Экологическое воспитание

Разработки мероприятий по экологическому воспитанию учащихся

В целях привлечения внимания общественности к рациональному использованию ресурсов и развитию возобновляемых источников энергии Республика Беларусь 11 ноября 2008 г. поддержала и присоединилась к празднованию международного Дня энергосбережения.

Этот праздник получил статус международного, поскольку принять участие в проекте пожелали около 20 стран.
В международный День энергосбережения во всех странах, где отмечается этот праздник, проходят мероприятия, главная задача которых - информировать людей о важности эффективного использования энергоресурсов, о способах энергосбережения и существующих возможностях использования возобновляемых источников энергии. Республика Беларусь не является исключением и с первых лет празднования данного дня присоединилась к этому мероприятию.

В Беларуси работа в сфере энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии проводится давно – уже более 20 лет. Энергетические потребности экономики Республики Беларусь удовлетворяются в основном за счет использования органического топлива, большая часть которого импортируется из-за рубежа, и поэтому повышение эффективности использования энергии является для республики условием устойчивого развития экономики.

Развитие национальной экономии, ее важнейших отраслей - промышленности и энергетики - неразрывно связаны с энергосбережением.

Начиная с 1996 года, в стране реализованы четыре пятилетние Республиканские программы энергосбережения. Аналогичная программа по приоритетным направлениям энергосбережения топливно-энергетических ресурсов была принята и на 2016 – 2020 годы. Для реализации политики энергосбережения существует ряд нормативных документов, основными из которых являются Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» и Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении».

Документы, принятые в области энергосбережения и энергоэффективности, учитывают современные реалии и вызовы, ориентируют все сферы экономической и социальной жизни на постоянное внедрение энергоэффективных технологий, проведение модернизации и освоение инноваций, формирование и продвижение массовой культуры бережливого отношения к энергоресурсам.

В нашей стране на протяжении многих лет последовательно проводится государственная политика в области энергосбережения. В стране существует уполномоченный республиканский орган, в сфере энергосбережения, которым является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, который проводит государственное управление в сфере энергосбережения.

Системная работа в сфере энергосбережения позволила достичь весомых результатов. Уровень энергоэффективности отечественной экономики можно оценить по показателю энергоемкости валового внутреннего продукта. В 1990 году республика была одной из самых энергоемких республик СССР. Однако принятые Правительством Республики Беларусь меры и целенаправленно проводимая работа в значительной степени определили результаты по энергосбережению в республике и обеспечению устойчивой тенденции по снижению энергоемкости ВВП.

По последним данным Международного энергетического агентства, в 2015 году фактический показатель энергоемкости ВВП Беларуси составил 0,16 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США (ВВП по паритету покупательной способности и в ценах 2010 года) против 0,56 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США в 1990 году, то есть снизился по отношению к 1990 году в 3,5 раза.

Республика Беларусь достигла энергоемкости развитых стран со сходными климатическими условиями, таких как Канада и Финляндия (сравнялась с Финляндией и улучшила по сравнению с Канадой).

Энергосбережение экономически выгодно отдельно каждому гражданину и государству в целом. Мероприятия по экономии энергоресурсов в два с половиной – три раза дешевле, чем производство и доставка потребителям такого же количества вновь полученной энергии. Самые простые способы энергосбережения доступны любому и могут применяться в быту повсеместно. С практическими способами по эффективному использованию энергоресурсов в быту можно ознакомится на официальном сайте Департамента по энергоэффективности www.energoeffekt,gov.by

Экономить энергоресурсы – значит быть современным, образованным гражданином, думающим о процветании своей страны, о благополучии и здоровье своей семьи.

Брестское областное управление по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.

Занимаясь вопросами энергосбережения в школе, мы заботимся не только о нынешнем дне, но и делаем вклад в будущее. 


Информация об участии в областной акции «Международный день энергосбережения»

На основании письма главного управления по образованию от 30.10.2019 №1-29/736 «О проведении областной акции «Международный день энергосбережения» и в соответствии с календарем основных массовых мероприятий   учащиеся 1-11 классов приняли участие в областной акции «Международный день энергосбережения» под девизом: «Используй энергию разумно!».

