Предметы гуманитарного цикла

Разработки  учителя русского языка и литературы Куст Людмилы Николаевны

Тема урока: "Безличные глаголы", 7 класс 

Игровые приёмы на уроке

Приложения к урокам

Сочинения учащихся

Разработка урока истории заместителя директора по учебной работе

Свиридчук Наталии Владимировны

по теме «Усиление Московского княжества», 7 класс

Разработка урока истории учителя истории и обществоведения Козелко Людмилы Константиновны:

ТЕМА:  Гуманизм и возрождение в Европе ХVI в., 10 класс

Разработки уроков учителя русского языка и литературы Мойсюк Алины Николаевны:

Урок развивающего обучения по теме "Обращение", 5 класс

Интегрированный урок русского и белорусского языка ( учитель русского языка Мойсюк Алина Николаевна, учитель белорусского языка Якимова Татьяна Владимировна)

Сложноподчинённые предложения с придаточной определительной, 9 класс

План-конспект урока русского языка в 7 классе

                                             Тема. Безличные глаголы

Цель: определение понятия «безличные глаголы» и употребление их в речи.

Задачи:

üдать понятие безличных глаголов, познакомить  с их значением и формами;

üформировать умение различать безличные глаголы и личные в форме безличных, использовать их в речи.

üформировать исследовательские умения учащихся;

üпродолжить работу над развитием устной речи учащихся;

üвоспитывать интерес к предмету;

üразвивать умение работать творчески, представлять результат своей работы классу;

üпрививать любовь к творчеству русских писателей и художников

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Вы не раз убеждались, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. На удивительную силу русского глагола обращали внимание ученые-лингвисты, писатели. Эта часть речи занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.

3. Чтение высказывания К. Г. Паустовского

            «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать. Нет таких звуков, красок, образов мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - говорил К. Г. Паустовский

И сегодня нам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. Чтобы работа была успешной, определим предмет и объект исследования.

Для этого мы отправимся в путешествие, но необычное. Мы будем путешествовать по Галактике Глагола. А чтобы отправиться в путь, необходимо проверить готовность всех членов экипажа. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

4. Актуализация знаний учащихся.

Обратимся к карте звездного неба. Перед вами Галактика Глагола. Какую информацию о глаголе вы здесь видите?

А теперь предложите нам связный рассказ о глаголе, используя весь названный материал.

Теперь может отправляться в путь.

5. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Вы видите, что одна из звезд осталась неподписанной. Это и есть цель нашего урока – разгадать тайну неизвестной планеты. А что это за планета, вы узнаете, выполнив следующее задание

6. Работа с текстом

Перед вами текст. (На слайде и в маршрутном листе). Прочитайте его 

Смеркается. В бору темнеет.

Пожар зари над ним краснеет.

Во влажной почве лист сухой

Без звука тонет под ногой.

Ответьте на вопросы:

  • Что объединяет данные предложения? (Они простые.)
  • Какие предложения называются простыми? (Одна грамматическая основа)
  • Разделите эти предложения на 2 группы по самостоятельно выделенному признаку. (По составу грамматических основ: в 1 и 2 только сказуемое, в 3 и 4 – подлежащее и сказуемое.)
  • Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. (Смеркается, темнеет.)
  • Какое действие они обозначают? Совершается ли оно с действующим лицом или без действующего лица? (Без действующего лица)
  • Как можно называются такие глаголы? (Безличные)
  • Учитывая проделанную работу, сформулируйте тему урока. (Безличные глаголы). (слайд 5) – Запись в дополнительную тетрадь.

А теперь, зная тему урока, сформулируйте задачи.

Знать… (что такое безличные глаголы).

Учиться … (отличать безличные глаголы от других глаголов).

7. Изучение нового материала.

- Итак, первая задача для экипажей (командиры кораблей в это время работают по индивидуальным карточкам).

7.1. Работа в группах. Значение и формы безличных глаголов.

У вас на столах лежат карточки с текстами и задания к ним. В течение 2-3 минут вам необходимо, работая в парах, проанализировать данные тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголов.

Проверим полученные результаты: Чтение текста и вывод.

1 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают явления природы.

2 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают физические состояния человека.

3 группа. Вывод: безличные глаголы обозначают душевное состояние человека и его переживания. - Запись в дополнительную тетрадь.

Вторая задача – определить формы безличных глаголов –(выполняли  командиры, им слово).

1 ряд – Безличные глаголы могут иметь форму 3 лица ед. числа настоящего времени.

2 ряд – Безличные глаголы могут иметь форму 3 лица ед. числа будущего времени.

3 ряд - Безличные глаголы могут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени. Запись в справочную тетрадь.

7.2. Сопоставление личных глаголов с безличными. Работа в дополнительных тетрадях.

  • Запишите предложения в тетрадь.
  • Сравните предложения по наличию главных членов (найдите главные члены).
  • Установите значение представленных глаголов.
  • Определите форму данных глаголов.

Вывод: В русском языке в значении безличных могут употребляться личные глаголы.

7.3. Индивидуальное исследование. 4-5 минут.

Самостоятельная работа по карточкам, в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция.

Представление результатов классу.

7.4. Подведение итогов работы.

Расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголах и их выразительных возможностях в ходе исследования.

8. Творческая работа. 5-7 минут.

А сейчас, чтобы определить наш маршрут возвращения домой, вам надо составить текст, используя безличные глаголы. Попробуйте описать картину ночного или вечернего звездного неба весной или прогулки в весеннем лесу.

Используйте материал для справок в ваших маршрутных листах.

9. Чтение творческих работ

  1. Работа на закрепление знаний учащихся

В разных видах искусств мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов.

Задание: предлагаю вашему вниманию текст по картине Василия Поленова «Золотая осень». Назовите безличные глаголы в этом тексте.

         На картине художника В.Д. Поленова изображена золотая осень.

Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. На ясном  небе, как стая белых лебедей, можно увидеть плывущие пушистые облака.

        В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, которым захотелось одеться в разноцветные наряды.

        Пышным ярким  ковром раскинулся  по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья блестят в солнечных лучах,  как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Им очень хочется  полюбоваться волшебным золотым нарядом берез и помахать им своими пушистыми зелёными платочками.

        Земле не стоит огорчаться. Она  тоже надела  золотистый наряд, лишь кое-где можно увидеть мелькающие  маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

        Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться  в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться  осенним нарядом  деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

  1. Итог урока.Наш полет завершен.
  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Что показалось самым трудным?
  •  Самым интересным?
  1. Домашнее задание.

Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника.

Выписать примеры 5-7 предложений с безличными глаголами из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», указать их форму.

КЛАСС

1. Игра «Волшебная лесенка». Суть игры заключена в следующем: попробуйте спуститься вниз по лесенке (лесенка нарисована на слайде!), заполняя каждую ступеньку именем существительным с суффиксами - чик, - щик.

2. Игра «Кто больше?» или «Кто быстрее?»Например:

- Кто больше придумает синонимов к слову ХОЛОД?

- Кто больше вспомнит слов с удвоенной согласной?

- Кто больше придумает однокоренных слов к слову школа?

- Кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 1 и 2 спряжения, слов с двойной ролью букв е, ё, ю, я.

