Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 г. Давид-Городка"
Май 2025
Школа Активного Гражданина «Я и Планета» «Береги свою планету – ведь другой похожей нету»
Цель:
обучение грамотному использованию бумаги, твердых бытовых отходов.
Задачи:
Ход мероприятия:
Организационный момент
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Плакат: «Земля у нас только одна»
Актуализация опорных знаний.
Учитель
Тема нашего мероприятия – «Береги свою планету, ведь другой на свете нет!». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.
Ученик
Природа не признает шуток.
Она всегда правдива,
Всегда серьезна.
Она строга.
Она всегда права.
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Учитель
Если вас вдруг остановит пронзительная синева и сердце замрет, как бывало от удивления и восторга. Если, как осенние листья, осыпятся с души мелкие тревоги, вся суета сует и душа наполнится светом и тишиной…Если вдруг оцепенеет уже готовое прозвучать слово, и вы ощутите, что в вашу жизнь вошло обыкновенное земное чудо, и вы почувствуете, что вы часть природы…
Играет музыка. Звучит песня «Самая счастливая» (сл. С.Чичкова, муз. В.Шаинского)
Выглянуло солнышко
Блещет на лугу…
Я навстречу солнышку
По траве бегу.
И ромашки белые
Рву я налету.
Я веночек сделаю –
Солнышко вплету.
Ученик: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
Под музыку выходит группа учащихся, и читают стихи:
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
III. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»
Учитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.
- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе все находится в равновесии, все связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Учитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.
- А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.
Учитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Ученик. Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.
Ученик. Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Ученик. Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.
Ученик. Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.
Учитель. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.
Ученик. 1918 год. Страну терзали голод, разруха. И именно в это грозное время, спустя всего полгода после победы Октября, в Москве открыла двери Станция юных любителей природы. Сюда пришли школьники, подростки, рабочая молодежь – те, кто любил природу и хотел поближе ее узнать, изучить. Их было семнадцать.
Ученик. 15 июня 1918 год первый день работы станции. Он и положил начало отсчета юннатского движения в нашей стране. «Ближе к природе» - таков был лозунг юннатов.
Ученик. Июнь 1924 год. В зоологическом музеи МГУ юные натуралисты собрались на свой первый Всесоюзный слет. По – иному и зазвучал лозунг «Ближе к природе и к жизни».
С тех пор в стране стал проводиться – День леса, а позднее и другой праздник День птиц. Вскоре эти праздники стали традиционными.
Учитель. С тех пор прошло уже много лет, но по - прежнему есть люди, которые любят и защищают природу.
Выступает группа учащихся:
Раньше мы с тобой не знали
Экологию, мой друг,
Теперь в школе изучаем –
Стало ясно все вокруг.
По дороге мимо школы
Машины мчат, не удержать.
Выхлопные газы всюду,
Воздухом нельзя дышать.
Кто очистит наши реки?
Кто тот добрый человек?
Неужели же на веки
Мы оставим страшный след?
Будут из-за нас страдать?
Так же будет вся планета
Потихоньку умирать.
Экология важна
Людям всем она нужна.
Правильно беречь природу
К счастью, снова входит в моду!
Ежегодно на нашей планете два особых календарных праздника: День Земли и День Окружающей среды. Это не очередные «красные даты», которые обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью. Этот день – напоминание о проблемах охраны природы.
Учащиеся читают стихи:
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни».
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
Учитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.
- А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?
Давайте напишем письма-обращения от имени природы.
Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к ученым.
Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
(К доске выходят представители групп, читают обращения).
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
Все вместе:
Люди мира, на минуту встаньте! /Фонограмма голосов леса./
Слушайте, слушайте лесные голоса!
Звери просят помощи – не троньте –
Родины леса! Стройные леса!
Вы их сберегите от порубки.
Учащихся исполняет песню на мотив «Ничего на свете лучше нету…»
Ничего на свете лучше нету
Чем беречь, друзья свою планету
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
Мы свое призванье не забудем
Сохраним мы воду чистой людям.
Сбережем мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить на веки.
Ученица. Экологический отряд нашей школы обращается ко всем, кому не безразлична судьба нашего города, кто хочет, чтобы он был чистым и зеленым. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.
Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.
VII. Итог.
Учитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.
Гимн Природе. Мелодия песни «Солнечный круг»
Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить.
Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель:
- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурны.
свернуть
Апрель 2025
Школа Активного Гражданина «Я и Культура»
Тема: «Традиции моего края»
Цель: углубление знаний детей о белорусских традициях; воспитание уважения к историческому прошлому Беларуси.
