Воспитательная работа

 
 
Педагог-организатор  Головач Николай Юрьевич  
                                 

График работы педагога-организатора

 

 

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Головач Н.Ю.

педагог-организатор

08.00-13.00

14.00-17.00

09.00-13.00

14.00-17.00

09.00-13.00

14.00-17.00

09.00-13.00

14.00-17.00

09.00-13.00

14.00-17.00

08.30-12.30

 

                  

                                            

Разработки воспитательных мероприятий
 
«Дорогами родного края»

Экологическая композиция  "Природа — наш дом родной"

 

 

Разработка классного часа на тему

«Дорогами родного края»

 рамках героико-патриотической акции

«Спасибо солдатам Победы за то,

что не знаем войны»

 

Цель классного часа:Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа. 

Задачи:

  1. Воспитывать чувства уважения к ветеранам через живое общение с ними; патриотических чувств к  Родине и её истории.
  2. Показать значение Родины в жизни каждого человека
  3. Способствовать проявлению интереса к изучению истории своей страны, родных мест.
  4. Формировать ответственность за сохранение исторической памяти своего народа
  5. Привитие учащимся уважения к  традициям белорусского народа в процессе участия в туристско-краеведческой работе

Обеспечение мероприятия: Презентация «Дорогами родного края», фильмы «Виртуальная экскурсия по Брестской крепости», «Живые голоса истории», «Давид-Городок», электронная карта Столинского района.

                                             Ход мероприятия.

  1. Организационный этап.

Приветствие присутствующих.

  1. Мотивационный этап.

        Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый гражданин Беларуси.

Сегодня мы проводим классный час в рамках акции «Спасибо солдатам Победы, за то, что не знаем войны». Вы помните, когда началась эта акция – 1 сентября.

Электронное сопровождение – презентация «Дорогами родного края».

И действительно, в этом году такую тему  нельзя обойти - этот год особенный. Почему? ( учащиеся называют: 70 лет освобождения Беларуси, 70 лет Победе в будущем году, 70 лет нашей школе – школе Победы).

Много священных мест в Беларуси. В нашей Брестской области наиболее почитаемо место, где началась война – Брестская крепость-герой.

Просмотр фильма «Виртуальная экскурсия по Брестской крепости»

  1.  Основная часть мероприятия.

         Одна из форм туристско-краеведческой работы в нашей школе – велотуризм, путешествия дорогами родного края. В каждом походе мы стараемся узнать о исторических событиях, которые проходили в этих краях во время войны, встретится с ветеранами, людьми, которые помнят войну. Среди учащихся нашего класса есть велотуристы, который участвовали в нескольких больших велопробегах. Попросим их рассказать, какие встречи, рассказы им запомнились.

  - Велопоход в Туров – 2012 год:

Про войну нам рассказали: Блоцкий Александр Евстафьевич, ветеран войны, в мирное время работал учителем истории;

В деревне Малое Малишево встретились с Хомляк Ефросинией Кузьминичной – бывшей узницей концлагеря в Бухенвальде;

Беляй Анна Ивановна – фронтовая медсестра и работающая впоследствии также медсестрой в больнице города Турова.

 

   - Велопоход 2013 Давид-Городок – Столин – Ворони. Мы хотели посетить деревню Ворони, которая в феврале 1943 года была сожжена, на месте деревни осталось только 10 домов. Там мы посетили школьный музей, мемориал в память о погибших жителях, а также побывали на месте расстрела активистов деревни, среди которых были совсем молодые люди.

 

    - Велопоход 2014 года был посвящён 70-летию освобождения Беларуси. Мы проехали по маршруту Давид-Городок – Бережное – Дубенец – Видибор. Оттуда на поезде проследовали в  город Лунинец, посетили краеведческий музей. В Видиборе встретились с ветераном войны Юнкевичем Степаном Петровичем, который участвовал в освобождении Западной Европы, дошёл до Берлина, был ранен.

 

  - В 2008 году наша группа велотуристов проехала по маршруту: Давид-Городок – Лядец – Бережное – Давид-Городок. В д. Лядец мне запомнилась встреча с интересным человеком, ветераном войны Стаховцом Виталием Борисовичем. В мирное время Виталий Борисович работал учителем музыки, написал песни о войне, которые исполняет Столинский хор ветеранов.

 

      В нашей школе также работали учителя, участвующие в войне. К сожалению, многих из них уже нет в живых, другие не так здоровы. У нас часто происходили встречи с ветеранами, бывшими работниками школы.

Запомнилась встречи с Шелеховым Михаилом Владимировичем, ветераном ВОВ, бывшим директором нашей школы, историком, краеведом. Михаил Владимирович участвовал в войне с 1942 года в партизанском отряде имени Суворова, позже в пятой ударной армии Первого Белорусского фронта. Был трижды ранен. Закончил войну в звании старшего сержанта в Германии. Награжден орденами Отечественной войны, Красной звезды, медалями.