1. Игра в  парах  «Слова – рисунки»  Ученики играют парами. Один ученик составляет рассказ, в котором слова заменяют рисунками. Другой ученик переписывает рассказ своего товарища, заменяя рисунки буквами.

           

2. Игра «Мгновение».Рассказать или написать о том (5 предложений), чему удивился утром или вечером, по дороге в школу.

3. Игровой приём «Флажок». Данный прием продуктивен при повторении какого-либо раздела, когда учащиеся отвечают на контрольные вопросы.

   

4. Игровой приём «Светофор»  (сигнальные карточки зелёного и  красного цвета) используется очень часто при ответах и помогает определить степень усвоения знаний учащихся по теме урока: правильный – красная, неправильный – зелёная.

Задание 1: буквы на месте орфограмм заменить точками.

На опушке вырос красивый лес из березок. У каждой красавицы листья расположены по-разному. Одни касаются земли, другие горят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет молодая поросль. Во время вечерней зари  лес озаряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются горящими! Хорошо в это время в лесу!
Лес – это самое великое творение природы. Все зверьки, птички, преклоняются перед этим чудом.

Задание 2

«Фонетика. Графика», «Лексика»Предлагаю текст при изучении твердых-мягких и звонких-глухих согласных

И ж…вут в кв…ртире с нами два ежа и два ужа,

Целый день п…ют над нами два пр…ятеля-ч…жа.

И про наших двух ежей, двух ужей и двух ч…жей

Знают в нашем нов…м дом… все двенадцать этажей.

Задание: расскажите о звуках, которые обозначены выделенными буквами. Какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Расставьте ударения. Ударные слоги обозначьте знаком - , а безударные - о. Продолжите запись стихотворения: оо-о-о-о. Укажите строки стихотворения, концы которых совпадают. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Задание 3

«Творческие пятиминутки». Вот некоторые типы заданий: придумать предложение, включив в него как можно больше слов на изученную орфограмму; вычленить из текста, напечатанного без пробелов, слова по теме и составить с ними рассказ из нескольких предложений; расставить в предложении знаки препинания так, чтобы его смысл стал понятен и не получилась бессмыслица; придумать самим такие предложения; придумать одно или несколько предложений с фразеологическим оборотом так, чтобы он употреблялся в прямом и в переносном значении.

    

Задание 4. Напишите рассказ о том, какие орфографические умения и навыки получают школьники на уроках русского языка при изучении темы «Имя существительное» («Глагол», «Имя прилагательное», «Местоимение»).

Задание 5: используя данную ниже лексику, напишите миниатюру о дожде (по вариантам):  летний дождь,осенний дождь, весенний дождь.

Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.

Задание 6

Изложение по тексту В. Морозова «Да, виноват «большой» Петя»

Задание: дополнить текст изложения описанием внешности и поведения «большого» Пети. В заключении высказать своё мнение о поведении мальчиков. Озаглавить изложение.

VI КЛАСС «Словообразование. Состав слова». Задание: восстановить текст, дописывая подходящие по смыслу слова с приставками пре-, при- , объяснить их правописание.

На третий день нашего плавания мы…к чудесному острову, однако…к берегу не представлялось возможным, так как путь нам…подводные скалы. Пришлось спустить на воду шлюпку, в которой мы и…оставшееся расстояние. Нашему взору открылся…пейзаж.

Далее на этом же уроке ребята получают творческое задание из сундучка с пословицами, и составляют сочинение-миниатюру на тему одной из пословиц, употребляя при этом слова с приставками пре-, при.

Знание лучше богатства

Друга за деньги не купишь

Красна птица перьем, а человек ученьем

Мир освещается солнцем, а человек – знанием  

Текст «Золотая осень»  (Исаак Левитан)

Задание: замени прилагательные причастиями, а сложные предложения - причастными оборотами.

Работы учащихся:

Мама есть у каждого:

И у льва отважного,

И у белки-попрыгушки,

И у мальчика Андрюшки.

Маму нужно уважать,

Никогда не обижать,

Помогать ей, не лениться,

Ну и хорошо учиться!

Маму я свою люблю,

Очень я её ценю,

Уважаю, обожаю,

И поменьше обижаю.

Вместе учим мы уроки

Вместе смотрим мы кино.

Мам других на свете много –

Моя лучше всё равно!

Марчук Артём, учащийся 5 класса

Сочинение-миниатюра «Кто Я?»

Я Мария. У меня светло-русые волосы. Глаза серо-зеленые. Лицо овальное. Мне почти 11 лет. Люблю смеяться и шутить и редко – плакать. Спорить со мной не надо, потому что я не стану портить настроение. Я люблю рисовать, делать что-нибудь своими руками. Когда я серьёзно чем-нибудь занимаюсь, меня лучше не трогать. Я тогда очень злюсь, и у меня ничего не получается.

Пашкевич Мария, учащаяся 5 класса

Сочинение-миниатюра «Кто Я?»

Я ученик пятого класса. Мне 11 лет. Мой день рождения 1 декабря. Мое любимое время года — это лето, потому что летом тепло и можно купаться. А ещё можно целыми днями играть в футбол. Летом я очень много провожу времени на свежем воздухе и считаю, что лето – прекрасное время для отдыха.

Колбик Иван,  учащийся 5 класса

Сочинение-миниатюра «Кто Я?»

Меня зовут Дана. Я очень люблю животных. Дома у меня есть кот Борька и хомячок Дося. Они очень красивые. С ними всегда интересно играть. Свободное время я провожу за компьютером, а также люблю вышивать, вязать и читать. У меня дома много книг. Люблю слушать музыку и танцевать. У меня много друзей в школе. Но моя лучшая подруга – Маша. Мы с ней дружим уже много лет. Также я люблю своих родителей. Они у меня самые лучшие. Я помогаю маме по дому, убираю свою комнату, поливаю цветы, которых у нас много. Вообще я всегда разная! Вот какая Я!!!

 Мазан Дана, учащаяся 5-го класса

В жизни по-разному можно жить:

Можно в беде, можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой  обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

Урок русского языка, например, начинаю так. После приветствия на доске записываю текст  загадки:

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

Задание: По загадке нужно  описать осень.

Почему осень плачет? Осень бывает разной: то грустной, то дождливой, то разноцветной. Поздняя осень рыдает от сильных дождей и не хочет уступать место зиме. Когда волшебница – зима взмахнет своей чудесной палочкой, вся земля одевается в белую шубку. Земля радуется, что она не такая грязная, а осень начинает злиться. Она завидует зиме и земле в белом наряде.

Свежова Алеся, 5 класс

Сочинения по данному началу

(Давно это было, но дот сих пор я удивляюсь, как мне удалось прерпрыгнуть такую огромную канаву. Однако расскажу всё по порядку).