С целью привлечения внимания учащихся к проблеме энергосбережения, рационального использования ресурсов, формирование навыков экономии и бережливости в становлении личности, бережного отношения к окружающей среде прошли следующие мероприятия:

  1. тематические классные на тему  «С уважением к энергосбережению» и информационные часы «Энергосбережение в быту». Ответственные классные руководители I- XIклассов;
  2.  экологический  субботник по уборке в школьной территории 31.10.2019 для учащихся 5-10 классов. Отв. Босовец Г. Г., КР 5-10 кл.
  3. просмотр обучающего видеоролика «Энергия  в быту» для учащихся VIII- XIклассов. Отв. Козуля Ю. В., заместитель  директора по воспитательной работе;
  4. участие в районном этапе республиканского  конкурса «Энергомарафон» в номинации «Проект практических мероприятий по энергосбережению»;
  5.  работает молодёжная газета «Юность»  на тему «Энерго-эффективный образ жизни». Отв. Педагог-организатор Головач Н. Ю.
  6. в рамках шестого школьного дня 02.11.2019, 09.11.2019 года  с обучающимися I ступени прошли экологические игры;
  7. на сайте учреждения образования создана страничка «Экологическое воспитание», на которой размещены материалы проектов, листовок. Отв. Крох М. Н., администратор сайта;
  8. учащимися разработаны памятки по энергосбережению. Отв. СППС;
  9. в оздоровительном лагере «Солнышко» проведены игры «Используй энергию разумно». Отв. воспитатели отрядов Кузьмич Е. М., Домнич Е. А.

 Приняли  участие -355  обучающихся.


Из работ учащихся по энергосбережению, представленных на различные конкурсы "Энергомарафон", "Энергия и среда проживания", "Сохраним климат - начнём с простых энергетических решений":

 



План воспитательного мероприятия в 10 классе 

по экологическому воспитанию на тему:

«Случайно ли, что слова «экономика»,

«энергетика»,

«экология»

начинаются

с одной буквы?»

Форма проведения: круглый стол

Цель занятия: проанализировать  влияние расточительного использования ресурсов на экологию,  возможности энергосбережения в нашей местности, добиваться понимания учащимися значимости экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения, прививать навыки бережливости, воспитывать любовь к родной Земле, противодействовать беспечности и эгоизму.

Обеспечение занятия: карточки с названиями групп и вопросами для размышления, электронные иллюстрации.

Эпиграф:

«Человек может повелевать природой, лишь подчиняясь ей».

                                                                                   Фрэнсис  Бэкон

Подготовительная работа:

  • Учащимся заранее были предложены названия творческих групп и возможность выбора.
  • Каждая группа подготовила толкование название той отрасли, которую они представляют и небольшое сообщение о делах и проблемах людей данной профессии.
  • Учителем подготовлены карточки с вопросами для каждой группы.
  • Учащимся из группы экономистов узнать, какое количество электроэнергии потребляют в их семье за месяц и сколько это стоит.

 

ХОД   ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационное начало занятия.

Вступительное слово учителя:

      - Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Тема нашего сегодняшнего занятия состоит из призыва: «Человек, береги природу!»  Чтобы выбрать пути решения этой проблемы, придется немало поразмыслить. Для этого разделимся на группы. Названия групп, очевидно, будут по названиям профессий людей, которые призваны защищать природу, а также бороться с людьми других групп, которые по роду своей деятельности пытаются природу разрушать. (учащиеся отвечают: «экономисты», «энергетики», «экологи»).  Кроме того, выделим ещё одну группу, название которой, как ни странно, тоже начинается с буквы «э»: «эксперты».

        Учащиеся рассаживаются за столами, на которых стоят таблички с названиями: «Экономисты», «Энергетики», «Экологи», «Эксперты».

 

II. Мотивационный этап.

Слово учителя: В этом году мы еще раз убедились, насколько метеозависимой стала наша жизнь. В Европе бушуют лесные пожары, воронежские реки из-за засухи можно перейти вброд. В Минске, наоборот, был случай, когда летом случился потоп. И старожилы не припомнят, чтобы в центре города спасатели эвакуировали пассажиров общественного транспорта при помощи байдарок, а на некоторых улицах можно было кататься на водных скутерах...

        И наш район тоже не обошли природные катаклизмы. Вспомните, какие необычные природные явления вам приходилось наблюдать в последнее время? (учащиеся называют сезон затяжных дождей, гроза зимой, ураган, который срывал крыши с домов). Мир становится теплее, и человечество в значительной мере ответственно за это, говорят эксперты.

Перед нами карта распределения температуры воздуха [°C] по территории Беларуси в январе 2017 года:

  

Особенно теплой выдалась четвертая декада января. В большинстве дней средняя за сутки температура находилась в пределах -5..-7° и превышала многолетние значения на 5-9°. Дневные максимумы достигали +1..+5°, в Бресте +6°C.

