Разработки учителя математики Мисюра Т. Ф.
Умножение десятичных дробей, 6 класс
Разработки учителя информатики и физики Крох М. Н.:
Составление и реализация алгоритмов с циклами, 8 класс
Соединения проводников. Безопасность при работе с электрическими цепями, 8 класс
Сохранение и загрузка текста, 6 класс
Организация ввода и вывода данных , 7 класс
Команда присваивания. Арифметические операции и выражения, 7 класс
Составление и реализация программ с использованием массивов, 9 класс
Разработка учителя математики Савич Р. И.:
Презентация Решение квадратных уравнений по формуле, 8 класс
«Математический поезд» 6 класс
Умножение десятичных дробей
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цели урока:
- Способствовать формированию умений и навыков учащихся по теме «Умножение десятичных дробей». Повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме, выявить уровень овладения системой знаний и умений.
Образовательные задачи урока:
организовать работа учащихся по систематизации основных теоретических вопросов темы, по совершенствованию вычислительных навыков устного и письменного счета;
применить изученные правила при решении практических задач.
Развивающие задачи урока:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся;
формировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций.
Воспитательные задачи урока:
воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Наглядный материал и оборудование:
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.
- Мультимедийная презентация 1 «Десятичные дроби».
- Мультимедийная презентация 2 «Из истории десятичных дробей».
- Мультимедийная презентация 3 «Площади» (Прил. 3).
- Мультимедийная презентация 4 «Задачи практического содержания» (Разд. мат., пр.4)
- Маршрутный лист.
- Карточки для конкурса художников.
- Карточки для индивидуальной работы.
Структура урока
- Организационный момент (1 мин)
- Целеполагание и мотивация
- Актуализация
- Систематизация и обобщение
- Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях
- Физкультминутка
- Проверка уровня обученности
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки
- Информация о домашнем задании
Ход урока
- Организационный момент:
Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка подготовленности кабинета и учащихся к уроку; организация внимания учащихся.
- Целеполагание и мотивация:
Вступительное слово учителя:
Дорогие друзья! Я приглашаю Вас в удивительное путешествие в королевство десятичных дробей. Много испытаний предстоит нам пройти, много новых друзей приобрести. Так соберем войско несметное ̶ знание ученическое, умножим их на смекалку да на выдумку. А путешествовать мы будем на «Математическом поезде». Проедем по стране наших знаний, узнаем, насколько она стала велика, и познакомимся с новыми поселениями.
Целью нашего путешествия будет систематизация знаний, умений и навыков при умножении десятичных дробей; развитие умения использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности и повседневной жизни. (Прил.1, сл.1)
- Актуализация:
а) устный опрос по определениям
Чтобы отправится в путь, путешественники берут с собой багаж. Вашим багажом являются знания. Предлагаю ответить на следующие вопросы:
- Правило сложения десятичных дробей
- Правило вычитания десятичных дробей
- Правило умножения десятичных дробей
- Правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
- Правило умножения десятичной дроби на 0,1, 0,01, 0,001 и т.д.
б) изучение маршрута
А теперь необходимо изучить маршрут. Рассмотрите карту путешествия
Рассматривая маршрут, путешественник не всегда знает, что его ждет на данной станции, пусть и для вас пока это будет секретом.
- Систематизация и обобщение
а) Устный счёт «Найди ошибку» (фронтально).
Посетим первую станцию «Техосмотр». Для того, чтобы поезд мог отправиться в далекое путешествие, нам необходимо устранить поломки. На доске записаны задания с ответами, вы должны найти соответствующие заданию ответы.
Работа с использованием интерактивной доски. Сайт LearningApps.org (паззл «Умножение десятичных дробей», стр. 12).
Поломки устранены, поезд отправляется в путь.
б) Мы прибыли на следующую станцию «Точность и ясность»
Каждый из вас получил маршрутный лист. К концу путешествия вы должны будете его заполнить и сдать мне на проверку. в итоге каждый получит не только удовольствие от путешествия, но и заслуженную оплату в виде оценки. (Маршрутный лист (Прил.2))
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Дата ________тема урока: _____________________________________________________
Фамилия, имя __________________________________________________класс_________
По ходу приключения отмечай успешность выполнения каждого задания, фиксируя свои выводы рядом с решением в виде последовательности знаков:
○- если уверен в правильности выполненной операции;
- если не уверен в правильности выполненной операции;
∆ - если не знаешь, как выполнить операцию.
1) Вставь пропуски
Чтобы перемножить две десятичные дроби, их нужно перемножить, как…_______________________ ________________________________________________
1, 2 3 4,2 + 2 4 6 4 9 2 5 1 6 6 |
∙ 10 ∙ 100 ∙ 1000 … ? |
∙ 0,1 ∙ 0,01 ∙ 0,001 … ? |
2) Соедини с числом 38,45 те выражения, значения которых равны этому числу.
|
|
|
|||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
|||||||||||||
3) Найди правило, по которому записан каждый ряд чисел. Запиши в каждом ряду ещё два числа по тому же правилу:
А) 12,3; 123; 1230; …_____________________________________________
В) 38435,8; 384,358; …__________________________________________
С) 0,6; 1,2; 2,4; …_____________________________________________
4) Надо вставить пропущенные запятые, чтобы получились верные равенства:
а) 78,2 · 156 = 121992; б) 78,2 · 0,156 = 121992;
в) 0,782 · 1,56 = 121992; г) 7,82 · 156 = 12,1992;
Проговори правило, которое помогло восстановить запятые.
