Начальное обучение

Тема: «Закрепление пройденного по теме: «Числа от 21 до 100»

Цель: закрепить знания о нумерациичисел от 21 до 100.

Задачи:  продолжить формирование вычислительных навыков в пределах 100;закрепитьумения находить и различать   геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник); повторить разрядный состав двухзначных чисел, этапы  решения  простых задач и составление обратных задач; развивать сообразительность, быстроту вычислительных навыков, память, логическое мышление, математическую речь, умения анализировать, выделять главное;воспитывать познавательный интерес к математике,  культуру общения, самоконтроль, аккуратность.

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, телевизор,слайдовая презентация,  тетради, учебник, наглядный материал (конверты, орехи, минутка чистописания).

                                                      Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел друзья, звонок!

Начинается урок!

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперёд, за дело!  (Слайд 2)

- Сегодняшний урок я начну словами Ж. Ж. Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению… ». Я желаю вам уже сегодня убедиться в правдивости  этих слов. (Слайд 3)

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? 

(Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы)
- Вы готовы к уроку?

— Сегодня урок математики пройдёт в форме телепередачи «Математические вести». (Слайд 4)

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема урока записана на доске и на слайде

— Тема нашего урока : «Закрепление пройденного по теме: «Числа от 21 до 100»(Слайд 5)

- Сегодня мы продолжим совершенствовать умение решать примеры и задачи, закрепить знания о способах сравнения чисел, умении находить и различать геометрические фигуры, повторим разрядный состав двухзначных чисел

«Математические вести» мы поделим на этапы.

Названия этапов по ходу их прохождения учитель  показывает на слайдах.

— Итак, начинаем.

III. Математические вести.

I этап.  Новости минувшего дня (Слайд 6)

—  На этом этапе мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Двум ученика  работают у  доске.

60+3                        17-7…17

31-1                         4…4+9

47+7                        11-5…11-6

70+9                        4+8…8+4

С остальными учениками идёт проверка домашнего задания (с. 89, № 8, 9).

— Какой знак поставили?

— Какой ответ в задаче?

- Каким действием решали задачу? Почему?

Проверка заданий, решенных у доски

II этап.  Бегущая строка(Слайд 7)

-Посмотрите на доску, какое сегодня число? (  25 ноября)

- Что вы знаете об этом числе?(25 -  это двузначное число, состоящие  2 десятков и 5 единиц, предыдущие число 24, последующее 26.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Каллиграфическая минутка. (Слайд 8)

Ручки в руки надо взять,

Будем числа мы писать.

Что за числа? Вы узнайте,

Поскорей их называйте.

-Назовите число, которое состоит из трех единиц.(3)

- Число, в котором 3 десятка, а количество единиц равно нулю.(30)

- Пропишите в тетрадях строчку чисел 3 и 30, чередуя их.

- На полях оцените свою работу, соответствует ли образцу.

Устный счет (Слайд 9)

— Ну-ка, в сторону карандаши.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться.

И кругом — только умные лица,

Потому что считаем в уме!

— Ребята, посмотрите на ряд чисел.

Ряд чисел размещён на доске.

10     12     14     4      18     9       20    

Ученики с места отвечают на вопросы.

— Назовите однозначные числа; двузначные числа; круглые числа.

— Назовите самое большое однозначное число.

— Самое большое двузначное число.

— Самое маленькое двузначное число.

— Найдите сумму наибольшего однозначного и наименьшего двузначного числа. (9 + 10 = 19.) Докажите.

- Представьте число 14 в виде суммы разрядных слагаемых.

— На сколько 18 меньше 20? Докажите.

- На сколько 18 больше 4? Докажите.

Задача в стихотворной форме.

В красном  конверте 4 ореха

(учитель вынимает из красном  конверта  4 ореха),

В синем конверте их больше на 5.

Я попрошу вас, дети,

Количество орехов

В синем конверте узнать. (9.)

— Ребята, а сейчас мы проверим, действительно ли 9 орехов лежит в синем конверте. (Конверты прикреплены к доске.) Ученик, правильно ответивший на этот вопрос, проверяет количество орехов в синем конверте, вынимая плоды из кармана и пересчитывая их вслух.

Задача – шутка

- Что легче: 1 кг сахара или 1 кг пуха? (Учитель держит в одной руке 1 кг сахара, а в другой – 1 кг пуха)

Ученик, правильно ответивший на этот вопрос, проверяет, одинаков ли вес сахара и пуха, взяв пакеты в руки

Рекламная пауза. (Слайд 10)

Физкультминутка для глаз.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим — на парту глядим.