(Учащиеся обращают внимание на температуру в нашей местности.)

Средняя за месяц температура воздуха составила -5..-6°C и оказалась на 4-8° выше климатической нормы. Таким образом, потепление налицо.

 

       - Обратимся к нашим специалистам. Сначала команды должны нам разъяснить, чем занимается та отрасль, которую они представляют: (отвечают представители команд)

Экономика – управление хозяйством;

Энергетика – применение энергии для различных промышленных и бытовых нужд;

Экология – «изучение дома», наука об охране природы;

Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.

         Слово учителя:Каждая группа будет работать над своими вопросами. Но сначала  ответим все на  один вопрос:

         Кто главнее всех на Земле?

(Ответы учащихся: природа, человек, бог)

        Слово учителя: Все эти ответы можно считать правильными. В истории человечества были времена поклонения природе, богу, была и эпоха, когда утверждалось, что именно «человек – царь природы».

          В Библии сказано: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и господствуйте над ней, и обладайте рыбами морскими и зверями и птицами небесными, и всеми скотами, и всею Землёю». Но если человек будет только  царствовать и разрушать мир, в котором обитает, то рано или поздно он будет за то жестоко наказан.

Эпиграфом нашего занятия можно выбрать слова философа  VIIв. Фрэнсиса Бэкона : «Человек может повелевать природой, лишь подчиняясь ей».

 

 

 III. Ориентировочный этап.

       Слово учителя: Итак, Земле угрожает глобальное потепление и повинен в этом так называемый парниковый эффект. Попытаемся разобраться, как эти проблемы коснулись нашей страны. Рассмотрим иллюстрации  на экране компьютера.

 

     

     

                 

            Чтобы глубже понять поднимаемую проблему, выслушаем сообщения представителей от экономистов, энергетиков и экологов, которые они подготовили заранее.

 

Экономист. На  развитие экономики  страны влияет, насколько страна богата природными ресурсами.  В Беларуси мало залежей топливных ресурсов, поэтому часть топлива покупается или добывается в других странах. Экономисты должны заранее рассчитать , сколько денег потребуется на следующий год, чтобы обеспечить страну топливом, потому что от этого зависит наша экономическая безопасность.   

Проблема экономической безопасности решается совместно разными сферами: экономической, политической, информационной, образовательной, а также сферами, исследующими погодно-климатические условия нашей страны. 

Наш Столинский район больше сельскохозяйственный, крупных промышленных объектов у нас нет, нужно оплачивать различные виды топлива и энергии. Из собственных видов топлива у нас производится только дрова и торфобрикет. Поэтому нужно развивать сельское хозяйство, чтобы получать больше доходов в бюджет района. Для этого используется обработка почв минеральными удобрениями и пестицидами, что повышает урожайность земли, например, использование пестицидов, сохраняет до трети урожая. Также важно обеспечить горючими материалами сельскохозяйственную и другую технику.

Энергетик. 

Энергетика  включает все процессы энергетической деятельности, связанные с добычей, хранением, транспортировкой и сжиганием различных видов топлива – угля, продуктов нефти, газа и др.

Несмотря на огромное разнообразие видов топлива, основными источниками энергии остаются нефть, природный газ и уголь. Первые два ископаемых топлива исчерпаемы в ближайшем будущем. Нефтяные топлива обладают особой ценностью для транспортных средств (основных потребителей энергии), в силу удобства перевозки, поэтому в настоящий момент ведутся исследования по использованию угля для выработки жидких топлив, в том числе и моторных. Также огромны запасы ядерного топлива, однако его использование накладывает высокие требования к безопасности, высокие затраты на подготовку, эксплуатацию и утилизацию топлива и попутных материалов.

На планете наиболее перспективным топливом является уголь. В СНГ его ресурсы оцениваются примерно 7 трлн т, а разведанные запасы составляли около 300 млрд. т. При сохранении нынешнего уровня добычи угля в мире одних только разведанных его запасов хватит на несколько веков. Так, может быть, в угле будущее мировой энергетики на пороге истощения нефти. В Беларуси, где нет собственных месторождений,  в последние десятилетия особенно выросло также использование природного газа. За последний период воздействие ТЭС на окружающую среду, действительно, продолжало снижаться вследствие сокращения использования котельно-печного топлива и мазута, увеличения потребления природного газа, внедрения экологически чистых технологий и оборудования.