5) Самостоятельная работа.
№ 3.74 Найдите значение выражения, используя верное равенство 5,64082+103,56=109,20082
- (5,64082+103,56)*0,01 1) 10*(5,64082+103,56)
- 1000*(109,20082-5,64082) 2) (109,20082-103,56)*0,1
№ 3.102 Сравните:
- 0,38 от 4,95 и 0,76 от 2,48 1) 0,42 от 68,9 и 0,81 от 35,72
№ 3.92 Для покраски пола, длина и ширина которого соответственно равны 8,5 м и 6,8 м, приобрели три банки краски по 2,2 кг. Хватит ли этой краски, если расход краски на 1 м2 составляет 0,125 кг?
Отметь успешность выполнения всей работы на уроке ______________________
Математический диктант
Заполнение маршрутного листа: задания № 1), 2), 3), 4).
в) В поезде есть контролеры, вашим билетом будет правильно выполненное домашнее задание. Пока ребята выполняют математический диктант, то есть работают с маршрутными листами, контролеры проверяют домашнее задание.
г) Доклад конролёров:
«Проверка билетов показала, что среди вас нет безбилетных пассажиров».
д) Взаимопроверка (работа в парах).
А теперь поменяйтесь маршрутными листами и сделайте проверку каждого задания. (Прил.1, сл.3, сл.4, сл.5,6)
- Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях
Следующая станция «Практическая». В жизни приходится выполнять много заданий на нахождение площади многоугольников и объемов тел.
а) Повторите основные формулы для нахождения площади прямоугольника, периметра прямоугольника, площади квадрата, прямоугольного треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (слайд 1-5, прил. Площадь прямоугольника)
б) Работа у доски (Фронтально, письменно)
Решим задачи на нахождение площадей прямоугольников, измерения которых заданы десятичными дробями. Текст задач представлен на экране в мультимедийной презентации. Ученики решают задачи на доске и в тетрадях. Затем проводится исследование зависимости площади фигуры при изменении её размеров: уменьшение в 2 раза, увеличение в 3 раза.
Ответы показаны на экране (Слайд 6, 7, прил. Площадь прямоугольника) (Презентация «Объемы»)
- Физкультминутка
Мы прибыли на станцию «Спортивная»
Давайте сойдем на станции и отдохнем. Я неоднократно делала вам замечания, что вы неправильно сидите.
Коль писать мешает нос,
Значит это сколиоз
Вас сгибает над тетрадкой,
Позвоночник не в порядке.
Мы ему сейчас поможем:
Встанем, руки за голову сложим,
Повороты влево-вправо.
Руки к солнцу потянулись,
Мы назад еще прогнулись,
Повращаем мы плечами,
Чтоб они не подкачали.
Улыбнулись всем, кто рядом.
Вот! Уже другой порядок!
А теперь повыше нос:
Нам не страшен сколиоз.
Сядем ровно, ручки в руки,
Продолжаем путь в науке.
- Проверка уровня обученности
а) Работа с разноуровневыми карточками (письменная).
Пассажиры в поезде едут группами, общаются, делятся впечатлениями, новыми знаниями. Вот и вы сейчас поработаете в группах.
Следующая станция «Художественная галерея».
Конкурс художников (работа в группе; после выполнения, каждая группа вывешивает свой результат на доске). Решить задачи, найти на палитре правильные ответы, разукрасить картинку. Цифры 1, 2, 3 и т.д. соответствуют номерам задач, а цвета красок – правильным ответам на них. (Прил.1, сл.10)
б) Следующая станция «Историческая»
Как вы помните, у нас в поезде есть 2 контролера (Прил.3, мультимедийная презентация), они не просто заслужили это звание. И вы в этом сейчас убедитесь. Ребята проведут для вас небольшую экскурсию в прошлое (2 ученика выступают с индивидуальным заданием из истории десятичных дробей).
- Подведение итогов урока
Учитель благодарит учащихся за урок, отмечает лучшие ответы. Анализирует групповую работу. Собирает маршрутные листы, чтобы проверив их, выставить всем оценки и увидеть, над чем еще нужно поработать.
- Вернувшись домой из путешествия по стране «Десятичные дроби», я думаю, вы с удовольствием поделитесь своими впечатлениями с родителями и друзьями.
Вам осталось собрать свои вещи. Это значит записать домашнее задание (Прил.1, сл.13).
Рефлексия
̶ Понравилось ли вам путешествовать? Что вы чувствовали сегодня на уроке?
̶ С какими трудностями вы встретились? Кому было трудно? Почему?