И снова наверх — где там муха летит?

(Звучит запись жужжания мухи.)

Давайте глазами поищем её...

Достаточно. Нужно работать ещё.

III этап.  Проверенная  информация (Слайд11)

— А на этапе «Проверенная информация» мы повторим правила нахождения  неизвестного слагаемого и в этом нам поможет учебник (с. 90, №2)

(Два человека решают у доски с объяснением)

- Самостоятельное выполнение задания (по 2 примера).

- Проверка в парах, самооценка.

IV этап. Жилищный вопрос (Слайд12)

Геометрический материал.

— Сейчас мы выполним интересное задание, которое нам поможет закрепить умения находить и различать геометрические фигуры.

— Ребята, посмотрите на этот дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из каких геометрических фигур состоит дом?

- Сколько треугольников он содержит? (1.) Покажите.

- Сколько прямоугольников? (6.) Покажите.

- Сколько квадратов?  (2) Покажите.

- Прежде чем перейти к следующему вопросу, давайте вспомним правило, как найти, на сколько, одно число больше или меньше другого?

- На сколько прямоугольников меньше, чем треугольников?

- На сколько квадратов меньше, чем прямоугольников?

Рекламная пауза. (Слайд13)

Физкультминутка.

А теперь у нас рекламная пауза. А проведем ее мы вот так. Я буду зачитывать вам очень интересные предложения. При этом, если в предложении речь будет идти о девочках, то девочки должны будут встать; а если о мальчиках, то мальчики встают. А если же в предложении речь идет и о мальчиках и о девочках, то вы, ребята, все должны будете хлопать. Всем понятно? Итак, начинаем нашу разминку: 

1. Кто должен говорить комплименты девочкам?

2. Кто должен охранять Родину? 

3. Кто должен носить бантики? 

4. Кто должен уступать место старшим? 

5. Кто должен уметь забивать гвозди? 

6. Кто должен шить и вышивать?

7. Кто должен уметь чинить кран?

8. Кто должен заботиться о родителях? 

V этап. Новости экономики (Слайд14)

- А вы знаете,  как в жизни нам помогает математика? А умение решать задачи, это большое дело.

- Давайте посмотрим, как вы умеете решать задачи.

 - На доске условие задачи, по нему необходимо составить и решить задачу.

Было – 18кг

Продали – 8 кг

Осталось - ? кг

Словесное составление задачи, решение у доски учеником.

- А давайте устно составим обратные задачи?

Дети устно составляют обратные задачи

- Самостоятельное решение задачи.

(с. 91, № 5).

VI этап. Журналистские расследования (Слайд15)

- Посмотрите, задание со *?

- А что это значит?  (Надо подумать логически)

- Мы его выполним устно, и закрепим знания о способе сравнения двухзначных чисел

(с.91, №7)

IV. Домашнее задание. (Слайд16)

— Дома вы ещё раз закрепите полученные знания  на уроке и выполните задания 8 и 9   (с. 91, № 8, 9).

- Разбор.

V. Итог урока.

- А теперь я предлагаю проанализировать наш урок.

— Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как найти, на сколько,  одно число больше или меньше другого.

- В выполнении каких заданий  вы испытывали трудности?

— Какие задания вы выполняли с лёгкостью?

VI. Рефлексия. (Слайд17)

Звучит запись тиканья часов.

— Наша телепередача «Математические вести»  подходит к концу. И говорят мне об этом наши часы.

 Посмотрите вы на парту:

Что лежит у вас? Часы

Но двухцветные они:

Желтые и красные.

Выбрать нужно вам одни.

Только будьте справедливы:

Если были вы активны,

Отвечали правильно —

То тогда для вас они —

Эти красные часы.

(Учитель показывает красные часы.)

Коль ошибки допускали

И зевать вы успевали —

То тогда возьмите вы

Эти  желтые часы.

(Учитель показывает желтые часы.)

А сейчас нам покажите

Каждый часики свои.

- Благодарю вас за работу, у кого были трудности по данной теме, мы проанализируем их на следующем уроке и на поддерживающих занятиях.

Разработки учителя начальных классов Кузьмич Елены Михайловны:

Праздник  "День зимних именинников"

Цель: создание благоприятных условий для развития творческой активности учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников.  Способствовать развитию познавательных и коммуникативных навыков. Воспитание у учащихся уважения друг к другу, чувства товарищества.