В нашем районе электрическая энергия поступает от Березовской ГРЭС. Чтобы снизить расходы на электроэнергию, нужно заниматься сбережением энергии. Сюда относится: применение энергосберегающих материалов в строительстве, экономия электроэнергии в собственных домах, бережное использование топлива.

Эколог.  Человечество подвергает опасности мировую экологическую систему в связи с глобальным потеплением, вызванное так называемым парниковым эффектом, главной причиной которого является избыточное содержание в атмосфере парниковых газов. Чем больше в атмосфере будет содержаться парниковых газов, тем больше тепла, отраженного земной поверхностью, будет задерживаться в атмосфере. Так как парниковые газы не препятствуют поступлению солнечной энергии, то температура у земной поверхности будет повышаться.

         Укажем на следующие последствия грядущего парникового эффекта. Во-первых, согласно наиболее распространенным оценкам, к концу XXI века содержание атмосферного СО2 удвоится, что неизбежно приведёт к повышению средней глобальной приземной температуры на 3 - 5 о С. При этом потепление ожидается более засушливым летом в умеренных широтах Северного полушария.

Во-вторых, предполагается, что подобный рост средней глобальной приземной температуры приведёт к повышению уровня Мирового океана на 20 - 165 сантиметров за счёт термического расширения воды.

В-третьих, концентрация атмосферного СО2 может оказать весьма благоприятное воздействие на урожаи сельскохозяйственных культур. Результаты проведённых экспериментов позволяют предполагать, что в условиях прогрессирующего роста содержания СО2 в воздухе природная и культурная растительность достигнут оптимального состояния; возрастёт листовая поверхность растений, повысится удельный вес сухого вещество листьев, увеличатся средний размер плодов и число семян, ускорится созревание зерновых, а их урожайность повысится. Но, с другой стороны, потепление станет интенсивно изменять растительность особенно в нашем, одном из южных районов страны. Уже за последние годы у нас прижилось около 30 теплолюбивых видов растений, в основном сорняков, некоторые из них обитатели пустынь.

           Применение минеральных удобрений и пестицидов позволяет сохранить до трети урожая, но способствует эрозии почвы, потере плодородия, химическому загрязнению почвы.

Наш Столинский район находится  в центре белорусского Полесья – края болот. И, хотя разработка торфяников и приносит доход, принимаются решения по восстановлению нарушенных торфяников,  возведение подпорных и водорегулирующих сооружений, пожарных каналов, водоемов, что позволит свести к минимуму возникновение торфяных пожаров, значительно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, восстановить исчезающие виды флоры и фауны.

            Огромный ущерб природе наносит сжигание топлива, в первую очередь угля. В год ТЭС производит 6,5 миллиона тонн углекислого газа, 900 тонн сернистого газа, 4500 тонн двуокиси азота, и этим список не ограничивается. Кроме того, за год со станции вывозится 320 тысяч тонн золы, включая 400 тонн токсичных тяжелых металлов. Следует также отметить, что золоотвалы ТЭС, отравляющие грунтовые воды, занимают огромные площади, а для сжигания углеводородного топлива необходим драгоценный для биосферы кислород.

 

IV. Деятельностный этап.

Слово учителя: Итак, мы выслушали доклады наших специалистов. Конечно же, они были грамотными, но все же создалось впечатление, что наши представители не слушали друг друга: экономист заботился о повышении доходов, энергетик – об обеспечении экономики энергией, а экологу хочется запретить деятельность и первого, и второго. Придется их помирить за круглым столом, ведь не зря же названия всех профессий начинаются с одной буквы.

Учащиеся в группах получают вопросы для рефлексии, и после обдумывания отвечают на них.

 

Вопросы для экономистов:

1. Чтобы жить, человеку в сутки нужно: воздуха – 10 кг, воды – 2 л, сухой пищи – 1 кг. Что вам нужно ещё, кроме этого?

2. Что такое для вас комфорт?

3. 1 кВт – час электроэнергии стоит 173 р. За сутки показания счетчика изменились с 0617 до 0625. Сколько стоит потребляемая энергия за сутки? месяц? Много это или мало? Сколько электроэнергии в месяц потребляет ваша семья?

 (расчеты – 173  ∙ 8 = 1384 р., 1384 ∙  30 = 41 520 р.)

4. Как, по вашему мнению, можно уменьшить потребление энергии в нашем районе?

