Мир природы в искусстве
18.11.2019На уроках по предмету "Искусство (отечественная мировая и художественная культура)" учащиеся овладевают соответствующими группами компетенций: личностными, метапредметными и предметными. Работа учителя ОМХК Козуля Юлии Васильевны направлена на то, чтобы ввести учащихся в мир художественной культуры, сориентировать в системе художественных ценностей, сформировать критерии оценки художественных явлений. На открытом уроке, который прошёл 13 ноября в 5 "А" классе на тему "Мир природы в искусстве" была достигнута цель формирования у учащихся общего представления о воплощении мира природы в разных видах искусства.
План-конспект урока по искусству (ОМХК) 5 кл
Тема урока: Мир природы в искусстве. Выполнение пейзажа «Настроение природы» (акварель) с изображением необычного поэтического предмета - цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень»
Цель: формирование у учащихся общего представления
о воплощении мира природы в разных видах искусства.
Задачи:
— актуализировать представления учащихся о красоте и величии природы;
— раскрыть выразительные возможности живописи, скульптуры, музыки, слова в создании образа природы;
— формировать умение сравнивать образ природы и средства его воплощения в разных видах искусства;
— совершенствовать умение выражать наблюдение за природой в художественно-творческой деятельности;
— развивать фантазию и воображение;
— воспитывать уважительное отношение к природе
Оборудование: репродукции произведений искусства, фотографии С.В.Рахманинова, П. Кончаловского, сирени, фонограмма отрывка из музыкальной пьесы С.В.Рахманинова «Сирень» (транскрипция для фортепиано), пособие Т.Я.Вазинская «Отечественная и мировая художественная культура. Материалы к урокам», Т.Я.Вазинская «Отечественная и мировая художественная культура. Методические рекомендации», стихотворения о природе и природных явлениях, тетради для самостоятельной работы, альбомы, акварель, кисти, палитры.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Слово учителя. Всегда все радуются, когда весна наступает. Вы посмотрите в окно: пейзаж изменится. Проснётся зеленая трава, деревья выпустят маленькие, клейкие почки, которые расцветут и превратятся в листья. Небо станет необыкновенно голубым и светлым. Да, весна - это жизнь, это любовь, это вдохновение.
Неслучайно, почти всех писателей, поэтов, художников, композиторов волновало это время года. И хотя у Пушкина «Я не люблю весны» - но всё равно - и сердце волнуется и мысль кипит».
В это время расцветает прекрасное растение - это сирень! Обилие её не могло и не может не волновать творческих людей. И каждый описывает её по-своему. Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в своём стихотворении «Сирень».
Сколько белых и тёмно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождём лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
А вот как описывает сирень А. Куприн в своём рассказе «В зеленом домике отца».
« Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои гроздья цветы». «Благоухает сирень, обещает весну, и так сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве ... ».
Сегодня мы с вами попробуем проникнуть в таинственную мастерскую художника Петра Кончаловского и композитора Сергея Рахманинова, понять и почувствовать, что же хотели они «рассказать» о таком дивном растении.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Выполнение пейзажа «На-
строение природы» (акварель) с изображением необычного поэтического предмета - цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень». (Слайд №1)
Эпиграф: (написан на доске) «Музыка открывает людям глаза на красоту природы».
Василий Сухомлинский. (Слайд №2)
Словарная работа: С.В. Рахманинов - великий русский композитор, пианист, дирижёр.
Композитор - автор музыкальных произведений.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка. (Слайд № 3)
Я хочу, чтобы вы сегодня почувствовали не только теплоту весеннего солнца, красоту природы , почувствовали теплоту ваших сердец, потому что без этого нельзя войти в мир таинства.
Психологический тренинг. Работа предлагает взаимопонимание, доброжелательность, и поэтому я хочу, чтобы вы взяли друг друга за руки, почувствовали теплоту ваших сердец, поняли и выразили всё своими словами. Написали всё то, что хотел изобразить художник П. Кончаловский в своей картине «Сирень» и композитор С.Рахманинов в своей пьесе «Сирень».
Учитель: Цветок, о котором сегодня пойдёт речь - это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронёс через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка бюста "царицей" его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получает в дар букет белоснежной сирени. Какой - то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет - частицу российского пейзажа.
Включаем музыку С. Рахманинова (Слайд № 4)
Ребята, давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустов, ещё влажными от ночной росы, отводим тяжёлые ветки. Вот одна из них качнулась - и целый ливень обрушиваются на нас. Нам становится весело от этой шутки, но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря.