 

Оборудование: воздушные шарики с поздравлениями; плакаты с фотографиями именинников (для каждого); три конверта с разрезанными открытками; 3 фломастера, 3 листа бумаги, 3 маркера, 3 платка для завязывания глаз; 3 картофелины, 3 коробка спичек; ромашка с заданиями; письма с поздравлениями; подарки для именинников; конфеты.

 

Дети под музыку входят в класс, садятся на стулья. Несколько стульев свободны – это места для именинников.

 

Ученик 1.

Пусть метель серебрится порошей,

Заметает любую беду!

Пожелаем вам только хорошего,

Счастья светлого в новом году!

Ученик 2.

Идёт зима, метелями играя,

Трещат морозы, и лето далеко,

А мы собрались здесь,

Чтоб именинников поздравить

И подарить им радость и тепло.

Ученик 3.

От души желаем в этот день

Петь, танцевать, смеяться, веселиться,

А грустная задумчивая тень

Пусть навсегда покинет ваши лица!

Ученик 1.

Выходите, именинники, скорей

И порадуйте собравшихся гостей!

 

Под песню «Пусть бегут неуклюже» входят именинники.

 

Учитель: Дорогие гости, дорогие именинники! Сегодня в нашем классе большой праздник. Мы собрались здесь, чтобы поздравить с днём рождения всех ребят, кто родился зимой.

В первый зимний месяц – декабрь – отпраздновали свои дни рождения Пашкевич Маша и Пашкевич Таня.

 

Ученик 4: Как у нашей Машеньки
Длинные реснички.
Заплетает Машенька
Бантики в косички.
Голосок у Машеньки
Радостный и звонкий.
Все же знают: Машенька -
Славная девчонка!

Ученик 5: Таня — бантики вразлет —
Любит сад и огород.
У неё растут цветы
Несказанной красоты.

 

В январе появились на свет Андрусевич Петя и Пашкевич Карина.

 

Ученик 3: У Карины, у Карины

глазки, как чернички.

Чудо-девочка с картины,

две весёлые косички.

Карина ласкова, общительна.

И нежна, и впечатлительна.
Любит музыку и пение,
Не отстанет и в учении.

Ученик 4: Пётр – это значит «камень».

Он надёжен как скала.

Если Петя рядом с нами

Не страшны нам силы зла.

защитит всегда всех Пётр

в нём отвага, верность, твердь

энергичен он и бодр     

Вот побольше б таких Петь!

Учитель:

Итак, ребята, что такое день рождения?

Я отвечу без сомненья:

День подарков, пирогов,

День улыбок и цветов!

Именинники, вниманье!

Сообщить вам рада я,

Что настало время пожеланья,

Наши вам принять, мои друзья.

 

1 ученик:

С днём рождения мы вас поздравляем!

Счастья и здоровья вам желаем!

 

2 ученик:

Не болеть, не простужаться!

Добрыми растите, хорошо себя ведите!

 

3 ученик:

Малышей не обижайте. Мам и пап не огорчайте.

Будьте веселы почаще и меньше плачьте.

Все вместе:

С днём рождения вас,

С днём рождения вас,

С днём рождения вас,

Поздравляем весь наш класс!

 

Учитель: Посмотрите, сколько писем с поздравлениями пришло для наших именинников. Все друзья, родственники, одноклассники, родители желают вам крепкого здоровья, успехов в учёбе, быть послушными детьми, добрыми людьми и надёжными друзьями. А несколько писем не имеют адресантов. Кто же ещё поздравляет ребят, давайте узнаем вместе. (Приложение1)

 

Телеграмма 1.

Дорогие   ребята!   Поздравляю с днём рождения! Прилететь не могу, так как объелся   варенья на дне рождения   у Малыша.

 

Учитель: Кто же это поздравляет наших ребят с днем рождения?

Дети:  Карлсон.

 Телеграмма 2.

Поздравляю с днём   рождения! Ребята!   Давайте   жить дружно!

Учитель: Вы, конечно, догадались, это…

Дети: Кот Леопольд.

 Телеграмма 3.

Поздравляю   с днём рождения!   Ну,  именинник, погоди!

 Учитель: Ну, именинники, эту телеграмму мог прислать только…

Дети: Волк.

 Телеграмма 4.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл и от волка  ушёл,  от медведя   ушёл,   чтобы   прийти к ребятам на день   рождения!

Учитель: Кто же это такой?

Дети: Колобок.

 Телеграмма 5.

Поздравляю   с днём рождения!  Не болейте!  Не  хворайте!

 Учитель: Ребята, кто же заботится о вашем здоровье?

Все: Доктор Айболит.