 

Вопросы для энергетиков:

1. Земле грозит глобальное потепление. Каким образом повинны в этом люди?

2. Какой из местных видов топлива вы предложили бы  использовать в нашем районе?

3. Сейчас внедряются технологии производства различного биотоплива с использованием соломы, древесных и сельскохозяйственных отходов, навоза, органической части твердых бытовых отходов, рапса, спирта. Какой из видов биотоплива вы предложили бы использовать в нашей местности?

4. Энергетика помогает или мешает экологии?

 

Вопросы для экологов:

1. Следует ли нам заботиться о  сохранности природы или она позаботится о себе сама?

2. Чего, по вашему мнению, больше в окружающей среде сейчас: разрушения или созидания?

3. Почему говорят, что природу нужно охранять не только от  её губителей, но и от любителей?

4. Какие проблемы стоят перед экологами в нашей местности?

 

Вопросы для экспертов:

1. Техника – в чем она нам помощник, а в чем враг? Правильно ли утверждение, что «экология – это тормоз технического прогресса»?

2. Как вы объясните понятие «рай на Земле»?

3. Кто самый «вредный» для природы и климата из 3 групп: «экономисты», «экологи» или «энергетики»?

4. Как должны действовать экологи по отношению к экономистам и энергетикам?

 

              -Конечно, экологи не выступают противниками вмешательства человека в дела природы. Но они призывают не бесконечно увеличивать скорость, но чаще включать руль и тормоза.

 

 Выработка рекомендаций: (зачитывают эксперты):

Отдельный человек тоже может снизить выбросы парниковых газов в атмосферу. Перечислим, что можем сделать мы и наши родители:

  • Использование энергосберегающих источников освещения;
  • Использование энергоэффективной бытовой техники;
  • Использование контрольных измерительных приборов при потреблении электроэнергии, воды, газа;
  • Максимально частое использование общественного транспорта или велосипеда вместо автомобиля;
  • Использование более экономичного топлива для автомобиля и хороший уход за ним;
  • Переработка вторичных отходов (раздельный сбор и сдача в переработку стекла, металлов, бумаги, пластика, компостирование органических отходов);
  • Посадка деревьев (во дворе, у тротуара, в парке и т. д.) и защита зелёных насаждений;
  • Использование энергосберегающих материалов при постройке бытовых теплиц для выращивания овощей.

 

Конечно, для всего этого придется в чем-то изменить свой образ жизни, но дело того стоит.

 

V. Рефлексия.

         Слово учителя. -У каждого из нас есть свои потребности: у одних они довольно скромные, у других граничат с безумием. Вот два противоположных примера. Древнегреческий философ Сократ, признанный не только людьми, но и богами, мудрейшим человеком на Земле, всю жизнь проходил босиком и в стареньком плаще. Он просто не придавал этому никакого значения. Попав однажды на базар, он удивленно воскликнул: «Как много существует вещей, которые мне не нужны!» А вот американский эстрадный певец Элвис Пресли, король рок-н-ролла, кумир молодёжи 60-х гг., любил, что называется «пожить красиво». В его гараже стояло несколько десятков автомобилей, личный самолет он оборудовал даже финской баней. А фонтан на его вилле бил струями кока-колы.  

        Конечно, ни в чем не нужно бросаться в крайности. Нет смысла в наше время отказываться от приобретений технического прогресса, но и закрывать глаза на проблемы загрязнения земных сфер и изменения климата не стоит.

Так как вы считаете, ответили мы на вопрос нашего занятия?

(ответы учащихся)

Что бы вы хотели пожелать самим себе и всем нам как жителям планеты Земля, гражданам Республики Беларусь?

Заключение. Спасибо всем за работу.


Экологическая композиция   

"Природа — наш дом родной"

Проводится с учащимися 5 - го класса

 

Цели занятия:

  • расширить знания о природе;
  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять природу;
  • формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

 Обеспечение занятия:

  • Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: фонотека “Птичьи голоса”; видеоприложения, мультимедиа-панорама «Смешанный лес»
  • рисунки цветов, ягод, животных;
  • Красная книга Беларуси;
  • корзина с яблоками, орехами, шишками;
  • компьютерная программа «Караоке» (папка Детские песни)

Место проведения: компьютерный класс.

Присутствуют: школьная медсестра, родители, учащиеся из параллельного класса.

На доске записи:

Лес – наше богатство.
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости
.

Этапы занятия:

  1.  Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.
  2.  Дары леса.
  3.  Лесная аптека.
  4.  Красная книга.
  5. Как вести себя в лесу, на лугу, в поле.

