Родительский университет

Цель Родительского университета – повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей. Родительский университет способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе.

    Задачи:

– изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;

– установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;

– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

– овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

– обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение знаний родителей о психологии семейных отношений;

– повышение правовой культуры родителей учащихся.

 

    Тематика встреч с родителями в рамках родительского университета посвящена центральным проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды: для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребенок – младший школьник», для родителей учащихся V-IX классов – «Мой ребенок – подросток», для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребенок – старшеклассник».

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ι. Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе  учреждения образования  «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка».
  3. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

         -   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

         -   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

         - Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году»;

         -   настоящим Положением;

         - иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (Ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
  • На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения целевой аудитории. Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.
  1. Деятельность университета
  • Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  • Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  • Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  • К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  • Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  • Обучение родителей организуется в по циклам:

- 1 цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

         - II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

         - III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

  • Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  • Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

         Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

  • Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  • При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  • Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов; дискуссионных занятий («круглый стол», диспут, дебаты и др.); тренинговых занятий; деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.
  • По окончании учебного года при условии посещения всех занятий цикла родители получают электронный сертификат установленного учреждением образования образца.

        III. Участники родительского университета. Их права и ответственность.

  • Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  • Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  • Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
  1. Документация университета
  • В университете предусмотрено наличие следующих документов:

         - Копия приказа об организации родительского университета;

         - Положение о родительском университете;

         - План работы родительского университета;

         - Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);

         - Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.  

ПЛАН РАБОТЫ

родительского университета

на 2023/2024 учебный год

цикла

Темы занятий

Ответственные

Время проведения

Место проведения

1 сессия

1

Родительский форум «Проблемы адаптации и дезадаптации»

педагог-психолог

Стадник В. А.

21.10.23

актовый зал

Лекторий «Сиблинги: взаимоотношения, особенности воспитания, причины конфликтов»

председатель УМО 

Сыса И. В.

14.10.23

актовый зал

2

Обмен мнениями «Первая любовь в жизни вашего ребенка»

классные руководители

7-9 классов

11.11.23

учебные кабинеты

Онлайн-консультация «Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания»

 

председатель УМО

Сыса И.В..

25.11.23

актовый зал

 

 

3

Информ-дайджест «Конфликты в семье (и не только)»

педагог социальный Марчук М.С..

18.11.23

актовый зал

4

Громкий микрофон «Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения старшеклассника»

классные руководители

10-11 классов

07.10.23

учебные кабинеты

 

2 сессия

1

Лекторий «Виды школьной адаптации» (размещение информации на сайте)

педагог-психолог

Стадник В. А.

09.12.23

актовый зал

Дискуссия «Наказание и поощрение в семье»

педагог социальный

Марчук М.С.

28.10.23

актовый зал

2

Родительский форум «Проблемы адаптации и дезадаптации»

педагог.-психолог Стадник В. А

13.01.24

актовый зал

Дискуссия «Дети и киберпространство

педагог социальный

Марчук М.С.

04.11.23

актовый зал

3

Открытый микрофон «Профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних»

классные руководители

9-11 классов

05.01.24

учебные кабинеты

4

Лекция (презентация) «Основы правовых знаний»

педагог социальный

Марчук М.С.

24.11.23

актовый зал

3 сессия

1

Обмен мнениями «Жизненные сценарии»

председатель УМО

Сыса И.В..

17.02.24

актовый зал

Проблемы воспитания. "Познай себя и своего ребёнка"

педагог-психолог Стадник В. А.

10.02.24

актовый зал

2

Информационно-интерактивная встреча «Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребёнка»

педагог социальный

Марчук М.С.

24.02.24

актовый зал

Информация  «Как повысить учебную мотивацию подростков»

классные руководители

3-8 классов

02.03.24

учебные кабинеты

Занятие с элементами тренинга «Девиантные подростки». Причины девиации как проблема

педагог-психолог

Стадник В. А.

09.03.24

актовый зал

3

Практикум «Организация свободного времени старшеклассников»

классные руководители

10-11 классов

16.03.24

учебные кабинеты

Тайм-менеджмент для старшеклассников

классные руководители

9-11 классов

23.03.24

учебные кабинеты

4 сессия

1

Информация "Последствия домашнего насилия"

педагог-психолог

Стадник В. А.

13.04.24

актовый зал

Интерактивное занятие "Развитие самостоятельности у детей, важной составляющей для дальнейшего обучения школьников".

классные руководители 2-5 классов

06.04.24

учебные кабинеты

Семинар-практикум "Роль семьи в правовом воспитании ребёнка"

педагог социальный

Марчук М.С.

12.04.24

актовый зал

2

Педагогическая гостиная «Технология создания ситуации успеха»

председатель УМО

Сыса И.В..

17.05.24

актовый зал

Памятка «Совместные правила общения детей дома и в школе»

педагог-психолог

Стадник В. А.

25.05.24

мессенджер Viber, Telegram

3

Групповая консультация «Профилактика экзаменационного стресса»

педагог-психолог

Стадник В. А.

30.05.24

актовый зал

 

17 февраля 2024 года прошёл обмен мнениями «Жизненные сценарии»

5 января 2024 года прошёл открытый микрофон «Профилактика половой неприкосновенности несовершеннолетних»

 

14 октября 2023 года председателем УМО классных руководителей прошёл лекторий "Сиблинги: взаимоотношения, особенности воспитания, причины конфликтов" 

21 октября 2023 года педагогом-психологом Стадник В.А. был проведён родительский форум "Проблемы адаптации и дезадаптации"

 

1 ноября 2022 года педагогом социальным Шостак С.Н. был проведен "Правовой турнир" с учащимися . Целью данного мероприятия явилось формирование правовой культуры подростающего поколения, изучение прав ребенка.

 

Родительское собрание 18 октября 2022 года

С целью развития у учащихся навыков безопасного поведения и безопасной коммуникации в сети Интернет, формирования информационной культуры учащихся с 19 по 28 сентября 2022 года в учреждении образования прошла неделя "Интернет-территория ответственности". В рамках недели была оформлена выставка в библиотеке "Безопасный Интернет" и во всех классах прошли уроки безопасности "Правила общения в Интернете", интерактивное занятие "Компьютер: казнить нельзя, помиловать", игра "Путешествие в страну Интернета", час профилактики" Интернет среди нас" и другие мероприятия, объединённые тематикой формирования безопасной онлайн-среды для детей и создания культуры ответственного, этичного и безопасного использования новых информационных технологий. В мероприятиях недели приняли участие 392 учащихся.

 

Общешкольное родительское собрание 16 сентября 2022 года