Песня «День рожденья» (исполняют Сыса А., Мисюра А., Дись В.)

 Учитель: А теперь давайте поиграем. Для этого надо разделиться на 3 команды, и сделаем мы это с помощью жетонов, на которых написаны имена именинников. Начнём нашу игровую программу с конкурса «Собери открытку».

Конкурс «Собери открытку»

В конверте находится открытка, разрезанная на части. Ваша задача – собрать открытку и прочитать поздравление.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

 

Учитель:Карина и Петя поиграют с вами в игру «Да - нет». Вы слушайте внимательно истории и хором отвечайте «да» или «нет».

Вьюга поле замела,

Вся земля вокруг бела.

Отвечайте: правда? ...

 

В марте стаял снег и лёд –

Это к нам зима идёт.

Отвечайте: правда? ...

 

Ночью, в дождик, как пастух

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте: правда? ...

 

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте: правда? ...

 

Лебедь плавает в пруду,

Спит на яблоне в саду.

Отвечайте: правда? ...

 

Закудахтал пёс Барбос

И в гнезде яичко снёс.

Отвечайте: правда? ...

 

Учитель: Молодцы,  ребята. Развлекли нас, повеселили. А теперь давайте послушаем песню в исполнении девочек «У меня сегодня праздник».

 

Песня «У меня сегодня праздник»

 

Учитель: Следующий конкурс «Картошка – «ёж». На столе лежат картофелины, по одной на каждую команду. Около них лежат коробки со спичками. По сигналу игроки команды по очереди бегут к своей картофелине, берут по одной спичке, втыкают её в картофелину, возвращаются обратно, к своей команде. Победит та команда, которая скорее воткнёт все спички. Ломаные спички не считаются.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

 

Учитель: Мы с вами играли?  Веселились? А теперь посмотрите, что у меня есть – это цветок. Он подарит ещё чуточку веселья. Наш следующий конкурс называется «Ромашка». Все по очереди отрывают себе лепесток с заданием и выполняют его.

 

Учитель: Как обычно, ко дню рождения пекут торт. Вот мы сейчас этим и займёмся. Мы испечём для наших именинников необыкновенный торт. Возьмитесь все за руки, чтобы получилась длинная цепочка. Именинники становитесь первыми, будете печь наш торт. По сигналу вы, именинники, начинаете поворачиваться вокруг себя, накручивая всю цепочку. Когда вся цепочка накрутится, следует остановиться.

-       Вот какой торт получился! С какой же начинкой будет наш торт? А чего не хватает на именинном торте? (Свечек).

-       Давайте поднимем руки вверх. Вот какой замечательный торт получился.

-       А сейчас наступает самый волнующий момент. Именинники, встаньте рядом, закройте глаза и загадайте желание. Когда заиграет музыка, откройте глаза.

Вносится праздничный торт, дети хлопают, именинники задувают свечи, получают подарки.

 

Игра «Закольцовка песен» (Приложение 2) H:\день зимних им-ков\клип.avi

 

Учитель: У вас, ребята, уже есть хорошие надёжные друзья – это ваши одноклассники. Наш праздник подходит к концу, давайте крепко возьмёмся за руки и ещё раз поздравим наших именинников. Все вместе: «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!» 

Факультативное занятие   1-й класс

 

Тема:Аквариум. Оригами

 

Цели: закрепить знания учащихся о видах бумаги, их свойствах;

дать понятие об искусстве бумажной пластики – «оригами»;

развивать воображение, мышление учащихся;

сформировать навыки коллективной работы;

совершенствовать знания учащихся о рыбах, их среде обитания;

воспитывать аккуратность при работе с ножницами, клеем;

прививать чувство ответственности за домашних питомцев.

 

Методобеспечение: образцы различных видов бумаги; схемы с условными обозначениями; поделки из бумаги (оригами); рисунки с изображениями рыбок; аквариум; схема организации рабочего места.

 

Материалы и инструменты: цветная бумага; ножницы; фломастеры.

 

Ход занятия

 

На доске эпиграф: «Терпение дает умение» (народная мудрость).

 

      I.      Мотивация

 

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю всем удачи –

За работу, в добрый час!

 

   II.      Создание проблемной ситуации

 -       Ребята, основной материал, который мы сегодня будем использовать на занятии – это бумага.

-       Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

Бумагу делают из мелкоизмельченной древесины.

-       Где используют бумагу? (Ответы детей).

Используют бумагу повсеместно:  в быту, на производстве, в школах.

-       У вас на партах лежат образцы бумаги. Рассмотрите их. Чем они отличаются? (Ответы детей).