̶ Чего было сегодня необычного? Что понравилось? Что взяли с урока?
̶ Оцените свою работу на уроке, используя уровни успешности (Прил.1, сл.12)
А закончить урок хочется такими словами:
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай,
Повторяй, учись, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Тема урока: Составление и реализация алгоритмов с циклами
Эпиграф урока: «Никто не научится хорошо составлять большие программы, до тех пор, пока он не научился хорошо составлять малые»
Дэвид Грис, американский программист
Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по основам программирования, решению практических задач с использованием алгоритмических конструкций повторения, продолжить формирование логического и алгоритмического мышления учащихся.
Задачи урока: 1) создать условия для взаимного обучения учащихся, развития умений слушать и слышать друг друга, анализировать результаты деятельности, развития мыслительных операций по определениям темы, сворачиванию и разворачиванию информации.
2) Содействовать самоопределению учащихся в выборе профессии, развитию самоконтроля и правильного поведения во время работы за компьютером.
Компетенции, которыми овладеет ученик в ходе урока:
Ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции,
учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции
Компетентностные цели для учителя:
Предметно-методологическая компетентность, психолого-педагогическая компетентность, компетентность в области валеологии образовательного процесса, компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса, коммуникативная компетентность, компетенция в области управления системой «учитель-ученик»
Тип урока: закрепление и комплексное применение знаний
Обеспечение урока: высказывания о программировании, презентационный материал, ЭСО «Информатика 6-10», лото «Циклы», система программирования PascalABC, блок-схемы и заготовки программ, задания для реализации на компьютере, листы учёта и контроля, материал для рефлексии.
Педагогические технологии: многомерная дидактическая технология, информационно-коммуникативная технология.
ХОД УРОКА
I. Организационное начало урока.( 1 мин.)
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас. В этом году мы начали изучение информатики с одного из самых первых и основных её разделов – программирования и уже почти заканчиваем работать над ним. Поэтому на сегодняшнем уроке вы закрепите и проверите свои знания и навыки по составлению и пониманию циклических алгоритмов и определите уровень усвоения вами данной темы.
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
II. Ориентировочно-мотивационныйэтап.( 10 мин.)
- Программирование является одним из сложных разделов информатики. Конечно же, мы рассматриваем и составляем короткие и несложные программы. Но именно они и являются мостиком к составлению сложных программ, и, может быть, ведут в дальнейшем к освоению профессии программиста.
Зачитывается эпиграф урока.
- Таким образом, существуют три типа программ. В этом году мы изучаем уже более сложные структуры: ветвление и повторение, - те в которых выполнение зависит от некоторого условия. В программировании существует несколько видов циклов. Обратимся к блок-схемам (слайды презентации).
Такие процессы распространены не только в программировании, но и в жизни и как раз циклы происходят чаще всего. Рассмотрим, например, известные пословицы и определим, какие алгоритмические конструкции в них рассматриваются.
Учащиеся читают пословицы и определяют структуры, которые в них описаны. Для этого используются слайды презентации и рисунки, подготовленные обучающимися.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
С глаз долой, из сердца вон.
Куй железо, пока горячо.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Тише едешь – дальше будешь.
Назвался груздем, полезай в кузов.
Не говори «гоп», пока не перескочишь.
Проведём повторение опорных знаний с помощью ЭСО. (Учащиеся выполняют несколько тестов на компьютерах, работая в парах.)
За учебными столами – игра Лото.
- Если число повторений цикла известно заранее, то используется -- цикл с параметром for
- Параметр цикла i обычно имеет тип -- integer
- Цикл WHILE называется -- циклом с предусловием
- Тело цикла следует после слова –- do
- Если условие в цикле WHILE ложно с самого начала, то -- тело цикла не выполнится ни разу
- Если тело цикла выполняется бесконечное число раз, то говорят, что -- произошло зацикливание
- Если тело цикла состоит из двух и более операторов, то необходимо использовать -- операторные скобки begin..end
III. Операционно-деятельностный этап.(25 мин.)
Для того, чтобы проверить свои умения конструировать программу, составим текст программы из заготовок, как пазлы.
(Учащимся раздаются условия задач, блок-схемы, заготовки, они складывают тексты, работая в группах.) Затем задания проверяются учащимися на компьютерах и заполняются таблицы результатов выполнения.
В тетради учащиеся выписывают условие и тело цикла.
После заполнения результаты программ озвучиваются и анализируются.
Практическая работа за компьютерами:
Учащиеся садятся за компьютеры, загружают файлы-заготовки и выполняют индивидуальные задания, напечатанные на карточках.
После отладки программ учащиеся проводят их тестирование (составляют таблички в тетрадях), отвечают на вопросы:
Что для вас труднее составить в цикле: условие или тело цикла?
Является ли отсутствие синтаксических ошибок свидетельством правильности программы?
Поделитесь своими соображениями при проведении тестирования. Каким должен быть первый тест?
В процессе работы – физкультминутка для глаз.
