

Обеспечение урока: интегрированная среда PascalABC, файлы-заготовки, дифференцированные задания для составления программ, электронный тест для коррекции знаний.

Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений и навыков.

Педагогическая технология:  технология полного усвоения знаний, умений, навыков

 

                                 ХОД    УРОКА.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, объявление начала урока.

Проверка присутствия на уроке, наличие тетрадей с домашним заданием.

В тетрадях записывается дата и тема урока.

II. Проверка домашнего задания.

 Выполнить проверку и взаимопроверку упр.4, стр. 56.

Упражнения на актуализацию опорных знаний и навыков (показываются на большом экране, выполнив Сервис-Настройки редактора-Размер шрифта):

1. Определить результат выполнения программы:

ConstA: array[1..10] ofinteger =(-1, 100, 24, -175, 3, 0, 12, 8, 45, -9);

Var i,k,M: integer;

Begin

For i:=1 to 10 do

write(A[ I]:4);

M:=A[i]; k:=i;

For i:=1 to 10 do

If A[i]<M then

Begin

M:=A[i];

K:=i

End;

writeln(‘A[‘,  k,’]=’,M);

end.

 

 

 

 

2. Определите, в каких записях команды ветвления допущены ошибки и какие:

1.              If X[i] = 0                                              2.            If A[i] = 0                                              

                 Then   X[i]: =1;                                                      Then X[i]: =1                                                     

                             Writeln (‘X[‘, i, ‘]=’, X[i ]);                       Else   X[i]: = -1;

                 Else   X[i]: = -1;

 

3.                If   k: = 1                             4.     if     A[i] mod 2 = 0     and   A[i]>0                                        

                 Then   X[i] =0;                              else   k:=k+1;

 

3.   Найдите ошибки в программе, которая выводит индексы четных элементов массива, сформированного случайным образом.                                   

var A:array [1..16] of real;

i:integer;

begin

for i:=1 to 16 do

     A[i] :=random(41);

 for i:=1 to 16 do

     write (A[i],' ')

    

     writeln;

    

     for i:=1 to 16 do

 if (A[i]>0) and (A[i]mod 2=0)

 then writeln('индекс чётного -')

end.

Ошибки:  1) синтаксическая ; 2) ошибка типа – операция типа неприменима к real, 3) логическая – нет вывода значений величин.

Результативность: учащиеся повторяют и актуализируют свои знания по теме.

 

III. Операционно-деятельностный этап.

 

Учащиеся работают индивидуально за компьютерами, выполняя разноуровневые задания. Условие выполненной задачи  и результат выполнения теста записываются в тетрадь.

Текст заданий:

1. (4 балла)  В массиве хранится информация о температуре за первую декаду ноября. Программа подсчитывает, сколько было дней с температурой ниже нуля.

Ввести текст программы и выполнить её.

Const A: array[1..10] of integer =(-1, 2, -2, 3, 0, 6,  12, 8, 4, -3);

Var i,k: integer;

Begin

For i:=1 to 10 do

write(A[ I]:7);

writeln;

k:=0;

For i:=1 to 10 do

If A[i]<0 then

k:=k+1;

writeln(‘Морозных дней - ’, k);

end.

 

2. (5 баллов) В массиве хранится информация о температуре за первую декаду ноября. Составить программу, которая подсчитывает, сколько дней не было мороза.

 

3. (6 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [-20, 20] и подсчитывает количество неположительных элементов.

 

4.  (7 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [1, 20] и подсчитывает количество элементов, не превышающих число 5.

 

5. (8 баллов) В массив с клавиатуры через пробел вводятся результаты соревнований по бросанию мяча 8 спортсменов ( в метрах). Составьте программу, которая находит лучший результат соревнований.

 

6. (9 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [-10, 20], находит в массиве индексы элементов, значения которых не кратны 3  и подсчитывает их количество.

 

Учащиеся выбирают задачи, которые для них посильны, составляют и реализуют программы, сохраняют в папке своего класса, указывая в имени файла свою фамилию и номера задач.

 

Физкультминутка для глаз и мышц шеи.

 

IV. Контрольно-коррекционный этап.

Учащиеся открывают файл с электронным тестом, выполняя команду Открыть с помощью – InternetExplorer, выполняют задания теста, сообщают результат учителю.

 

V. Рефлексивный этап.

Вы составляли и выполняли программы, отвечали на вопросы теста. Работали самостоятельно, контролировал и оценивал вас в первую очередь компьютер. А как вы сами считаете, на сколько процентов увеличились ваши знания по программированию, если отсчитывать с начала изучения раздела в этом году до данного урока?

Ответы учащихся.

Домашнее задание. § 10, рассмотреть примеры 1, 2, записать в тетрадь. Повторить физические формулы расчета сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников, плотности вещества.