Этим летом я ходила в школьный спортивный лагерь. Однажды наш отряд отправился в лес. Это был не просто поход. Наши воспитатели организовали для нас эстафету на лесной поляне. Они поделили нас на команды и расставили нас в определённом порядке. В нашей команде я была последней. Мне уже передали эстафетную палочку, и я побежала. Вдруг среди деревьев мелькнуло что-то красное. Это был красный флажок, который я должна была доставить обратно.  Но путь мне преградила большая чёрная лужица. Мне было страшно перепрыгивать её.  Но я понимала, что победа нашей команды зависит только от меня. Чтобы не подвести команду, я от страха закрыла глаза, разогналась, что  было силы и не заметила, как очутилась на другой стороне. Ещё несколько метров – и флаг оказался в моих руках. Я преодолела свой страх и принесла победу нашей команде.  Чего не сделаешь ради победы!

Мисюра Анастасия,  6 класс

Сочинение  по данному началу и концу

(Однажды Коля очень сильно заболел. Лежит, в окно поглядывает. Хотя что с третьего этажа увидишь?)

А внизу в это время Колины друзья совещались. Их к больному не пустили: заразиться можно. Вот они и решили ему сюрприз сделать.

Влад и Витя побежали в ближайший магазин, купили любимые Колины конфеты, открытку и маленькую корзинку. Они положили открытку и конфеты в корзинку и попросили врача, чтобы он это всё передал Коле. Коля не столько был рад подарку, сколько тому,  что увидел нас, своих друзей.

(Хорошо, когда о тебе помнят твои верные друзья).

Пашкевич Дарья,  6 класс

Задание. «Редактирование текста».

Выпал снег. Лес и теперь хорош. На березах желтые листья. Ели и сосны зеленее, чем летом. Сухая трава выглядывала из-под снега щеткой. Тишина кругом. Была прозрачная вода в озере.

Ключ. (Выпал первый пушистый снег. Лес, хоть и мрачный, и теперь хорош. На белоствольных березах еще кое-где можно увидеть желтые листья. Ели и сосны почему-то кажутся зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава ещё выглядывает из-под снега желтой гладкой щеткой. Мертвая тишина царит кругом. Прозрачная вода в озере потемнела).

По Д. Мамину-Сибиряку.

Задание: что может чувствовать береза, одиноко стоящая в степи в непогожий день.

  

«Березе очень тоскливо стоять одной в степи. Рядом нет ни души, чтобы обмолвиться словом. Особенно ей грустно в непогожие дни. Когда налетают сильные ветры и трясут дерево, ее ветки гнутся в разные стороны, и она становится лохматой и жалкой. Береза плачет каплями дождя. Она подобна одинокому человеку, который нуждается в поддержке и общении».

Плесская Алина, 6 класс

Задание: описать одну и ту же действительность через призму настроения (грусть, радость, жалость, печаль)

«Мой класс, когда мне грустно»

Когда мне грустно, наш класс мне не очень нравится. Куда ни смотри, везде одно и то же: одинаковые столы и стулья, одни и те же шторы, лица и даже цветы. Кажется, кругом тоска и уныние. Каждый новый день похож на тот, который был вчера и позавчера...

Калько Дмитрий, 6 класс

«Мой класс, когда мне весело»

Когда у меня хорошее настроение, мой класс мне очень нравится. Ведь каждый день я здесь встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками, учителями. Здесь я получаю основы знаний, делюсь секретами со своими подругами, общаюсь с друзьями. Утром, когда я захожу в свой класс, в нем так светло и уютно, Меня с радостью встречают мои подруги. Через прозрачные  стекла окон нас согревают солнечные лучи. Солнечный зайчик играет на лицах ребят. Здорово, что есть такой уголок.

Ковалёва Анна, 6 класс

Домашнее задание: составление басни

Басня «Лисица и Петух»

В лесу была Лиса, рассматривала всех.

Хотелось страшно ей поесть.

Что тут найдёшь? Ей нужно сесть, подумать.

Нет ни зайчатинки, ни сыра, даже рыбки рядом нет.

Но рыжая Лиса всему найдёт ответ.

Гулял тут рядышком Петух, такой весь гордый, заводной.

Своими крыльями замашет – и сразу курочки запляшут.

Увидел он Лису, не знает что сказать.

Но рыжая хитрюга раз-два нашла слова.

И вот что говорит она:

- Мой миленький Петух, узнал ли ты меня?

Я твоя тётенька, а маменьке твоей сестрицей прихожусь.

Люблю тебя, дружок, я больше, чем зайчат.

Мой заинька, идём ко мне домой.

А глупый Петушок поддался на крючок.

Зашёл к Лисице в дом, а печка уж готова.

Лисица сунула его туда - и была такова!

Как вкусненько она поела.

От этой от еды аж чуть не обомлела.

Вот басне тут моей конец.

А вам хочу сказать, ребятки, на прощанье:

- Не будьте глупыми, такими, как Петух

И думайте, к кому идёте в гости.

Не то хозяин ваш, как и Проказница-Лиса,

Вам быстро посчитает кости.

Цывис Алёна, 6 класс

VIIКЛАСС

Сочинение-миниатюра «Опять грипп» (с использованием деепричастных оборотов)

Я заболела гриппом. Почувствовала слабость, находясь ещё в школе. У меня болело горло,  поднялась температура. Мама, придя домой после  работы, сразу начала меня лечить. Поставив горчичники и надавав всяких таблеток, она принесла  ещё  микстуру от горла. Я уже думала, что лучше бы я была в школе. На улицу нельзя! В компьютер играть нельзя! Ничего нельзя, только лежишь на диване, глядя в потолок. Совсем загрустив, я не заметила своей подруги Ксюши. Мы с ней провели весь вечер, рассказывая друг другу смешные истории.

    

Сочинение-миниатюра «Неприятности» (с использованием причастных оборотов)

Я очень спешил в школу, что даже не заметил выпавшего из кармана фонарика. В школе я столкнулся с новыми неприятностями. Не успевая справляться с накопившимися делами, я забыл выучить наизусть отрывок, понравившийся мне. Когда мой школьный день подходил к концу, я, измученный трудностями, собирался домой. Однако обратный путь был более удачным: по дороге я нашёл фонарик, потерянный мной утром. Дома выпитая чашка чая позволила мне расслабиться. Пришедший ко мне друг рассказал много интересных известий. Конец уходящего дня был не таким уж плохим.

Сочинение-миниатюра «Первый снег» (с использованием безличных глаголов)

На календаре середина декабря, а на улице совсем мало снега. Он первый, и его не хватает, чтобы укрыть землю. Видимо, осени не хочется уступать место зиме. Так хотелось бы поскорее покататься с горки на санках, сделать небольшую пробежку на лыжах, слепить снеговика! Нет-нет, да и покажется где-то серо-дымчатая тучка, а снега всё не прибавляется. Зима, наверное,  забыла о своих обязанностях. Но мне почему-то хочется верить, что она не за горами.

 

 

 


Методический проект урока истории по теме "Усиление Московского княжества" разработан для учащихся 7 класса общеобразовательной средней школы.

Проект урока был построен с учётом  способностей и индивидуальных особенностей данного класса, учащиеся которого проявляют интерес к изучению истории. Ребята владеют картографическими умениями, навыками исторического анализа, хронологическим мышлением, умением устанавливать причинно-следственные связи.