-       Самая тонкая и прозрачная бумага называется калька. Её используют для копирования чертежей и переноса их на более плотную бумагу. Писчая бумага для того, чтобы на ней печатали и писали. Бумага для рисования более плотная, чем писчая, ведь на ней рисуют красками и фломастерами. От воздействия воды писчая бумага может разбухнуть и покоробиться, тогда работать на ней станет невозможно. Но зато из писчей бумаги удобно делать вытинанки, так как она тонкая и белая. А вот картон плотнее бумаги и используется как основа для бумажных изделий: аппликаций, открыток.

-       У всех видов бумаги есть общие свойства. Какие? Сейчас мы узнаем.

-       Возьмите любой кусочек бумаги, который лежит перед вами.

-       Попробуйте его смять. Бумага мнётся.

-       Попробуйте порвать кусок бумаги. Рвется.

-       Сложите бумагу пополам. Складывается.

-       С помощью клея попытайтесь склеить. Получается.

-       Смочите водой и посмотрите, что произойдет с бумагой? Она разбухла.

-       Мы убедились, что бумага:

а)    мнется;

б)    рвется;

в)     складывается;

г)      склеивается;

д)    боится воды.  

  1. Вступительная беседа учителя

 Знакомство с темой урока.

–   Используя свойство бумаги – складывание – можно сделать лягушонка, журавлика, свинку или самолетик. Для этого совсем не нужен клей, нужно знать только приемы складывания бумаги – оригами.

Оригами – удивительное искусство бумажной пластики, возникшее в Японии. Слово «оригами» происходит от двух слов: «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага». Бумага появилась на Востоке, и именно там стали делать первые бумажные фигурки. За многовековую историю оригами превратилось в искусство, дарящее радость и красоту миллионам людей во всем мире.

-       Посмотрите, какие удивительные фигурки можно выполнить в этой технике. (Демонстрация поделок).

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Делать так руками нужно

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Качаясь на волне, плывем на спине.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

  1. Постановка задач и практическая деятельность учащихся

–  Ребята, сегодня вам предстоит сделать… а что, вы узнаете, отгадав загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. 

(Рыба).

 -       Как ее выполнить, нам подскажут схемы, которые лежат у вас на партах. Но прежде повторим правила организации рабочего места – обратите внимание на схему, размещенную на доске – и правила безопасной работы с ножницами:

а)    Помни: ножницы – острый инструмент.

б)    Храни ножницы в определенном месте в закрытом виде.

в)     Режь сидя, не размахивай ножницами, не роняй их, следи за движениями пальцев.

г)      Не берите инструменты без разрешения учителя.

Демонстрирую квадрат.

-       Какая это фигура?

-       Каким способом мы получим квадрат из предложенного нам листа бумаги? (Сгибанием).

-       Основа рыбки – квадрат.

-       Теперь, руководствуясь схемой, начинаем работать. (Дети работают в группах под руководством учителя).

-       С помощью фломастеров дорисовываем глазки, с помощью ножниц оформляем хвостик. Какие рыбки у вас получились? (Ответы детей).

  Заключительная беседа

–   Что вы знаете о рыбах? Где они живут? (Ответы детей).

-       Могут ли рыбы быть домашними?

-       Как называется их домик, мы узнаем, если выполним следующее задание, которое лежит на столах в конвертах. Откройте конверты, достаньте содержимое. Расположите рисунки у себя на партах в соответствии с подсказкой, размещенной на доске. Расположив правильно рисунки, вы прочтете название домика для домашних рыб.

(На рыбках изображены буквы: а, к, в, а, р, и, у, м.)

 

(Аквариум).

-       Как ухаживать за аквариумными рыбками?

-       Поместите свои рыбки в наш аквариум. (Дети помещают рыбки в аквариум).

Аквариум изготовлен учителем заранее из рыболовной сети, реечки, тесьмы, камней, сделанных из газет и покрашенных гуашью.

                                  

-       Оцените свою работу и работу своих одноклассников. Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему она учит?

-       Пригодилось ли нам терпение на занятии?

  Подведение итогов урока.

-       Как называются рыбы, которые живут в реках, озерах? (Речные).

-       Как называются рыбы, которые живут в морях, океанах? (Морские).

-       Как называются рыбы, которые живут в аквариумах? (Аквариумные).

-       Нужно ли ухаживать за аквариумными рыбками?

  Рефлексия

–   Поднимите руки те, кто из вас работал с удовольствием, кому было интересно?

-       А теперь те, кому было трудно?