Принимала участие в войне одна из первых учителей школы, Кузьмич Екатерина Афанасьевна, моя первая учительница. Сейчас ей 94 года. Екатерина Афанасьевна родом из России, из-под Вятки, работала учителем начальных классов ещё до войны, с началом войны добровольно пошла на курсы радистов. Её муж, Кузьмич Фёдор Иванович, также ветеран, инвалид войны, к сожалению, ныне уже покойный.

        Всё меньше остаётся ветеранов. Предлагаю посмотреть на лица этих людей, послушать их, вспомнить бесценные минуты общения с ними.

Демонстрируется фильм «Живые голоса истории».

Беседа с учащимися:

 - Некоторые из вас встречались с этими людьми наяву, другие заочно. Какие чувства вы при этом испытывали, переживали?  Что вас тронуло, поразило?

Поделитесь, своими чувствами.

 

 - Нужно ли помнить о событиях той войны, напоминать об ужасах войны? Может не стоит бередить раны, и так уже много было сказано, написано, снято фильмов. Для чего сейчас, через 70 лет, когда всё меньше остается ветеранов, живых свидетелей тех событий помнить о них?

 - Почему лично вы помните?

- Да, не может быть сроков у на­шей памяти.

 

  Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

 - Что даёт стране сохранение её исторической памяти, забота о ветеранах?

70 лет Победе – что это значит? Ведь это не просто 70 лет после конкретной Великой Отечественной войны, - есть и другие даты: 200 лет Отечественной войне 1812 года, 100 лет началу Первой мировой. Вдумайтесь – 70 лет на территории Беларуси не было никаких войн и конфликтов. А ведь так не во всех странах, принимавших участие в Второй мировой.

 - Вопрос участникам велопоходов: что движет вами, кроме активного отдыха, спортивного интереса, товарищества?

 

 - Порой мы стесняемся высокопарных слов: любовь к Родине, родной земле, патриотизм, Что, по-вашему, патриотизм? Не сомнения в том, что солдаты Победы – патриоты. А мы с вами?

Слайды презентации «Дорогами родного края»

Сопровождаются стихами:

Эта память о прошлой войне
Не даёт нам покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!

Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!

 

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

 Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат Отчизны,

Что в тот далёкий грозный час

Не пожалели свои жизни

За счастье светлое для нас.

Проходишь мимо обелиска,

Замедли шаг, остановись.

И голову склонивши низко,

Всем победившим поклонись.

 

  1. Подведение итогов туристско-краеведческой работы.

 Итак, ребята, вы уже были участниками 3 больших походов. Давайте взглянем на карту походов и ещё раз их назовем. Сколько километров вы прокрутили на ваших двух колесах?

               В этом году вы прощаетесь со школой. По традиции выпускники после сдачи ЦТ еще раз выезжают на заключительный велопробег. Какие места вы хотели бы ещё посетить?

Учащиеся рассматривают карту, называют предполагаемые маршруты.

Были ли вы раньше в Теребличах, в этнографическом музее. В годы войны в Мерлинских лесах, окружавших населенные пункты этого края, базировалась партизанская бригада «Советская Белоруссия».  Можно будет проложить маршрут в эти края.

Проложить маршрут на электронной карте.

 

  1. Рефлексия.

Демонстрация фильма «Давид-Городок».

Стихи О. Шпакевич:

Давыд-Гарадок

 

Я вітаю цябе,

Кветкаводаў сталіца,

І хаджу цэлы дзень –

Ад красы не стаміцца.

 

Зноўку сэрца пяе,

так пяе зухавата,
Хмеляць кветкі твае

Што пад кожнаю хатай.

 

Гарадок, Гарадок,

Старажытны, Давыдаў,

Як мой цешыцца зрок

Ад тваіх краявідаў!

 

І ракой апавіт,

Раскашуецца горад,

Тут па праву Давыд

Узвышаецца горда.

 

Ва успамінах жывеш –

Імі рада дзяліцца,

Мрою кветкі твае,

Ты – дзяцінства сталіца!

      Прокатившись дорогами родного края, мы всегда возвращаемся назад, откуда выехали, в свою школу, в свои родные уголки – Давид-Городок и Высокое. Скажите, чем полезно увлечение велотуризмом для нашего древнего города? Да, конечно, тем, что своими велопробегами мы привлекаем интерес уже к нашим родным местам. Ведь жители тех мест, где мы побывали, всегда интересуются: откуда мы приехали?

Поэтому мы приглашаем присутствующих посетить наш город со своими учащимися на любом виде транспорта: на автобусе, велосипеде, а то и пешком.  Спасибо всем за участие.