IV. Оценка успешности достижений учащихся.( 3 мин.)
Учащиеся подсчитывают свои баллы в листах контроля и сравнивают с отметкой, выставленной учителем.
Домашнее задание. ( 1 мин.)
§ 4, упр. 1, 8, стр. 56
V . Итоговая рефлексия.( 5 мин.)
- Как вы считаете, для чего современным людям надо знать основы программирования? Надо ли изучать этот раздел в школе или же пусть этому учат уже в ВУЗе студентов, которые выбрали специальности, связанные с IT-технологиями? Какие качества, черты личности вам удается развить, повысить, изучая этот раздел? Попробуйте ответить, выбрать. Учащиеся выбирают ответы, оформленные в виде листков, и прикрепляют их на дереве знаний.
- Не получился ли и этот процесс у нас циклическим? Впрочем, таким он и является в природе.
- Навыки программирования у нас будут из года в год повышаться, так как изучать язык Паскаль вы будете в каждом классе.
Спасибо за работу.
Тема урока: Обобщение знаний по теме "Соединения проводников. Безопасность при работе с электрическими цепями "
Цели урока
Образовательные:
- выявить уровень сформированности у учащихся физических понятий по изученным темам;
- сформировать понятие о коротком замыкании;
- продолжить развитие у учащихся знаний и навыков безопасной работы с электрическими цепями;
- создать условия для проведения эксперимента и анализа причин повышения силы тока в цепи
Задачи личностного развития:
- создать ситуацию, способствующую развитию экспериментальных навыков учащихся;
- содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умению слушать, внимательно относиться друг к другу, работать в группе);
- способствовать развитию у учащихся наблюдательности, формированию навыков анализа, сравнения, сопоставления, умения рассуждать, обобщать и делать выводы.
Прогнозируемый результат урока.
Предполагается, что к концу урока учащиеся смогут объяснить причину короткого замыкания, будут знать способы защиты электрических цепей, успешно выполнят итоговое задание.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры Программное и дидактическое обеспечение урока: электронная презентация, ЭСО «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория», карточки для лото, модуль и журнал тестирования MyTest, листы самооценки.
Ход урока
I этап. Организационно-психологический (до 1 мин.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование и учебные материалы |
1.1. Приветствует учащихся и присутствующих коллег. Организует положительное настроение: - покажите, что вы готовы сотрудничать с учителем; друг с другом; владеете знаниями по темам «Соединение проводников. Закон Джоуля-Ленца» |
Организуются, настраиваются на работу. Участвуют в обсуждении. |
Слайд презентации |
II этап. Ориентировочно-мотивационный (до 6 мин.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование и учебные материалы |
2.1. Актуализация знаний Предлагает в группах выполнить задания игры-лото. Осуществляет проверку: должны получиться слова «электричество, безопасность» 2.2. Постановка темы и целей урока: Предлагает составить фразу урока из получившихся слов:
Как вы думаете, будет звучать тема сегодняшнего урока? Предлагает озвучить цели урока, продолжив фразу «Я хочу повторить, проверить, узнать, показать, продемонстрировать, сделать вывод …» Выслушивает учащихся, уточняет цели урока |
В группах выполняют задания игры, раскладывают карточки, зачитывают получившиеся слова.
Предлагают варианты, составляют ключевую фразу урока
Формулируют тему урока Выполняют задание «Продолжи фразу», формулируют и обсуждают цели урока. |
Слайд презентации с ключевой фразой урока
Слайд презентации: тема урока Слайд презентации: «Продолжи фразу»
Слайд презентации: цели урока |
III этап. Операционно-деятельностный (до 26 мин.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование и учебные материалы |
3.1. Предлагает провести эксперимент с виртуальными цепями Ставит проблему: -В чем опасность работы с цепями? -Из-за чего может возникнуть пожар? Поражение током? В процессе эксперимента надо ответить на вопросы: почему нагреваются провода? Как сделать цепи безопасными? Создает предпосылки для самостоятельных выводов, организует эксперимент в парах, информирует о правилах выполнения задания - В цепях с каким соединением может произойти увеличение силы тока? ( параллельное соединение большого числа потребителей) - Когда ещё может резко возрасти сила тока в цепи? (если убрать нагрузку – короткое замыкание) -как на практике может получиться такая цепь? - как избежать перегревания проводки и короткого замыкания? 3.2. Проводит эвристическую беседу об опасности тока для человека Другая, пожалуй, более серьёзная опасность при работе с электрическими цепями – поражение человека током. - Назовите самые большие значения силы тока, которые вы записали. Считаете ли вы их большими? Получали ли вы такие значения при решении задач?
3.2. Теперь мы опять возвращаемся к нашим целям, поставленным в начале урока. Какие цели уже нами достигнуты?
|
Отвечают на вопросы
Работая за ученическими компьютерами, создают цепи, работая в парах Измеряют значения силы тока, обсуждают, делают выводы, заносят данные в листы учета и контроля Восстанавливают вышедшие из строя приборы
Включают в цепь предохранители, проверяют их работу.
Зачитывают сделанные выводы.