         Методическая разработка урока по теме «Усиление Московского княжества»  включает в себя альтернативные  подходы к решению и оценке проблем прошлого русского народа, анализ ситуаций исторического выбора, нравственную оценку исторических личностей и событий. Урок включает в себя применение информационных технологий. Для достижения поставленных целей и задач, были использованы различные виды деятельности: коммуникативная (беседы, элементы дискуссий, короткие сообщения), моделирование (составление схем, сравнительных таблиц), работа с исторической картой, исследовательская (в том числе и работа с источниками) с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 7 класса. Проект включает в себя литературу по данной теме для учителя и для учащихся 7 класса.        

План-конспект урока истории

по теме «Усиление Московского княжества» (7 класс)

Цель: формирование  у учащихся представлений об особенностях процесса усиления Московского княжества, подведение учащихся к пониманию  необходимости объединения русских земель в единое государство.

Место темы: тема «Усиление Московского княжества» изучается в рамках курса «История средних веков». Раздел «Славяне в Позднем Средневековье». Связана  с темами «Создание единого Российского государства», «Общество и хозяйство Московской Руси» и является базовой по отношению к другим изучаемым темам в дальнейшем.

Задачи: Обучающая:

Конкретизировать знания учащихся об общих чертах и закономерностях процесса усиления Московского княжества.

Развивающая:

Продолжить работу по формированию навыков логического мышления, прививать навыки творческого мышления, систематизации исторических знаний, умение оценивать события, явления и факты в истории.

Воспитательная:

Вызвать чувство сострадания и сопереживания с русским народом, боровшимся за своё единство.

Спецификация целей

Фактологические знания

Основные факты:

  1. Возвышение Московского княжества
  2. Первые московские князья.
  3.  Куликовская битва 1380г.
  4. Внешняя политика Московского княжества во второй половине XIV века.

Дополнительные факты:

  1. Иван I Калита – как один из деятелей укрепления Московского княжества.
  2. Дмитрий Донской – как талантливый политик.
  3. Роль русской православной церкви в общественной жизни.

Теоретические знания

Известные понятия

Новые понятия

Государство, Золотая Орда,  митрополит, дань,  единовластие, группировка,  монголо-татарское иго, церковь, централизованное государство.

Удел, ярлык, «Куликовское поле»,

Причинно – следственные связи.

1. Причины возвышения Москвы.

- благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства (старый центр пашенного земледелия и развития ремесла);

- относительная отдалённость Москвы от  районов постоянных вражеских набегов, усиленный приток населения в Московское княжество;

- умелая политика московских князей;

- поддержка церкви, Москва стала центром русского православия;

- превращение Москвы в центр освободительной борьбы против Ига.

2. Результаты следствия Куликовской битвы:

- монголо-татары, захватившие столько земель и поработившие так много народов, потерпели сокрушительное поражение;

- победителями  вышли воины князя Дмитрия, прозванного после этого Донским;

- победа подчеркнула, что только в единстве, через единовластие возможно избавление от ига.

Временная  связь: Ослабление Золотой Орды – время ожесточённых междоусобиц.

Пространственная связь: Вследствие своего геополитического положения Москва стала центром объединения земель Руси, присоединив Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятку, что способствовало расширению  территории Московского княжества.

Вывод 1. Именно подвиг русского народа в Куликовской битве послужил

толчком  к освобождению Руси от монголо-татар.2. Усиление Московского княжества стало закономерным событием в истории восточных славян.

Историческое мышление

Исторический анализ

Ученики должны уметь:

  1. Устанавливать причины  возвышения Москвы, результаты и следствия Куликовской битвы.
  2. Уметь давать оценку историческим деятелям (Иван I Калита,  Дмитрий Донской) на основании памятки.

Историческое понимание

Ученики должны понимать:

  1. Необходимость объединения русских земель в единое государство на определённом этапе развития феодализма.
  2. Понимать, что именно подвиг русского народа в Куликовской битве положил началу освобождения Руси от монголо-татар.
  3. Понимать содержание схемы «Содержание монголо-татарского ига».

Хронологическое мышление

Ученики должны:

  1. Определять хронологические рамки темы и соотносить их с лентой времени.
  2. Соотносить даты и события, с которыми связаны имена русских князей (Иван I Калита,  Дмитрий Донской).

Картографические умения

Ученик должен уметь:  

Уметь показывать на карте Московское княжество и другие области.

Культура устной и письменной речи

Ученик должен уметь:

  1. Выделять при ответе наиболее существенные факты и события для раскрытия темы;
  2. Излагать материал точно и последовательно:
  3. Правильно пользоваться исторической лексикой.
  4. Развивать коммуникативные умения (умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения, умения самостоятельно работать).
  5. Аккуратно и грамотно вести тетрадь по истории.

Ресурсная поддержка темы

Литература учителю:

  1. История России с древнейших времён до конца XVII века /Под ред. ак. Л. В. Милова – М.: 2007.
  2. История России: Справочное пособие /Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Мн.: Новое издание, 2000.
  3. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. – М.: 2001 т.
  4.  Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Сост. П. П. Епифанов, О.П. Епифанова. М: Просвещение, 1989.

Литература ученикам:

  1. Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история/ Сост.  Елманова Н. С., Е. М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  2.  Школьная энциклопедия «Руссика». История России. IX – XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.

 


Технологическая карта урока

по изучению новой темы «Образование Российского государства»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Метод. обесп.

Вводно-подготовительный этап

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Мотивирует на работу.

 

 

  1. Использует приём напоминания.

 

   

 

 

 

На слайде демонстрирует схему «Содержание монголо-татарского Ига» и предлагает охарактеризовать блоки схемы.

Подводит детей к тому, что именно совместными усилиями можно победить монголо-татар и избавиться от ига.

 

  1. Проверяет готовность к уроку.
  2. Закрывают глаза. 

Представляют, что они отправляются в путешествие в средние века.

3. Отвечают на вопросы:

- Что такое государство?

- Когда в древней Руси наступил период раздробленности?

-Каковы были результаты монгольского нашествия на Русь?

Опираясь на знания,  полученные ранее, характеризуют  блоки схемы.

Отвечают на вопрос: - Необходимо ли было русскому народу бороться с монголо-татарами или вечно жить под игом?

      Приходят к выводу о необходимости освобождения от ига монголо-татарских ханов и укрепления обороны страны, что создало бы предпосылки для объединения русских княжеств в единое государство.

Мульт. презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема «Содержа-ние монголо-татарского Ига»

 

Изучение нового материала

Слайд 3, 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд  6.

 

 

 

 

Слайд  7, 8.

 

 

 

Слайд 9-15.

 

 

 

 

 

Обращает внимание на тему и план урока на слайдах.

 

На основании темы и плана урока, предлагает попытаться самим определить цель изучения  темы.

 

 

 

 

 

 

Организует работу по плану.

  1. С целью определения причин

возвышения Московского княжества и объединению вокруг неё русских земель, организует самостоятельную работу с текстом учебника в парах. Разъясняет такое новое  понятие как удел.  После выполнения работы организует беседу с классом по данному вопросу. Вносит необходимые  уточнения и разъяснения, делает акцент на поддержку Русской православной церкви.  Демонстрирует итоговую схему. Ещё раз зачитывает причины.