3. Работа учителя и учащихся по вопросам.
- Прекрасная музыка, не правда ли?
- Какие чувства она у вас вызвала?
(Слайд № 5)
Чувства: •радость: •восторг; •ощущение счастья;
- лёгкая грусть; •щемящая нежность.
- Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду?
(Слайд № 6)
Звуки сада: •шелест; • шёпот; •негромкий разговор ветвей; • нежная утренняя песенка; • лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия. •тихие вздохи просыпающегося душистого моря.
- Какой вы увидели сад?
(Слайд № 7)
Сад: •Майский; •утренний: •туманный: • огромный: •благоухающий; •радостный уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы
(Слайд № 8)
- А какой вы увидели сирень в «музыкальном саду»?
(Слайд № 9)
Ветки сирени: •гордые; • мощные: •могучие: •нежные; •пышные; •кружевные; •развесистые; • воздушные; • тянущиеся к солнцу: •нарядные; •гроздья сирени: •крупные; •свежие; •тяжёлые: •влажные; •мокрые от росы и дождя.
Аромат сирени: •медвяный; •чарующий; •прекрасный; •нежный; •упоительный; •таинственный; •загадочный: •удивительный.
- Ребята, сама пьеса не может назвать краски сиреневого сада. Это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если её внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень и бушующий сад, и гордые ветки сирени, как будто нарисованные волшебником – художником.
(Слайд № 13)
4. Физкультминутка
Посмотрите на картину Петра Петровича Кончаловского.
Что общего между картиной и пьесой Сергея Рахманинова «Сирень»?
Ответ: Кончаловский также как и Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам, как он очарован и восхищён ею.
П.П. Кончаловский очень любил сирень, ей он посвящал немало полотен: «Сирень в корзинке». «Сирень». Что пишет сам Петр Петрович: «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется!».
Ответ: Он также как и С. Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам как он околдован и восхищён ею. Мы чувствуем нежное чувство и любовь к сирени, которую испытывает т автор.
Учитель. Ребята, подумайте, созвучно ли настроение музыки и картины? Что мы можем себе представить, почувствовать?
Мы почувствовали красоту весеннего возрождающего к жизни мира, природы. Музыка помогает ощутить своё счастье, когда с наступлением весны испытываешь вот это, всегда юное чувство: ещё живу, потому что опять, ещё раз в жизни встречаю чудные тёплые дни и прорастание трав. И слышать как звенит воздух и испытываешь реальное счастье видеть, как возрождается листва берёз, как огромные гордые своей крепостью дубы расцветают зелёной листвой.
(Слайд №16)
Учитель. Ещё раз послушаем музыку и посмотрим на картину. Расскажите, что общего между картиной П. Кончаловского и пьесой С. Рахманинова?
И тот и другой показывают очарование сирени, её неповторимость, красоту. Только один рисует эти цветы на холсте, а другой воспроизводит в музыке. Музыка, как и картина, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.
5. Подготовка устного сочинения
-Даю вам немного времени помечтать. И может кто-то из вас захочет рассказать о том, что вы увидели, услышали и почувствовали, побывав вместе с композитором С. Рахманиновым и художником П. Кончаловским в сиреневом саду.
( Могут ответить 2-3 учащихся)
Учитель. Давайте ещё раз вместе с художником и композитором «войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картине П.П. Кончаловского.
И пусть музыка откроет вам глаза на красоту природы, как сказал об этом В. Сухомлинский.
Музыка открывает людям глаз на красоту природы.
В. Сухомлинский
Учитель. Я знаю, как трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю несколько предложений, то есть, конструкции к началу сочинения. Договоримся, что вы воспользуетесь ими, если не сможете начать по-своему. Вы расскажете о том, что увидели. Услышали, почувствовали, когда слушали музыку, рассматривали картину, а после мы попытаемся выполненить пейзаж «Настроение природы» (акварель) с изображением необычного поэтического предмета - цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень»
Конструкции к началу сочинения.
- Первая фраза сочинения: «Когда я слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в ... (я вижу ...)»
- Вторая часть «Музыка словно ... », «Звуки музыки такие ... »
- Мне кажется ...
- я ощущаю ... слышу ... вижу ... чувствую ...
(Слайд № 20)
Устное сочинение
6. Выполнение пейзажа из природных материалов
7. Выставка работ
8. Итог урока. Рефлексия