Задачи:
Оборудование: иллюстрации с различными праздниками белорусов, фильм.
Ход занятия
Учащиеся читают стихотворение:
Радзіма наша – Беларусь,
І колькі не шукай,
Не знойдзеш ты на ўсёй зямлі
Мілей, чым гэты край.
Не знойдзеш ты такіх людзей,
Іх сэрцы – дабрыня;
Яна струменіць, льецца ў свет
Крынічкаю штодня.
Таму ў жыцці не трэба быць
Няшчырым, сквапным, злым.
Не забывай, ты – беларус,
І заставайся ім.
Традиция — это то, что переходит от одного поколения к другому; то, что унаследовано нами от наших предков: порядок, нормы поведения.
Обычаем мы называем какие-либо установившиеся правила. Это общепринятый, давно заведенный порядок в общественных отношениях.
В каждой стране есть сложившиеся традиции встречи праздников: Рождества, Нового года и др.
Традиции и обычаи белорусского народа нашли свое отражение в пословицах и поговорках. (Учитель читает пословицы и поговорки.)
Нічога само не зробіцца.
Не так легка зрабіць, як сказаць.
Сумленная праца — наша багацце.
Работу словам не заменіш.
Праўда даражэй за грошы.
Пры сонейку цёпла, пры матулі добра.
Устанеш рана — зробіш многа.
Спачатку падумай, потым гавары.
Каждое красивое слово надо объяснить.
Сінявокая ( или синеглазая) – у нас много красивых рек, озер. В полях цветут синие васильки.
Зеленая – очень много лесов, лугов и полей.
Лучшая – потому что – это наша Родина.
Дружелюбная – белорусы – народ дружелюбный и гостеприимный.
Белая – белый – цвет добра и чистоты. Издавна белорусы любили одеваться в белые льняные рубашки.
Красивая – у нас красивые города, деревни, улицы, площади.
Трудолюбивая – в Беларуси живут трудолюбивые люди, которые делают много необходимых вещей.
Лесная – много лесов, боров, пущ.
Чудесная – у нас чудесные изделия из соломы, глины, деревянные игрушки.
Мастеровая – в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют.
Щедрая – белорусская земля очень щедра. Она дарит богатый урожай овощей и фруктов, ягод и грибов.
Толерантная – в Беларуси живут добрые люди. Они уважают других людей, считаются с их мнением. У них много друзей.
Партизанская – в годы Великой Отечественной войны в белорусских
лесах было много партизанских отрядов, которые сражались за Родину.
(Ребята рассказывают о каком-либо обряде.)
Ученики:
обязательно до восхода солнца помыться в бане или полынье.
мались качели, тем длиннее будут стебли льна.
ми, песнями, приметами. Сегодня мы поговорим об обрядах, обычаях праздников зимних, которые недавно прошли.
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Ученик:
Просмотр фильма
Итог :
Вы увидели, сколько интересного, таинственного скрыто в истории нашей страны. Но мы коснулись лишь крошечной ее частички. Если вы будете интересоваться историей, то вы откроете и другие страницы
свернуть
Ноябрь 2024
Школа активного гражданина «Я и Семья»
«Семья – всему начало»
Цели:
Задачи:
-развивать навыки ответственного поведения в семье
-показать необходимость уважительного отношения к родным и близким.
Оборудование: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов; маленькие сердечки на каждого участника, музыкальное сопровождение занятия: песня «Родительский дом», «Дорога добра».
Информационные ресурсы: 36 слайдов программы Microsoft Office Power Point.
Ход занятия:
Вступительное слово:
- Добрый день! Сегодня наша встреча посвящена всем вам. Приветствую всех, кто пришёл на наше занятие.
Всё начинается с семьи: Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старины докучливые стрелы: Всё начинается с семьи:
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
Тайны слова "семья".
В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое. Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова "семя". Как вы думаете, почему? Действительно, вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Зерно выращивают с любовью и заботой, и в семье необходимы согласие и забота друг о друге. Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не достаёт житейской мудрости! Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.
Первый конкурс «Пословица неспроста молвится»
Начало пословицы у меня на языке, а окончание в мячике. Кому мячик попадет, тот договаривает пословицу.
Второй конкурс «Дом моей мечты».
- Ребята, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом — моя крепость»? Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на занятие можем построить дом своей мечты. Пусть наша семья превратится в строительную бригаду. Семейным командам предстоит защитить проект своего дома. Каков будет его внешний вид, архитектура, какое внутреннее строение и расположение, чем он будет отличаться от других. В общем, все ваши идеи и мечты должны воплотиться в этом проекте. Удачи Вам! (Дети получают листы, карандаши и пр.) Задание было серьёзное, сложное, все вы справились с ним отлично. Оказывается, что своего архитектора, строителя, дизайнера можно найти. Разминка прошла успешно.