2. С целью определения событий, с которыми связаны имена русских князей, учитель организует групповую работу.  Разъясняет понятие ярлык. Учитель сам рассказывает о борьбе московского и тверского князя за Владимир.Затем называет имена русских князей: Ивана I, Дмитрия Донского , просит охарактеризовать по плану. На слайде демонстрирует  сводную таблицу «Политические деятели на Руси».

3.Этот вопрос учитель раскрывает с помощью карты, схемы Куликовской битвы  и демонстрируя репродукции картин.

 Предлагает зачитать отрывок из «Сказания о мамаевом побоище»

Особое внимание уделяет Дмитрию Донскому, с этой целью задаёт вопрос.

 

 

 

 Предлагает определить основное следствия битвы.

 

 

4.Вопрос предлагает раскрыть заранее подготовленному учащемуся  с помощью карты.

Зачитывают  тему и план  урока Записывают тему. Записывают план в тетрадь.

Предлагают различные варианты целей и задач урока на основании темы и плана.  Совместно с учителем определяют главную цель.

Цель: Определение основных факторов, которые обусловили
превращение Московского
княжества в ядро объединения и централизации русских земель.

 

Читают текст учебника. Совместно

в парах определяют причины возвышения Москвы. Фиксируют их в тетради. После выполнения работы отвечают на вопросы учителя: - Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?  Какие причины выделили? 

Обсуждают совместно с  учителем. Вносят уточнения в свои записи.

 

 

 

Класс делится на две группы.  Каждая группа    по плану:

  1. Время правления.
  2. Внутренняя политика
  3. Внешняя политика.
  4. Значение.

(Выполняют 7 минут)

После выполнения ученик из каждой группы выступает с ответом. Участники из другой  группы дополняют.

 

Зачитывают отрывок из «Сказания о мамаевом побоище» .

Отвечают на вопрос:

 - Какое событие послужило толчком к освобождению от монголо-татарского ига?

Кому принадлежит заслуга победы в Куликовской битве.

Приходят к выводу, что    победа  в Куликовской битве подчеркнула, что только в единстве, через признание единовластия возможно избавиться от Ига.
         Важным следствием  победы в Куликовской битве было дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роль в образовании единого Русского

Государства.

4.Один учащийся раскрывает данный вопрос с помощью карты, остальные учащиеся анализируют данный вопрос и вносят дополнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник § 17, п.1, с.95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с.96-98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хрестоматия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта «Рост территории московского княжества (XIV-XV в.в.)

Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

Слайд 16.

 

Организует итоговое обсуждение.

 

Задаёт вопросы, просит показать на карте Московское княжество, центры княжеств и земель, присоединённых к Москве…

 

Задаёт наводящий вопрос и совместно с детьми делает вывод по изучению данной темы.

Предлагает выполнить небольшой тест по новой теме.

Участвуют в итоговом обсуждении, демонстрируют свои картографические умения, отвечают на вопросы, пользуясь текстом учебника и знаниями, полученными на уроке: - Что такое ярлык? Что означает дата 1380 г.? Как вы считаете, что отстаивали русские войны в Куликовской битве? Что же послужило толчком к освобождению от монголо-татарского Ига и к созданию централизованного государства?

Получает задания, отвечают словом «да» или «нет». Проверка осуществляется совместно с учителем. 

Карта «Рост территории московского княжества (XIV-XV в.в.)

 

 

 

 

 

Карточки –задания.

Заключительный этап урока.

Подводит итоги. Задаёт вопросы. Оценивает работу детей на уроке. Выставляет отметки.

Отвечают на вопросы:

- С какой темой познакомились?

- Какую цель ставили в начале урока?

-Какие основные факторы обусловили
превращение Московского
княжества в ядро объединения и централизации русских земель?

-Достигли мы поставленной цели?

Задают уточняющие вопросы по теме.

 

Рефлексия

Организует рефлексию на основе заполнения бланков

Заполняют бланки. Сдают учителю.

Бланки

Домашнее задание

§ 17, задания из Рабочей тетради. Выборочно – подготовить сообщение о князе Дмитрии Донском.

Записывают задание в дневник. Задают уточняющие вопросы.

 

 

ТЕМА:  

"Гуманизм и Возрождение в Европе XVI в. "

ЦЕЛИ:  -выяснить социально-экономические предпосылки зарождения нового типа культуры – культуры  Возрождения ;

 

              -познакомить учащихся с появленим нового мировоззрения – Гуманизмом , рассмотреть его сущность ;

 

               -рассмотреть формирование новой научной картины мира ;

                -на примере художников эпохи Возрождения показать изменения в мировосприятии европейцев нового времени ;

                -содействовать формированию у учащихся умений сопоставлять эпоху и знания , деятелей культуры и направления в искусстве

  

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : компьютерный класс .

ОБОРУДОВАНИЕ : учебник по всемирной истории для 10 класса , карточки с индивидуальными заданиями , школьная доска , исторический материал , диск из серии “Большая энциклопедия живописи . Лувр .”   

                    

ТИП  УРОКА : изучение нового материала  .

                                   ПЛАН  УРОКА

1.Понятие Гуманизм, Возрождение.

2.Предпосылки возникновения .

3.Формирование новой картины мира .

4.Развитие политических идей .

5.Представители эпохи Возрождения .

6.Закрепление .

7.Рефлексия .

8.Домашнее задание .

 

                                                  ХОД  УРОКА

 

  1. Организационный момент .

Приветствие . Объявление темы .

Внимание на доску , где записаны 2 эпиграфа .

  

             “Все люди ,являющиеся обладателями столь же ценных даров , какие обнаруживались в представителях Возрождения , не просто люди , но смертные боги .”

                                                                     Дж.Вазари .

                         “Жизнь коротка , искусство  вечно .”

 

      11.Актуализация знаний .

                Работа с классом . Вопросы :

                  -У – ХУ вв. – что это за период в изучении истории ?

                  -Что являлось основой мировоззрения в средние века ?

                  -Что ожидало человека , посягнувшего на  эти святыни ?

 

         Учитель : но тем не менее в ХУ1 в. стали формироваться  новые научные взгляды .

       111.Новый материал .

                   На  доске записаны 2 основных понятия :

               Гуманизм – совокупность идей и взглядов эпохи Возрождения , выдвигавших на первый  план человека и требовавших уважения его достоинства илюбви к нему .

              Возрождение – период в истории Европы , когда у людей возродился интерес к античной культуре , произведениям и учениям древних греков и римлян . 

 

         Учитель : конец ХУ – н.ХУ1в. – это период  огромного духовного подъёма , быстрого роста городов , развития науки и техники . Почему именно в этот период  происходят эти процессы , а не раньше ?

          Вместе с классом  выясняем предпосылки возникновения новых научных знаний и подъёма культуры .

           Приблизительные ответы учеников :

                       -переход от ремесла  к мануфактуре ;

                        -рост городов – населения и численности ;

                        -появление богатых горожан ( буржуа ) , умеющих зарабатывать деньги , ценить время ;

                        -зарождение мирового рынка ;

                        -первоначальное накопление капитала ;

                        -возникновение интеллигенции.