 

Экологическая композиция   

"Природа — наш дом родной"

Проводится с учащимися 5 - го класса

 

Цели занятия:

  • расширить знания о природе;
  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу;
  • формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

 Обеспечение занятия:

  • Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: фонотека “Птичьи голоса”; видеоприложения, мультимедиа-панорама «Смешанный лес»
  • рисунки цветов, ягод, животных;
  • Красная книга Беларуси;
  • корзина с яблоками, орехами, шишками;
  • компьютерная программа «Караоке» (папка Детские песни)

Место проведения: компьютерный класс.

Присутствуют: школьная медсестра, родители, учащиеся из параллельного класса.

На доске записи:

Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости
.

Этапы занятия:

  1. Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.
  2. Дары леса.
  3. Лесная аптека.
  4. Красная книга.
  5. Как вести себя в лесу, на лугу, в поле.

 

                                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительная часть.

Звучит стихотворение С. Погореловского “Лес”: (читает ученик)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не упусти:
Ты же видишь, мы свои.

Учитель: (на фоне звуков- голосов леса)

На экране компьютера – мультимедиа-панорама «Смешанный лес»

– Ребята! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

II. Основная часть занятия.

Первый этап нашего путешествия:

“Что в лесу растёт, кто в лесу живёт”

1 ученик:

– Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет. Угадайте, чьи это голоса?

Учитель включает записи голосов птиц из фонотеки. Учащиеся угадывают, чьи это голоса. (гусь, синица, иволга, орёл, сова, соловей, скворец).

Игра “Дерево, кусты, цветы”. Ведущий называет растения. Если дети слышат цветок, они хлопают в ладоши, если куст – топают ногами, а если дерево – прыгают.

(Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень, дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён, мать-и-мачеха, тополь, ирис, калина, тысячелистник, осина, смородина, клевер.)

2 ученик:

– В мире растений есть любовь и ненависть.

Не все растения могут жить мирно друг с другом. Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны – незабудок. Сирень не любит жить рядом с фиалками. Бузина и акация стараются расти подальше от липы. А вот рябина, липа, сосна и берёза живут рядом в дружбе и согласии.

3 ученик:

– Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт:

  • Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь)
  • Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка)
  • Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк)
  • Лесной доктор. (Дятел)
  • Лесной санитар. (Муравей)

Просмотреть видеофрагменты из БЭКМ (Видеоприложения «Жизнь животных»)

4 ученик:

Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

Учитель показывает учащимся видеофрагмент «Распускание цветов».

Учитель:  Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится меньше.

5 ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…

Учитель:

– Ребята, надо ли рвать цветы?

(Ответы детей.)

Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

– Помните это, дети!

2 этап – “Дары леса”

6 ученик:

– Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!

Викторина о грибах.  Проводит ведущий.

  • Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовый гриб. Он разрушает древесину.)
  • Какие птицы едят грибы? (Глухари)
  • У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Каково название этого гриба? (настоящее) (Гриб-дождевик)
  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

7 ученик:

– А вот и ягодные адреса:

  • Земляника – у пней, где светло, на вырубках.
  • Черника – в еловом бору.
  • Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
  • Малина – опушка, вырубка, овраги.
  • Клюква – болото.

– Берите корзинки и в лес – угощайтесь!

3 страница – “Лесная аптека”

Проводит медсестра: (показывает детям сухие лекарственные растения)

– В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней:

Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.

  • Кашель, бронхит лечит настой из мать-и-мачехи.
  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

– Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

Ведущие раздают детям рисунки лекарственных растений.

4 этап – “Красная книга”

Учитель показывает “Красную книгу Беларуси”.

– Эта книга с каждым годом становится всё толще. Некоторых животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показывает и называет):

  • белоглазая чернеть
  • орёл-карлик
  • лосось
  • рогатый дедка
  • Зверобой четырехкрылый

– А сейчас я назову некоторые животные и растения, занесённые в Красную книгу Беларуси, находящиеся под угрозой исчезновения:

  • гребенчатый тритон                                 ;
  • черёмуха;
  • речной бобр;
  • чёрный аист;
  • серая цапля;
  • серый журавль
  • благородный олень;
  • венерин башмачок
  • трюфель

 

 

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Последний, 5 этап  нашего путешествия “Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?”

(Говорят дети, учитель дополняет.)

– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

III. Подведение итогов занятия.

Дети читают стихи.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

 

И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо!”

Учитель:

– Человек многое может, но и он – сын природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

Учитель включает программу «Караоке». Дети поют песни «Вместе весело шагать», «Чунга-Чанга», «Улыбка».

Ведущие угощают всех дарами природы из корзинки. (Яблоки, орехи, шишки – на память)

 

Ещё в этом разделе