Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»
Отчёт о реализации информационно-образовательного проекта
«Школа –территория здоровья»
Подготовила
Козуля Юлия Васильевна,
заместитель директора по ВР
2022
В ситуации высокого объема учебных и внеучебных нагрузок, распространения рисковых форм поведения (курение, алкоголь, ранняя сексуальная активность) и в целях профилактики коронавирусной инфекции COVID-19 необходимо формирование мотивации к сохранению здоровья у всех участников образовательного процесса через создание здоровьесберегающей среды.
Формирование здоровьесберегающей среды в учреждении образования «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка» осуществляется через реализацию проекта «Школа - территория здоровья» с 2017 года.
Цель проекта- создание условий для формирования личности - здоровой физически, психически, духовно и социально, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания (слайд 1).
Задачи проекта:
- внедрять в систему работы учреждения мероприятия, направленные на формирование ценности здоровья и потребности в здоровом образе жизни;
- формировать благоприятный морально-психологический климат в детском и педагогическом коллективах, оптимизировать систему психологической помощи учащимся;
- повышать уровень знаний педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов образовательного процесса;
В составе инициативной группы работают логопед, медицинский работник, педагог социальный, педагог -психолог, библиотекарь, учителя физической культуры и здоровья. Ими разработаны проект и планы по реализации проекта на каждый учебный год. Это команда единомышленников из всех участников образовательного процесса, которая в своей деятельности взаимодействует с Д-Городокской больницей, поликлиникой, Столинским РЦГиЭ, ДЮСШ, Домом культуры и другими структурами.
Целевые технологии здоровьесбережения разрабатываются медицинским работником совместно с администрацией УО с учетом выявленных проблем в состоянии здоровья и факторов, их формирующих, и направлены на предупреждение развития основной школьно-зависимой патологии, которая формируется у учащихся в процессе получения общего среднего образования (функциональные отклонения и болезни костно-мышечной системы и органа зрения, психоэмоциональная дезадаптация и др.).
Для сохранения жизни и здоровья учащихся разработан комплекс мер по медико-психолого-педагогической защите учащихся, который включает в себя следующую оценку состояния здоровья:
- ежегодный анализ изменений состояния здоровья с учётом возраста и пола учащихся;
- распределение учащихся по группам здоровья и работа по его укреплению;
- воспитание культуры здорового образа жизни, организация физкультурно-оздоровительной работы, лечебно-профилактических мероприятий и др.
Ежегодно в сентябре и в марте проводится углубленный медосмотр учащихся, составляется список детей, состоящих на диспансерном учёте. Определяются учащиеся, освобожденные от занятий физкультурой, учащиеся, которым рекомендованы занятия в СМГ или подготовительной группе. Проанализировав результаты обследования, было установлено, что на прежнем уровне осталось количество учащихся с заболеваниями пищеварительного тракта, в то время как увеличилось число заболеваний опорно-двигательного аппарата, число учащихся со снижением остроты зрения.
Установлено, что для реализации проекта в учреждении образования созданы необходимые материально - технические условия: просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием, спортивные площадки, волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный городок, участок для активных игр и прогулок.
Традиционно разработан план проведения спортивных мероприятий в шестой день, проводятся Недели здоровья, Олимпийская неделя, Олимпийский день. Учащиеся школы принимают активное участие в районной спартакиаде школьников и допризывной молодежи, в республиканской акции «Разам з камандай!», а также в районном туристическом слёте (слайд 4,5). С целью укрепления иммунитета, профилактики сколиоза в шестой школьный день для учащихся 2-4 классов организованы уроки плавания на базе ФСК «Аквамарин» (слайд 6). Основным направлением в шестой день стала организация внеклассной оздоровительной работы с учащимися с целью сохранения и укрепления их здоровья. Каждая вторая суббота - День здоровья, соревнования по различным видам спорта, спортландии для учащихся на I и II ступенях обучения, спортивные эстафеты, подвижные игры.
Развитию физических способностей учащихся содействуют объединения по интересам: "Волейбол", "Настольный теннис", "Футбол", "Туризм", "Легкая атлетика", В 8 школьных кружках занимаются 120 учащихся. На базе учреждения образования работает ДЮСШ, в которой занимаются 15 учащихся (слайд 7).
Наряду с этим организуются межшкольные спортивные встречи среди команд мальчиков и девочек Хоромского УПК яслей-сада СШ, СШ №1 и №2 г. Давид-Городка. Учащиеся соревнуются по стрельбе из пневматической винтовки, подтягивании на перекладине, толчке гири, подъеме силой, жонглировании футбольного мяча, перетягивании каната (слайд 8,9).