             Учитель : новому времени нужны были новые знания , населению городов нужны были  врачи , юристы , учителя . В это время складывается новый тип человека – человека деятельного и практичного . В противовес церковному взгляду   - ВОПРОС к классу –“А какой был взгляд у церкви на человека ”   ( искать ответ в учебнике в начале  нового параграфа  № 42  ) –как на ничтожное и греховное существо – возникло новое мировоззрение  - Гуманизм . Людей, которые принимали эти взгдяды , называли гуманистами . Они провозглашали право человека  на счастье в этой жизни , а не загробной , право на свободу , справедливость . Они выступали с критикой католической церкви . Что они критиковали ?

            Ученики :          корыстолюбие

                                      взяточничество         священников и монахов

                                      распущенность 

                                           

Учитель : но при этом  они оставались религиозными людьми . Главным для гуманистов было , что обращаясь к наследию  древности  и как бы возрождая его , они создавали новую реалистичную картину мира , возвышали человека и человеческую природу .

             На доске записаны имена

                     Николай Коперник (1473-1543 гг.)

                     Джордано Бруно     (1548-1600гг.)

                     Галилео Галилей     (1564-1642гг.)

           Ученики делают о них небольшие сообщения на 2-3 минуты . Эти сведения должны содержать данные о месте рождения , образовании , сделанных открытиях .

    Учитель: главным и общим для гуманистов разных стран Европы  было то, что обращаясь  к наследию древности и как бы возрождая его, они создавали новую, реалистичную картину мира, возвышали человека и человеческую  природу.

   На доске записаны имена известных людей ХУ1 в.

       Томас Мор (1478-1535 гг.)                                     «Утопия»

       Томмазо Кампанелла (1658-1639гг.)                     «Город солнца»

       Эразм Роттердамский (1469-1536гг.)                     «Похвала глупости»

       Николо Макиавелли (1469-1527гг.)                        «Государь»

       Ульрих фон Гуттен(1488-1523гг.)                           «Письма тёмных людей»

       Френсис Бекон (1561-1626гг.)                                  «Новая Атлантида»

                     

Ученики читают и анализируют исторические документы (из произведений Э.Роттердамского, Т,Мора и Т.Кампанеллы) на странице 300-303 и делают вывод о том, что построить общество о котором мечтали  эти люди невозможно,поэтому их  называли “

Великие мечтатели”

 Учитель: А теперь обратите внимание на второй эпиграф, записанный на доске “Жизнь коротка, искусство вечно”. Нельзя  говорить об эпохе Возрождения без её представителей. У нас есть возможность ознакомиться с работами великих художников  Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Альбрехта Дюрера и Микеланджело.

 Ученики рассаживаются  у компьютеров и включают программу “Большая энциклопедия живописи. Лувр” и рассматривют картины указанных художников . Попутно ученики делают небольшие сообщения  о жизни и творчестве этих людей. Учитель делает комментарии по ходу просмотра об изменениях в мировоззрении и манере письма художников в эпозу Возрождения. Главное из которых – появление портретного жанра и изображение  церковных заказов  в новом образе.

 Закрепление изученного материала: ученикам раздаются карточки с заданиями и их необходимо выполнить .Вслух обсуждается выполнение кроссворда.

Рефлексия.

Выставляются оценки за работу на уроке.

 На доске учитель записывает домашнее задание:

Для всех  параграф №42

На 9-10—подготовить ответ на вопрос 5 после параграфа.

Тема: 

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной 

Цели урока:

 1)содействовать развитию у школьников общеучебных умений находить главное в теоретических сведениях о СПП предложении с придаточной определительной частью в русском и белорусском языках;

 

2)формировать умение правильно квалифицировать придаточную часть, находить средства связи придаточной с главной, определять позицию придаточной части по отношению к главной, строить схемы  предложений и расставлять знаки препинания; правильно употреблять СПП предложения с придаточной определительной в речи в русском и белорусском языках;

 3) способствовать воспитанию у учащихся чувства любви к  Родине, нравственных качеств личности: мобильности, толерантности, ответственности за выбор и результат деятельности.

 

Тип урока-интегрированный урок русского и белорусского языков по изучению и первичному закреплению новых знаний и формированию умений.

 Оборудование: Толковый словарь, русско-белорусский словарь ,карточки с заданиями, кластер,  мультимедийный проектор.

 

 

Эпиграф:Радзіма пачынаецца з двароў,         

                Дзе журавель тырчыць,нібыта дрэўка.

                Радзіма пачынаецца з вятроў,

                Што падказалі першую запеўку...

                                                                   Е.Лось

 

Ход урока

        I.            Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя русского языка.

Я расскажу вам притчу. Каждый из вас поймёт её по-своему. И это понимание будет верным. Своими мыслями вы поделитесь после рассказа.

         Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках-живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…»

Мотивация обучения. Ребята, вы, конечно же, знали, что на этот урок мы придём к вам вдвоём с учителем белорусского языка.

-Что вы ожидаете от занятия?

     II.            Актуализация знаний.

1)    Словарная разминка на тему «Родина». (Один ученик записывает их на доске. Лексическое значение некоторых слов ученики находят в Толковом словаре).

Адресат, актуальный, Беларусь, ветеран, город-герой, гуманизм, заповедник, ландшафт, масштаб, необъятный, неисчерпаемый, областной, оккупант, окрестность, отрасль, палисадник, патриотизм, постамент, пьедестал, реликвия, ровесник, сверстник, территория, цитадель.

2) Лічбавы дыктант (прыём «Веру-не веру»)

 - Разгледзьце «правільныяі няправільныя» сцвярджэнні. Калі вы згодны з дадзеным  сцвярджэннем, пастаўце побач зім лічбу 1, калі не згодны – пастаўце 0. Аргументуйце свой выбар.

Ці верыце  вы, што:

  • злучнікі што, калі, дзе – падпарадкавальныя злучнікі;
  • азначэнне не адказвае на пытанне чый?;
  • сказ– гэта сінтаксічная адзінка;
  • складаназалежны сказ складаеццаз галоўнайі залежнай частак;
  • аднак – падпарадкавальны злучнік;
  • у складаназлучаным сказе  ўсе часткі раўнапраўны;
  • злучальнае слова не з’яўляецца членам сказа;
  • часткіскладаназалежных сказаў звязваюцца толькізлучнікамі.

 - Якое спалучэнне лічбаў у вас атрымалася при складанні адказаў.

 - Прачытайце ўсе правільныя сцвярджэнні.

 - Усе згодныз дадзенымісцвярджэннямі?

 - Прачытайце ўсе няправільныя сцвярджэнні, выпраўце іх, аргуменціруйце свой выбар.

 - Усе згодны з дадзенымісцвярджэннямі?

 - Якія вывады вы можаце зрабіць?

 III.            Информационно-поисковый этап.

1)    Устное учебное сообщение «Средства связи в СПП». Отличие союзов от союзных слов. Сравнить с белорусским языком.

2)    Проверка домашнего задания.

Прочитайте подобранные вами крылатые выражения (пословицы, поговорки, высказывания известных вам людей) о Родине, родном крае, Отчизне.(на русском и белорусском языках)

Какие это предложения по количеству грамматических основ? Определите вид придаточной части в СПП.

3)    Изучение темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».

- Сейчас мы запишем предложение для того, чтобы перейти к наблюдению над новой темой. Ее вы сможете назвать, определив вид придаточной части.