Называют значения из таблиц
Перечисляют достигнутые цели |
Слайд презентации
На ученических компьютерах - ЭСО «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория»
На экране проектора слайды презентации:
Результат действия тока на человека;
Очаги электроопасности;
Запрещенные действия
Сигнал тревоги
Цели урока
|
IV этап. Контрольно - оценочный. (до 8 мин.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование и учебные материалы |
4.1. Предлагает тестовое задание |
Выполняют тесты за компьютером в парах
Заносят результаты тестирования в листы самооценки
|
На компьютерах учащихся: электронные тесты, созданные в редакторе MyTest На экране проектора: журнал тестирования в режимах Монитор и Результаты
|
V этап. Подведение итогов, рефлексия (до 3 мин.)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оборудование и учебные материалы |
5.1. Просит ответить на вопросы мысленно или вслух: 1) Было ли для вас что-то в сегодняшнем уроке известным; полезным; трудным; интересным? 2) Были ли у вас в процессе работы над темой сомнения и колебания и разрешились ли они? 3) Назовите одну причину успешной работы в вашей паре во время эксперимента. 4) Выделите одну причину, которая не позволила получить отметку выше. Я вижу, что все вы усвоили тему, сможете применить свои знания в дальнейшем. |
Отвечают на вопросы
Участвуют в подведении итогов урока |
Слайд презентации |
VI этап. Определение домашнего задания ( 1 мин)
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Обеспечивает выбор домашнего задания для учащихся Для тех, кто набрал мало баллов (<50%): повторить § 26, 27 Для остальных: § 28 Творческое (на выбор): составить сообщение на тему «Виды предохранителей», «Использование предохранителей в моем доме»
|
Записывают в дневники домашнее задание |
Спасибо за сотрудничество на уроке!
6 класс
Сохранение и загрузка текста
Цель урока: учащиеся вспоминают известные им операции сохранения и загрузки и закрепляют навыки работы в процессе сохранения и загрузки текстовых документов, используют в работе программу Проводник, вырабатывают в себе привычки аккуратности при расположении документов в папках.
Обеспечение урока: ТР WordPad, задания для самостоятельной работы, карточки с заданиями для работы за компьютером.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Организация группы, объявление основных этапов урока.
2. Повторение опорных знаний.
Выполнение самостоятельной работы в тетрадях. (задания на листах).
Вопросы СР:
Вариант 1
1) Для работы с текстом предназначена программа
а) клавиатурный тренажёр;
б) текстовый редактор;
в) графический редактор
2) Назовите два способа запуска ТР WordPad.
3) Распечатав текст на принтере, мы получим:
а) документ;
б) виртуальный документ;
в) файл
4) Что называется текстовым курсором?
5) Чтобы отделить друг от друга два абзаца в тексте, нужно нажать клавишу:
а) Пробел;
б) Enter
в) Home
6) Выберите основные элементы текстового документа:
а) предложение; б) символ;
в) словосочетание; г) абзац
д) слово; е) страница
Вариант 2
1) Мы используем текстовый редактор:
a) Microsoft Word;
б) WordPad;
в) Блокнот
2) Где хранится текст в компьютере?
3) Текст, который мы видим на экране, называется
а) файлом;
б) виртуальным документом;
в) документом
4) Как перейти в тексте на новую строку внутри абзаца?
5) Чтобы отделить друг от друга два слова в тексте, нужно нажать:
а) DELETE
б) BS
в) Enter
г) Пробел
6) Укажите способ переключения алфавитов.
Закончить работу, тетради закрыть.
3. Формулирование темы и целей урока.
Вопросы к классу:
1. Назовите типовые задачи обработки информации, которые мы можем выполнять с помощью текстового редактора.
2. Какую из этих задач вы выполняли на прошлом уроке?
3. Как вы думаете, какие задачи мы можем выполнять сегодня?
- сохранение и загрузка текста;
4. Знакомы ли вам эти операции?
- да, при работе с графическим редактором.
Таким образом, тема сегодняшнего урока – «Сохранение и загрузка текста», Цели урока: закрепить навыки сохранения и загрузки текста, узнать о типах текстовых документов, выработать привычку к аккуратности при расположении документов в папках.
4. Операционно-познавательный этап.
1) На доске записаны алгоритмы сохранения и загрузки текста:
1 способ
Файл Сохранить как щёлкнуть по папке указать имя файла Сохранить.
2 способ
Кнопка Сохранить на панели инструментов указать имя файла Сохранить
3 способ
комбинация клавиш: Ctrl+S
Для загрузки:
1 способ
Файл Открыть щёлкнуть по папке указать имя файла Открыть.
2 способ
Кнопка Открыть на панели инструментов указать имя файла Открыть
3 способ
комбинация клавиш: Ctrl+О
Учащиеся работают с материалом на доске, записывая основное в тетрадь.
- В процессе работы текст можно ( и рекомендуется, если текст большой) сохранить несколько раз. В первый раз вы указываете имя файла, впоследствии имя менять не нужно. Если вы это сделаете, на диске окажется два файла с вашим текстом, но с разными именами.
