Школьный музей

            Музей отражает историю наших предков и служит нашим детям и внукам.  Воспитывает в них то, без чего невозможно никакое настоящее понимание истории. Он напоминает им, что у них Родина, как и мать, одна.

          «Изучая дедов, познаём внуков, изучая предков, познаём самих себя»

                                                         В. О. Ключевский
 
 
Школьный историко-краеведческий музей был основан в 1963 году.

Профиль музея: история города и школы

Руководитель музея: Босовец Г.Г., руководитель по гражданско-патриотическому воспитанию.
Актив музея : 8 человек (5-11 классы)

Основные разделы экспозиции

 

  1. «Край мой Горынский»
  2. «История города»
  3. «История школы»
  4. «Гордость школы»
  5. «Наши учителя»
  6. «В памяти народной»
  7. «Мой родной край - Столинщина»
  8. «Спорт и туризм»
  9. «Городу Давида - 900»

   

Наиболее ценные экспонаты

п/п

Название

экспонатов

Шифр,

номер

состояние

  1.  

Каменный молоток

№20

удовл.

  1.  

Каменный топор

№19

удовл.

  1.  

Фрагменты стрелкового оружия времен ВОВ

№№ 35-44

удовл.

  1.  

Сабля

№23

удовл.

 

Главной целью работы нашего музея является создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников через:
· создание основ научного мировоззрения;
· выработку активной патриотической позиции;
· воспитание любви и уважения к прошлому родного края, своей страны;
· сохранение историко-культурного наследия родного края,
· расширение исторического кругозора
· приобретение навыков документального оформления результатов проводимой работы
 

Поставив целью воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, уважение к людям, совершившим подвиг, чувства гордости за свой народ-освободитель, любви к своей земле и  Родине, Совет музея проводит уроки мужества, организовывает вахты памяти, встреч с ветеранами ВОВ и воинами интернационалистами.

Собран большой материал об учителях школы, участниках Великой Отечественной войны.

В программу деятельности музея включены:
Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции,поисково-исследовательская работа, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея.

№ п/п

Количество экспонатов

Количество посетителей

  1.  

2012 г. – 287

830

  1.  

2013 г. – 312

815

  1.  

2014 г. – 324

771

  1.  

2015 г. – 332

793

5.

2016 г. – 332

803

6.

2017 г. – 332

757

7.

2018 г. – 335

782

8.

2019 г. – 335

770

В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования.
Проекты школьного музея "Познай Родину - познай себя", "Педагоги Брестчины - участники ВОВ", "Звёздный поход, посвящённый 65-летию Победы" получили призовые места в районе и отмечены грамотами.
Поисково-исследовательская деятельность музея:
        Исследовательская работа учащихся является деятельностной основой образовательной среды школьного музея. В исследовательской работе нашего школьного музея следует особо выделить методы социологического опроса и интервьюирование. Предмет и проблемы опроса обычно связаны с историческими эпохами и современностью. Интервьюирование интересных в познавательном плане людей характеризуется отличительными особенностями: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителями исторического опыта (ветераны труда и войны, участники военных конфликтов, интересные люди - выпускники школы ); во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания, и поведении людей.
        За период деятельности музея школы было проведено более 10 исследований с использованием этих методов. Так, совместно с учащимися была проведена встреча с ветеранами ВОВ: первой учительницей нашей школы Кузьмич Екатериной Афанасьевной и Кузьмичом Фёдором Ивановичем, прежним директором школы Шелеховым Михаилом Владимировичем, результат таких встреч - видеофильмы, снятые учащимися. В процессе такой работы оказывается необходимая помощь ветеранам войны и труда.
        В музее собраны материалы по воспоминаниям бывших учителей школы: Минича И. Н.- ветерана ВОВ и Бердника В. М. - участника военных парадов, в том числе парада Победы на Красной площади; узника нацизма Байды К. И. Собран материал о партизанской бригаде "Советская Белоруссия", воевавшей на территории Столинского района.
Темы исследований:
-        «Ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории города»;
-        «Учителя – ветераны Великой Отечественной войны»;
-        «Выпускники школы – известные люди в городе и за его пределами»;
-        «Партизанское движение на Столинщине».
Результаты исследований сопровождаются фотографиями, грамотами, вырезками из газет, видеофильмами, мультимедийными проектами.
Большую популярность у наших школьников в последние годы приобрели походы и экскурсии по родному краю, которые организовывает руководитель школьного музея Босовец Геннадий Григорьевич. Мало того, что такой вид деятельности способствует укреплению здоровья учащихся, так как формы его проведения - лыжные пробеги и велопоходы. Но, участвуя в таких походах, учащиеся узнают много интересного об истории нашей Столинщины, прослеживают связь между нашим Давид-Городком и окрестными селами, с историей всей Беларуси, чувствуют гордость за свою страну, свой народ.
Кроме того, данная деятельность способствует приобретению учащимися новых способностей:
·                    исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы);
·                    менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности);
·                    коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса).
Большая работа проводится руководителем и советом музея по изучению и сохранению исторических сведений о родной школе. Собраны и продолжают разыскиваться фотодокументы, запечатлевшие памятные события, лица учителей, выпускников школы. Экспозиция "Гордость школы" даёт информацию об выпускниках школы разных лет, добившихся определённых успехов, ставших известными людьми. Всей Беларуси и далеко за её пределами известны имена выпускников нашей школы: писателя и драматурга Марчука Георгия Васильевича, поэта и писателя Дранько-Мойсюка Леонида Васильевича, поэта и режиссёра Шелехова Михаила Михайловича. Школа гордится своим выпускником генерал-лейтенантом Плавченко Василием Антоновичем, первым генералом - уроженцем Давид-Городка. Известным хирургом - учеником и последователем знаменитого Илизарова стал Шепетько Владимир Николаевич, как и его братья Евгений, Георгий, Михаил и сестра Ирина. Выпускниками школы разных лет были кандидаты физико-математических наук Ничипорко Сергей Фёдорович, и Урбанович Александр Иосифович, кандидат медицинских наук Самсон Алла Алексеевна, кандидаты технических наук Комар Николай Владимирович и Малиновский Василий Николаевич, ученые Шостак Михаил Александрович и Шостак Владимир Александрович, журналист районной газеты "Навiны Палесся" Миронович Валентина Васильевна.
Формы работы школьного музея разнообразны:
проведение уроков и внеклассных мероприятий;
обзорные и тематические экскурсии для учащихся других школ, выпускников, родителей;
постоянно действующие или сменные экспозиции;
выставки детского творчества разной направленности;
мультимедийная мастерская, использующая компьютер, как инструмент творческого развития;
издательская деятельность: выпуск стенных газет, оформление альбомов;
переписка и связь с выдающимися выпускниками, учителями-пенсионерами или их родственниками;
подготовка докладов и рефератов.