         Беловежская пуща и Браславские озера, Полесье и Свитязь, Нёман и Нарочь – все это наше наследство, которое один раз и навсегда дается каждому вместе с жизнью.

- Экспресс-беседа.

  • Какие части речи отвечают на вопросы какой? который? чей? (прилагательные, местоимения, порядковые числительные).
  • А какой член предложения отвечает на эти вопросы? (Определение).
  • Какое отношение эти вопросы имеют к записанному нами предложению?
  • Какие смысловые отношения возникают между частями этого предложения? (определительные).

- Определение темы, цели урока.

-Учитель белорусского языка обращает внимание на эпиграф. Зачитывает его. Ученики расставляют знаки препинания, объясняют.

4)    Работа в группах (самостоятельное освоение информации).

Составление кластера.

 - Первый вид нашей работы – лабораторная. Но она пройдет без пробирок, мензурок и сложных приборов. Цель нашей лабораторной – поиск ответов на вопросы. У вас на партах лежат учебники. Ваша задача закончить составление кластера.

 

 

 - Проговаривание теоретического материала, внесение дополнений в кластер.

Физкультпауза

 - Закройте, пожалуйста, глаза. Все про себя повторите несколько раз: «Я самый умный (самая умная), поэтому у меня все получится». С хорошим настроением приступаем к следующим заданиям.

 

 IV.            Тренировочно-коррекционный этап.

 

  • Задания по группам.

 

Практики

1)    Работа с текстом. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Определите его стиль, тип речи. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Найдите СПП, составьте их схемы. Определите вид придаточной части.

Что значит любить Родину?

Шла война. Мы были далеко от наших р..дных мест но нам часто снился отчий дом.

Война не убила в душах моих ровес..ников луч..зарных довоенный мир. В самые тяжкие дни мы хр..нили память о том уголке земли который каждый из нас исходил б..сыми ногами. Этот маленький кусоч..к земли где я учился понимать добро и зло олицетворял для нас Родину.

Самые высокие порывы человеческой души связа(н,нн)ы с чу..ством Родины которое не выразиш.. обычными словамиСН. Понятие Родины вмещает всеМ что имеет отношение к нашей жизни.

Языковеды

1)    Работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы. Перестройте (по возможности) простые предложения в сложноподчиненные, определите вид придаточных.

Пройдите её дорогами, побывайте в городах и сёлах, подыш..те зап..хами её л..сов, отведайте сла..кого сока берё.., ар..матных пл..дов её земли, окиньте взглядом пр..сторы её полей -  и вы полюбите нашу синеокую Беларусь.

Человек, однажды побывавший в Беларуси, н..когда н.. забудет её кр..соты, уюта, удивительной природы, радушия и гостепр..имства людей.

От стен легендарного Бреста, от Нарочи и быстр..течного Немана до Днепра пр..вольно ра..кинулась земля наша.

Задание: озаглавьте свой текст, определите основную мысль.

Переводчики

1)    Переведите предложения на русский язык, найдите СПП с придаточной определительной и выполните его синтаксический разбор.

Я хачу правесцi вас па зямлi,якая для мяне даражэйшая за ўсё.Якая яна, мая зямля? Гэта залатыя палi збажыны з сiнiмi вочкамi васiлькоў. Светлыя ад бяроз гаi,што аглуглi ад птушынага звону. Гэта бясконцыя жылы рэк,у якiх плешчуцца бабры.

Памяць маёй зямлi паўсюль. У курганах,пад якiмi спяць яе абаронцы.На палетках, дзе плуг аратага часам выворвае каменную сякеру, меч або гiльзы апошняй вайны.

Пранiкнiцеся любоўю да роднай Беларусi.

 

  • Выполнение упражнений по учебнику.

Упр.119.Определите стиль речи.Чем отличается употребление союзных слов который и какой в русском и белорусском языках?

Упр.123.Чем объясняется разнообразие средств связи, с помощью которых придаточная определительная часть присоединяется к главной?

 

     V.            Информация о домашнем задании.

Дописать предложения.

-Счастливым можно назвать человека,который…

-В моём городе есть дорогие сердцу места,которыми…

-Патриотом я считаю такого человека,который…

-Землю,где мы родились,надо…

-Белорус-это человек,который…

-…………дзе калісьці было балота.

-…………куды мы хадзілі на экскурсію.

-…………якія бываюць толькі ў нас на Беларусі.

Комментирование отметок.

 

Рефлексия.

Тема урока:  

"Обращение" 

УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ

 

Цели:

■   контролировать степень усвоения ос­новных знаний, умений и навыков, изучен­ных и сформированных на предыдущих уроках;

■   обеспечить усвоение основных понятий: обращение, распространенное обращение;

■   формировать специальные умения и навыки: находить в тексте обращения, расставлять знаки препинания в предложениях : с обращениями, составлять тексты с использованием обращений;

■   формировать общие учебные навыки: ставить цель, планировать и контролировать ход работы, работать с учебником и раздаточным материалом;

■   содействовать формированию мировоззренческих понятий, усвоению правил вежливого обращения к окружающим.

 

Ход урока

 

1.Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе,организация доброжелательного настроения всех учащихся.

Учитель.Здравствуйте те,кто,может быть,не выспался.Здравствуйте те,у кого плохое настроение.Здравствуйте те,кто с нетерпением ждёт каникул.Здравствуйте те,кто сегодня будет хорошо,активно работать на уроке.»Здравствуйте»,-говорим мы гостям,которые присутствуют сегодня у нас на уроке.

 

2. Объявление темы и целей урока.

Учитель. Ребята, наверное, вам не од­нажды приходилось замечать, что, обратив­шись вежливо, искренне и с добром к окру­жающим, в ответ вы получите расположение и те же добрые чувства. И наоборот — гру­бые и колючие слова только испортят на­строение. Сегодня на нашем уроке и пойдет речь о вопросе важном и нужном для каж­дого уважающего себя человека: "Как быть вежливым и воспитанным?" Очень большую помощь нам в этом окажет тема "Обраще­ние", изучив которую мы сможем грамотно и уместно пользоваться обращениями в уст­ной и письменной речи.  Создание ситуации успеха. Учитель. Что такое воспитанность, что

значит быть воспитанным человеком? Какой смысл заключает в себе это слово?

Ответы учащихся с использованием запи­си на доске:

—  Воспитанность — это умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость.

Учитель. А сейчас выразительно прочи­тайте эпиграф к уроку. Как нам проверить, какое это предложение по строению?

Хорошие качества составляют суще­ственное богатство души, но только вос­питанность служит для них оправой.

Дж. Локк

Ребята читают предложение, объясня­ют, что оно по строению сложное, состоит из двух простых предложений, связанных с помощью союза но, между ними ставится запятая.

—  Начертите его схему.

3. Актуализация  знаний и умений . Работа с текстом по  заданиям. Индивидуальные задания у доски.

Учитель. Можно ли научиться быть куль­турным и воспитанным? Как это сделать? Нам поможет текст "Воспитанный человек".

 

Воспитанность — это, ребята, не только хо­рошие манеры.