2) Работа за компьютером.
Задание 1 (на листах).
- Наберите отрывок стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус».
- Сохраните набранный отрывок стихотворения на диске в файле под именем Стихи в папке Материалы для 7 класса.
- Закрыть файл.
- Загрузите файл Стихи с диска в WordPad.
- Закончите ввод стихов.
- Сохраните введённый текст в папке под тем же именем.
Задание 2
3) Работа по распознаванию типов текстовых документов.
- Выполните команду Открыть. Откройте папку 8А , посмотрите, какие файлы в ней хранятся. Как, в этой папке нет ни одного файла? Неужели ученики 8 класса ничего не создали? Прочитайте тип файлов
- .rtf
- Выберитетипфайла Word for Windows. Какое расширение у этих файлов?
- .doc
- Значит, учащиеся 9 класса создали файлы с расширением .doc. А какое расширение у файлов, создаваемых в WordPad?
- .rtf
Задание 3
Наберите предложенные отрывки стихотворений и сохраните их в той же папке под выбранными вами именами.
ü В. Зуёнак «Лета трывожных дажджоў”
ü А. С. Пушкин «Туча».
5. Рефлексивный этап.
Проводится за рабочими столами, используются карточки с вопросами:
- Что на сегодняшнем уроке у вас получилось лучше всего?
- На какие вопросы вам нужно обратить внимание в дальнейшем?
- Продолжите фразы:
- При работе с текстом на компьютере обязательно нужно уметь сохранять текст, потому что…
- Нужно придумать такое имя файла, под которым мы сохраняем текст на диске, чтобы потом…
На 1-2 вопросы учащиеся отвечают устно, на 3 – в тетради. Можно также, исправить ошибки в самостоятельной работе, если в процессе работы на уроке встретился данный вопрос.
Рабочие тетради учащиеся сдают.
Домашнее задание: § 20.
Тема урока: Организация ввода и вывода данных
Цели урока: сформировать у учащихся умения и навыки по организации ввода и вывода данных в программе, способствовать закреплению знаний о структуре программы, выработке навыков работы в среде программирования PascalABC, осмыслению выполняемых действий
Задачи урока: развивать интерес к началам программирования; помогать ученикам овладевать процессами анализа и сравнения, воспитывать сосредоточенность, самостоятельность, трудолюбие.
Обеспечение урока: СП PascalABC, учебник, файлы-заготовки, слайды презентации.
Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний и навыков
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Организация учащихся для начала урока, проверка готовности к уроку.
II. Формулирование темы и цели урока.
Учащиеся записывают в тетради дату и тему урока.
III. Повторение опорных знаний, полученных на прошлом уроке.
Какие характеристики должна иметь величина в программе?
Какие из них указываются после слова var?
Какие имена могут быть у ячеек памяти, куда заносятся значения величин?
Каким словом в разделе описаний обозначается целый тип данных, вещественный тип?
Какие значения могут принимать величины вещественного типа?
Что будет выведено на экран компьютера в окне вывода после выполнения программ:
Programprim1;
begin
write ('Мы учимся составлять линейные программы');
Programprim2;
begin
writeln ('Мы учимся составлять линейные программы.');
write ('Эти программы — самые простые.');
Укажитеошибки:
Program prim3;
var a integer
begin
writeln ('введителюбоецелоечисло')
readln(a);
writeln ('введите любое целое число');
readln(b);
writeln ('вы ввели число - ',a )
write(' вы ввели число - ',b’ )
Ошибки:
- Ожидался символ «двоеточие»
- Ожидался символ «точка с запятой»
- Ожидался оператор
- Неизвестный идентификатор.
Результативность: учащиеся повторяют и актуализируют свои знания, полученные на прошлом уроке.
IV. Операционно-познавательный этап.
Этапы составления программы:
- Описание данных
- Ввод исходных данных
- Обработка данных
- Вывод данных
- Мы уже видели, как компьютер выводил на экран тексты. Но он может выводить не только тексты, но и выполнять действия над числами, например:
Program summa;
begin
write( 2+3 )
end.
- В окне вывода – число 5. А что будет, если мы возьмём 2+3 в апострофы? – текст 2+3.
- Таким образом, если мы хотим, чтобы на экран был выведен текст или результат вычисления, мы должны ввести в программу оператор … (write)
А какой оператор ввести, если нужно, чтобы компьютер прочитал значение величины и ввел его в ячейку памяти? (read )
Команды вывода: write, writeln
Команды ввода: read, readln ( учащиеся записывают в тетради)
Окончание «ln» добавляется, если нужно, чтобы курсор после выполнения команды переходил на следующую строку.
- Рассмотрим ещё раз программы prim2, prim3.
Как происходит вывод текста в программе prim2?
Почему в Programprim3 сначала стоит оператор вывода, затем ввода?
Что выводят два последних оператора writeln, write?
Выполнение программы.
Программа может выводить только значение величины(текст стирается).
Работа с учебником: стр. 66, 67
Рассмотреть примеры 2,3.