 

                                                  ХОД  ЗАНЯТИЯ.

I. Вступительная часть.

Звучит стихотворение С. Погореловского “Лес”: (читает ученик)

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не упусти:
Ты же видишь, мы свои.

Учитель: (на фоне звуков- голосов леса)

На экране компьютера – мультимедиа-панорама «Смешанный лес»

– Ребята! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

II. Основная часть занятия.

Первый этап нашего путешествия:

“Что в лесу растёт, кто в лесу живёт”

1 ученик:

– Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет. Угадайте, чьи это голоса?

Учитель включает записи голосов птиц из фонотеки. Учащиеся угадывают, чьи это голоса. (гусь, синица, иволга, орёл, сова, соловей, скворец).

Игра “Дерево, кусты, цветы”. Ведущий называет растения. Если дети слышат цветок, они хлопают в ладоши, если куст – топают ногами, а если дерево – прыгают.

(Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень, дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён, мать-и-мачеха, тополь, ирис, калина, тысячелистник, осина, смородина, клевер.)

2 ученик:

– В мире растений есть любовь и ненависть.

Не все растения могут жить мирно друг с другом. Нарциссы не любят соседства ландышей, а тюльпаны – незабудок. Сирень не любит жить рядом с фиалками. Бузина и акация стараются расти подальше от липы. А вот рябина, липа, сосна и берёза живут рядом в дружбе и согласии.

3 ученик:

– Много в лесу домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт:

  • Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь)
  • Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.(Белка)
  • Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк)
  • Лесной доктор. (Дятел)
  • Лесной санитар. (Муравей)

Просмотреть видеофрагменты из БЭКМ (Видеоприложения «Жизнь животных»)

4 ученик:

Бежит тропинка через лес,
Ныряет вправо, влево.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.

Учитель показывает учащимся видеофрагмент «Распускание цветов».

Учитель:  Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится меньше.

5 ученик:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали…

Учитель:

– Ребята, надо ли рвать цветы?

(Ответы детей.)

Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать, 
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

– Помните это, дети!

2 этап – “Дары леса”

6 ученик:

– Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи и грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!

Викторина о грибах.  Проводит ведущий.

  • Может ли гриб съесть дом? (Да, это домовый гриб. Он разрушает древесину.)
  • Какие птицы едят грибы? (Глухари)
  • У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чёртов табачок. Каково название этого гриба? (настоящее) (Гриб-дождевик)
  • Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

7 ученик:

– А вот и ягодные адреса:

  • Земляника – у пней, где светло, на вырубках.
  • Черника – в еловом бору.
  • Брусника – сосновый бор и смешанный лес.
  • Малина – опушка, вырубка, овраги.
  • Клюква – болото.

– Берите корзинки и в лес – угощайтесь!

3 страница – “Лесная аптека”

Проводит медсестра: (показывает детям сухие лекарственные растения)

– В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней:

Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.

  • Кашель, бронхит лечит настой из мать-и-мачехи.
  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

– Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

Ведущие раздают детям рисунки лекарственных растений.

4 этап – “Красная книга”

Учитель показывает “Красную книгу Беларуси”.

– Эта книга с каждым годом становится всё толще. Некоторых животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке (показывает и называет):

  • белоглазая чернеть
  • орёл-карлик
  • лосось
  • рогатый дедка
  • Зверобой четырехкрылый

– А сейчас я назову некоторые животные и растения, занесённые в Красную книгу Беларуси, находящиеся под угрозой исчезновения:

  • гребенчатый тритон                                 ;
  • черёмуха;
  • речной бобр;
  • чёрный аист;
  • серая цапля;
  • серый журавль
  • благородный олень;
  • венерин башмачок
  • трюфель

 

 

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Последний, 5 этап  нашего путешествия “Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?”

(Говорят дети, учитель дополняет.)

– Не кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

– Не рви цветы. За тобой пройдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

– Не ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

– Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

– Не сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

III. Подведение итогов занятия.

Дети читают стихи.

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, 
Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

 

И тогда любой зверёк –
Будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба –
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо!”

Учитель:

– Человек многое может, но и он – сын природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

Учитель включает программу «Караоке». Дети поют песни «Вместе весело шагать», «Чунга-Чанга», «Улыбка».

Ведущие угощают всех дарами природы из корзинки. (Яблоки, орехи, шишки – на память)

Ещё в этом разделе