Вместе с тем, время диктует необходимость поиска современных форм формирования культуры здоровьесбережения и широкого вовлечения в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов образовательного процесса, привлечения учащихся к современным видам спорта и их популяризации. С этой целью при поддержке Трухоновца Максима, выпускника школы, на базе учреждения образования в 2019 году была открыта площадка STREET WORKOUT (слайд 10).
В рамках программы сотрудничества между городами –побратимами Давид-Городком и (Российская Федерация), при поддержке балетмейстера Гедыминаса Таранды на базе учреждения образования в 2018 году начал функционировать балетный класс. Занятия классическими танцами проходят согласно графику под руководством хореографа Анны Чмуневич (слайд 11.).
В Год Малой Родины особое внимание уделено туристско-экскурсионной работе как составляющей здоровьесберегающей среды. Разработана система экскурсионной работы в учреждении образования, в том числе велопоходы с участием родителей. В течение 2017-2020 годов организовано 42 экскурсии, в которых приняли участие 380 учащихся, что составило 100%. Организованы
трёхдневные, однодневные велопоходы по маршруту г. Давид-Городок-ур. Хиновск, велопробег г. Давид-Городок - аг. Велемичи - д.Ольпень - г. Давид-Городок, совершили велопробег по маршруту г. Давид-Городок – аг. Ольшаны– г. Давид-Городок. (слайд 12).
Ежегодно, в рамках каникул, на базе школы функционирует оздоровительный лагерь «Солнышко», основной задачей является укрепление здоровья детей, формирование навыков социального отношения к своему здоровью и окружающей среде, развитие интеллектуального, духовного потенциала (слайд 13).
Одним из направлений здоровьесберегающей среды учреждения образования является организация полноценного питания, которое организуется в соответствии с нормативными правовыми документами.
(статьёй 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании, во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005 года № 177 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования», постановления Совета Министров от 01.07.2016г. № 529 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2013 года № 317» и на основании приказа № 223 от 28.08.2017). (слайд 14)
В учреждении образования 380 учащихся, их них охвачено горячим питанием 378, что составляет 99,2 % учащихся. Вопрос «Об организации работы педагогического коллектива учреждения образования по совершенствованию процесса питания учащихся» рассматривается ежегодно.
Согласно плану организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, образовательный процесс организован с разделением времени начала и окончания учебных занятий с максимально возможным разобщением обучающихся, питания, организации сна; закрепление за каждым учебным классом конкретного учебного помещения; рассадка обучающихся с учетом максимального разобщения; недопущение совместного использования раздевалок; соблюдение принципа физического дистанцирования в 1-1,5м; организация утреннего приема детей 1 классов, при благоприятных погодных условиях, на открытом воздухе. Обеспечены в местах общего пользования и при входе в обеденный зал объекта общественного питания учреждения образования наличием в умывальниках холодной и горячей проточной воды, укомплектование умывальников мылом или дозаторами с жидким мылом, одноразовыми бумажными полотенцами или индивидуальными полотенцами.(Слайд 15)
Мероприятия направлены на всех участников образовательного процесса и предусматривают минимизацию/устранение и предупреждение появления всего регистра факторов риска.
Вопросы профилактики заболеваний освещаются:
- в рамках уроков биологии, химии, физической культуры и здоровья, основ безопасной жизнедеятельности
- на отдельных тематических уроках других
общеобразовательных предметов, факультативных занятиях
- в рамках классных часов
- на общешкольных мероприятиях (дни здоровья, конкурсы,
викторины и др.)
- демонстрацией роликов, информационных стендов в рекреационных помещениях и холлах учреждений общего среднего образования
Распространение передового опыта по здоровьесбережению для других УО осуществлялось в рамках районного постоянно действующего семинара «Реализация межведомственного проекта «Школа – территория здоровья» в 2019/2020 учебном году. На начало проекта оценка учреждения образования проводилась в соответствии с Инструкцией по применению «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования» (регистрационный № 018-1215, утв. 21.03.2016) и составила 108 баллов, что соответствует Ш ступени “Школа здоровья”. По итогам новой Методики оценки эффективности реализации межведомственного проекта «Школа – территория здоровья», проведенной в апреле 2020 года, количество баллов составило 86 - Ш ступень “Школа здоровья” (таблица за 3 года.2017/2018- 108 б.,3 ступень; 2018/2019- 108 б. 3 ступень; 2019/2020 – 86 б. 3 ступень ).
В результате реализации проекта улучшились медицинские показатели по состоянию на май 2020 года
В итоге реализация мер по здоровьесбережению способствует эффективному использованию ресурсов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, продвижению передового опыта для других учреждений образования.