Что будет выведено на экран после выполнения vvod_x?
Обязательно ли введение текстов?
Работа за компьютерами:
Учащиеся вводят текст программы summa2. Выполняют программу, вводя свои данные( ввод через пробел и Enter). В тетрадях делают таблицу тестирования программы:
a |
b |
сумма |
разность |
6 |
8 |
14 |
-2 |
15 |
9 |
24 |
6 |
0 |
1 |
1 |
-1 |
Для чего нужна переменная s? Является ли её описание ошибкой?
Физкультминутка: выполнение упражнений для глаз, мышц шеи.
Выполнение упр. 4,5 стр. 68. Изменяя текст примера 3, учащиеся составляют программы, тестируют их, сохраняют в папке своего класса.
Результативность: учащиеся должны запомнить названия команд ввода и вывода данных, их назначение, закрепить навыки работы в среде PascalABC .
V. Коррекционный этап.
Учащиеся выполняют за компьютерами тест ( 1 мин.) для проверки усвоения знаний.
Домашнее задание. § 11, упр. 1,2.3, стр. 68
Тема урока: Команда присваивания. Арифметические операции и выражения
Цель урока: к окончанию урока учащиеся поймут назначение и будут применять команду присваивания для обработки данных, будут иметь цельное представление о этапах составления программы
Задачи урока: развивать понимание диалога ученик -компьютер; межпредметные связи с математикой, воспитывать самостоятельность, стремление достичь результата
Обеспечение урока: СП PascalABC, учебник, файлы-заготовки, слайды презентации.
Тип урока: урок получения и закрепления новых знаний
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, организация учащихся для начала урока, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка и взаимопроверка упр. 1, 2 стр. 68.
Повторение опорных знаний, полученных на прошлом уроке:
1. Какие команды используются для ввода данных?
2. Какие команды используются для вывода данных?
3. Почему в программе упр. 1 текст «Я знаю, что 6*5=» выводится с новой строки?
4. Что, кроме текстов может выводить на экран команда write?
5. Каких типов переменные могут быть в программе?
III. Операционно-познавательный этап.
Учащиеся записывают в тетрадь дату и тему урока.
1. Перечислим этапы составления программы:
1) Описание данных
2) Ввод исходных данных
3) Обработка данных
4) Вывод данных
Какой этап программы мы пока пропускали? (обработка данных)
Какие действия можно производить с переменными целого и вещественного типов? (операции сложения, вычитания, умножения и деления)
Рассмотрим текст программы, которую мы рассматривали на прошлом уроке (пример 3):
Programsumma;
Var a,b,s: integer;
Begin
Writeln(‘введите два числа’);
Readln(a,b);
Writeln (‘сумма= ‘, a+b)
Что будет выведено на экран в результате выполнения программы?
Какие величины описываются после слова Var? Используется ли ячейка с именем s?
2. Можно в эту ячейку записать значение суммы чисел a и b, но для этого надо использовать новую команду.
Такая команда называется командой присваивания, и служит для обработки данных.
Наша программа может выглядеть так:
Program summa;
Var a,b,s: integer;
Begin
Writeln(' введите два числа ');
Readln(a,b);
s:=a+b;
Writeln (' сумма = ', s)
Но можно с помощью новой команды также и вводить данные в переменные:
Program summa;
Var a,b,s: integer;
Begin
a:=7;
b:=8;
s:=a+b;
Writeln (' сумма = ', s)
Как записывается команда присваивания:
<имя переменной>:=<выражение>
Выражением может быть также переменная или число.
Примеры команды присваивания:
a:=7;
b:=a;
a:=a+1; ( старое значение 7 стирается, записывается новое – 8)
имя значение
|
|
|
|
3. Арифметические выражения могут состоять из чисел, имен величин, знаков арифметических действий, стандартных функций, круглых скобок.
Примеры.
Математическая запись выражения запись на языке Паскаль
ab+c a*b+c
(a+b)/c
1+ 1+x/y
a2+2 a*a+2
(a+b)/(d*c)
|x | +x3 abs (x) + x*x*x
IV. Операционно-деятельностный этап.
Работа за компьютерами: учащиеся набирают тексты программ примеров 1, 2
Выполняют программы, получают результат. Результаты выполнения записывают в тетрадь.
В процессе работы за компьютерами проводится физкультминутка для глаз.
V. Подведение итогов урока.
Повторим этапы составления программы.
- С помощью каких команд можно вводить данные в переменные?
- С помощью каких команд можно обрабатывать данные?
- С помощью каких команд можно организовать вывод данных?
- Готовы ли вы составлять несложные программы, в которых будут обрабатываться данные целых и вещественных типов?
На следующем уроке мы рассмотрим, какие операции выполняются над данными целого, а какие над данными вещественного типов, а также некоторые стандартные функции.
Домашнее задание § 12, стр. 69 - 71
Тема урока: Составление и реализация программ с использованием массивов
Цель урока: организовать работу учащихся по составлению и реализации программ с массивами;
довести до сознания учащихся необходимость сформировать умения анализа программы, самостоятельного структурирования программы, вырабатывать черты уверенного поведения в ситуациях с ошибками в составленных программах, настраиваться на самостоятельное их исправление.