Воспитанный человек с глубоким уважени­ем относится к другим людям. Быть воспи­танным — значит быть внимательным, скром­ным, тактичным. Воспитанный человек не побеспокоит другого тем, что может сделать он сам. Он доброжелателен и спокоен в раз­говоре, и это располагает к нему окружаю­щих.   Он  помнит,   что  каждый  его  поступок

отражается на других людях. Поэтому стара­ется никому не причинять своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний.

Хорошее воспитание — это дорогое насле­дие, юные друзья. Молодежь должна беречь и развивать это наследие.

 

Задания.

Для всех: сформулируйте основную мысль текста.

Для 1-ой группы:

■   выпишите из текста  предложение  с однородными членами

■   подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения.

Для 2-ой группы:

■   дайте письменно развернутый ответ на вопрос: "Какого человека можно считать воспитанным?" Используйте в работе  предложения с однородными членами.

Для 3-ей группы:

■   прочитав текст о воспитанности, напи­шите сочинение-миниатюру на тему "Вежливость-необходимое условие всякого разговора» с использованием  предложений с однородными членами.

Чтение текста учителем. Ученики слу­шают, потом выполняют  задания к тексту. Текст и задания к нему заранее розданы на листах. Одновременно двое учащихся на доске выполняют задание по карточкам.

Вариант 1.

В данных предложениях расставить, где необходимо, знаки препинания, назвать "третье лишнее", объяснив свой выбор.

1.  Вежливый человек уважает своего собеседника и требует уважения к себе.

2.  Вежливый человек не опаздывает а всегда приходит вовремя.

3.  Вежливость-это признак культурного человека.

Вариант 2.

В данных предложениях расставить, где необходимо, знаки препинания, назвать "третье лишнее", объяснив свой выбор.

1.Вежливость проявляется в уважительности приветливости тактичности по отношению к окружающим.

2.  Уважение к собеседнику требуется и в поведении во время разговора и в манерах разговаривающих и в мимике и в жестах.

3.  Вежливый человек обязан владеть со­бой.

Проводится взаимопроверка.

4. Информационно-поисковый этап. 

Учитель. Какие предложения и слова в них помогли нам узнать, к кому обращен текст "Воспитанный человек"?

Ответы учащихся. Названные предложе­ния записываются в тетрадях и на доске.

Учитель. Культурный человек — это, ре­бята, воспитанный человек, вежливый, так­тичный. Вести себя так, чтобы было удобно окружающим, — это и есть культура пове­дения, юные друзья.

— Найдите слова, обозначающие лицо, к которому обращаются. Это обращения. Мы познакомились с новым для нас понятием — обращением.

  Физзарядка.

-А теперь,ребята,встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,вперёд,назад,

Повернулись вправо,влево,

Тихо сели,вновь за дело.

 Решение учебной задачи.

— К какой части речи относится слово ребята?

— Чем является сочетание слов юные друзья?

— В каком падеже употреблены эти слова?

— Какое место занимают в предложении?

— Как выделяются на письме? В устной речи?

Ребята ищут ответы на вопросы. На доске выстраиваются опорная схема-модель понятия "обращение" и схемы предложений с обращениями.

Отличие обращения и подлежащего

Подлежащее

Обращение

1.Называет предмет или лицо,которые выполняют действие.

2.От него можно поставить вопрос к сказуемому.Вместе они составляют грамматическую основу предложения.

3.Не произносятся с восклицательной интонацией.

1.Называет того,к кому обращаются во время разговора.

2.От него нельзя поставить вопрос к сказуемому.

 

 

3.Произносятся с восклицательной интонацией.

Выполнение упр.159

 

5.Тренировочно-коррекционный этап.

Моделирование понятия обращение одновременно с решением учебной задачи.

А) Моделирование, проверка того, как ученики поняли новый материал.

Выполнение тренировочного задания и уточнение, конкретизация схем предложе­ний с обращениями. Ученики получают кар­точки с записанными на них словами геро­ев из разных сказок.

Учитель. Ребята, давайте вновь обратим­ся к теме вежливости, воспитанности. Не раз на страницах книг вы встречались с доб­рыми сказочными героями, которые преодо­левали на своем пути немало трудностей. Они всегда находили себе друзей, помощь и поддержку с их стороны. Как вы думаете, ребята, что им помогало? (Вежливость, вос­питанность, учтивость.)

— Запишите в тетрадь предложения, найдите в них обращения, начертите схемы.

1.— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми за­муж!

2.— Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои родные, — им царевна говорит, — коли лгу, пусть Бог велит не сойти живой мне с места. Как мне быть? Ведь я невеста.

3.— Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме Бога одного.

4.  — Кай, что ты делаешь? — вскрикну­ла девочка.

5.   — Герда! Милая моя Герда!.. Где это ты была так долго? Где я был сам?

6.  — Что, Иванушка, не весел? Что голо­вушку повесил? — говорит ему конек.

7.   — Мальвина, я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи.

8.  — Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло. Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу.

9.  — Смилуйся, государыня рыбка! Еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою: избу просит сварливая баба.

10.  — Ой вы, гости-господа, долго ль ез­дили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?

11.   — Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

12.  — Ну, Иванушка Петрович, благодар­ствую тебя за сынка и за себя.

После выполнения задания каждый уче­ник зачитывает предложение, называя обращение, остальные угадывают, какому ге­рою принадлежат слова.

  

Учитель. Каждый культурный и воспи­танный человек обязательно должен знать, как обращаться к людям в устной речи и в письмах, в официальной и неофициальной обстановке. Об этом вам расскажут упр. 163,164

Учащиеся делятся на две группы и рабо­тают с текстами "Как обращаться к людям" и "Как писать частные письма". Прочитав тексты, нужно сообщить классу о правилах вежливого обращения.

Учитель. Давайте запомним одно простое правило воспитанного человека — всегда на­чинать разговор с кем бы то ни было с веж­ливого обращения. И, конечно же, не забы­вать о "волшебных" словах: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, извините, простите, спасибо.

Практическое задание: упр. 161 по учеб­нику (1, 2 предложения).

Проводится проверка предложений, ребя­та называют обращения, объясняют поста­новку знаков препинания.

 

Лексическая работа:объяснить значение слов в рамочке на стр.93

 6.  Домашнее задание.

Упр. 166    (подпишите правильно конверт и вложите в него ваше письмо).Это может быть письмо другу,в котором бы звучал призыв к путешествию по родной земле;заметка в газету с призывом бережно относиться к природе.

 7.Подведение итогов и выставление отметок за урок.

 8.  Рефлексия.

— Ребята, как вы думаете, где вы сможе­те применить знания и умения, полученные сегодня на уроке? Какую оценку вы дадите вашей работе и моей?

Если наш урок обогатил вас чем-то новым, создал прекрасное настроение, вызвал жела­ние быть воспитанным и вежливым, нари­суйте в тетради солнышко. Если вам что-то не понравилось, но в душе всё равно светло и радостно, нарисуйте цветок. Если же вы сторонник грубости и неучтивости, нарисуй­те тучку. Обратитесь друг к другу по имени и пожелайте доброго, удачного дня, а затем подарите свое хорошее настроение тому, кого встретите за пределами этого кабинета.

Спасибо за урок!