Задачи урока: Развивать индивидуальные способности учащихся через повышение уровня субъективизации на уроке за счет применения компьютерных технологий, мыслительные операции по изучению основ программирования, навыки запоминания и воспроизведения информации;
Воспитывать целеустремлённость, упорство в достижении цели
Обеспечение урока: интегрированная среда PascalABC, файлы-заготовки, дифференцированные задания для составления программ, электронный тест для коррекции знаний.
Тип урока: урок закрепления и коррекции знаний, умений и навыков.
Педагогическая технология: технология полного усвоения знаний, умений, навыков
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, объявление начала урока.
Проверка присутствия на уроке, наличие тетрадей с домашним заданием.
В тетрадях записывается дата и тема урока.
II. Проверка домашнего задания.
Выполнить проверку и взаимопроверку упр.4, стр. 56.
Упражнения на актуализацию опорных знаний и навыков (показываются на большом экране, выполнив Сервис-Настройки редактора-Размер шрифта):
1. Определить результат выполнения программы:
ConstA: array[1..10] ofinteger =(-1, 100, 24, -175, 3, 0, 12, 8, 45, -9);
Var i,k,M: integer;
Begin
For i:=1 to 10 do
write(A[ I]:4);
M:=A[i]; k:=i;
For i:=1 to 10 do
If A[i]<M then
Begin
M:=A[i];
K:=i
End;
writeln(‘A[‘, k,’]=’,M);
end.
2. Определите, в каких записях команды ветвления допущены ошибки и какие:
1. If X[i] = 0 2. If A[i] = 0
Then X[i]: =1; Then X[i]: =1
Writeln (‘X[‘, i, ‘]=’, X[i ]); Else X[i]: = -1;
Else X[i]: = -1;
3. If k: = 1 4. if A[i] mod 2 = 0 and A[i]>0
Then X[i] =0; else k:=k+1;
3. Найдите ошибки в программе, которая выводит индексы четных элементов массива, сформированного случайным образом.
var A:array [1..16] of real;
i:integer;
begin
for i:=1 to 16 do
A[i] :=random(41);
for i:=1 to 16 do
write (A[i],' ')
writeln;
for i:=1 to 16 do
if (A[i]>0) and (A[i]mod 2=0)
then writeln('индекс чётного -')
end.
Ошибки: 1) синтаксическая ; 2) ошибка типа – операция типа неприменима к real, 3) логическая – нет вывода значений величин.
Результативность: учащиеся повторяют и актуализируют свои знания по теме.
III. Операционно-деятельностный этап.
Учащиеся работают индивидуально за компьютерами, выполняя разноуровневые задания. Условие выполненной задачи и результат выполнения теста записываются в тетрадь.
Текст заданий:
1. (4 балла) В массиве хранится информация о температуре за первую декаду ноября. Программа подсчитывает, сколько было дней с температурой ниже нуля.
Ввести текст программы и выполнить её.
Const A: array[1..10] of integer =(-1, 2, -2, 3, 0, 6, 12, 8, 4, -3);
Var i,k: integer;
Begin
For i:=1 to 10 do
write(A[ I]:7);
writeln;
k:=0;
For i:=1 to 10 do
If A[i]<0 then
k:=k+1;
writeln(‘Морозных дней - ’, k);
end.
2. (5 баллов) В массиве хранится информация о температуре за первую декаду ноября. Составить программу, которая подсчитывает, сколько дней не было мороза.
3. (6 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [-20, 20] и подсчитывает количество неположительных элементов.
4. (7 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [1, 20] и подсчитывает количество элементов, не превышающих число 5.
5. (8 баллов) В массив с клавиатуры через пробел вводятся результаты соревнований по бросанию мяча 8 спортсменов ( в метрах). Составьте программу, которая находит лучший результат соревнований.
6. (9 баллов) Составьте программу, которая формирует массив из 10 случайных чисел на промежутке [-10, 20], находит в массиве индексы элементов, значения которых не кратны 3 и подсчитывает их количество.
Учащиеся выбирают задачи, которые для них посильны, составляют и реализуют программы, сохраняют в папке своего класса, указывая в имени файла свою фамилию и номера задач.
Физкультминутка для глаз и мышц шеи.
IV. Контрольно-коррекционный этап.
Учащиеся открывают файл с электронным тестом, выполняя команду Открыть с помощью – InternetExplorer, выполняют задания теста, сообщают результат учителю.
V. Рефлексивный этап.
Вы составляли и выполняли программы, отвечали на вопросы теста. Работали самостоятельно, контролировал и оценивал вас в первую очередь компьютер. А как вы сами считаете, на сколько процентов увеличились ваши знания по программированию, если отсчитывать с начала изучения раздела в этом году до данного урока?
Ответы учащихся.
Домашнее задание. § 10, рассмотреть примеры 1, 2, записать в тетрадь. Повторить физические формулы расчета сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников, плотности вещества.