Теперь третье конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы. – Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.) – Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.) – Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести – не рукавом трясти.) – Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.) – Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
v Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтут, а злого не жалуют. Спасибо на добром слове. Ласковое слово, что вешний день. От доброго слова язык не усохнет V. КОНКУРС “УСТАМИ РЕБЕНКА”.
1.Что случилось 31 февраля? (Его нет) 2. Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно) 3. Может ли петух назвать себя и пищей? (Нет, петух не умеет говорить) 4. Чем до неба докинешь? (Взглядом) 5. Почему собака бегает? (По земле) 6. За чем во рту язык? (За зубами) 7. Какой год продолжается всего 1 день? (Новый год) 8. Как написать “сухая трава” 4 буквами? (Сено) 9. В каком числе столько же цифр сколько букв? (Сто) 10. В каком слове состоящем из 5 букв 5 “О”? (Опять) 11. Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья) 12. В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия) 13. Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама) 14. Место, где мы бываем все вместе. (Дом) 15. Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок) 16. Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка) 17. В них играют все дети. (Игрушки) 18. Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
Сквернословие и здоровье
Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. В каждой семье они свои. Но есть ряд общепринятых вопросов, связанных с воспитанием здорового во всех отношениях подростка. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. 54% молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. Одной из причин происходящего является наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.
Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, А может, не слова дела важны? Дела делами, а слова словами. Они живут у каждого из нас. На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы!
Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье:
Подведение итога:
В семейном кругу мы с вами растём! Основа основ - родительский дом! В семейном кругу все корни твои! И в жизнь ты выходишь из семьи!
Любят тебя без особых причин: За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за то, что растёшь, За то, что на маму и папу похож: И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
Семья - это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные - отчий твой дом Сердце навеки останется в нём!
И в заключение нашего занятия, давайте с вами послушаем песню о семье: «Родительский дом». Наше занятие подошло к концу, у вас на столах лежат сердечки, напишите на них то, что вы хотите пожелать своим самым дорогим людям. Эти сердечки вы сегодня подарите им со словами любви и благодарности. Спасибо за внимание!
свернуть
Март 2025
Школа Активного Гражданина «Я и Природа»
Тема: «Природа- вечный источник красоты».
Цель: научить школьников беречь родную природу.
Задачи:
Четыре закона экологии
1.Всё связано со всем.
Птицам даны крылья, рыбам - плавники. А людям, которые живут в
Природе, – изучение и познание природы; вот их крылья. Х. Марти.
Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Ж.-Б. Ламарк
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину. М. М. Пришвин
Ход занятия.
( Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».На экране проецируется портрет А.С. Пушкина).
В безмолвной тишине почили дол рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый.
Плывет в сребристых облаках.
- Ребята, какие образы вы увидели, а может, и услышали в прочитанном отрывке?
/ рощи, лес, ручей, ветерок, луна/
- Как прекрасна природа, если внимательно к ней присмотреться и прислушаться. Но слушать и понимать природу можно только сердцем. И сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир – в природу. Наше путешествие пройдет в форме устного журнала, который так и называется «Этот загадочный мир природы».
Первая страница журнала «Познавательная».
Учитель. Чтобы любить природу, нужно ее знать. Сейчас мы с вами попутешествуем по сказочному лесу и узнаем много интересных и невероятных фактов из жизни зеленых обитателей: зверей, птиц, насекомых.
Ученик .
- В Бразилии растет молочное дерево. Иногда его называют «дерево – корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору – и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева, и они напомнят вкус настоящих конфет. А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно не съедобны.
В Индии, Индонезии можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.
Самое твердое на свете дерево – железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, называют самшитом. Древесина такая твердая, что топор отскакивает, нож не берет, а в воде тонет.
Из семян шоколадного дерева получают какао и шоколад.
Бумажное дерево – из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.
Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.
Карандашное дерево – красный можжевельник растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.
Вторая страница журнала « Вопрос-ответ». Работа в группах.
- Ребята, я предлагаю вам подумать над вопросом «Природа- источник..?» Вы должны найти примеры на каждое смысловое поле.
природа – источник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
красоты доброты воды, воздуха, познания для хозяйственной пищи деятельности
1 группа. Природа- источник красоты
-Действительно, природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Многие художники воспевают красоту природы.
2 группа. Природа-источник доброты
- Мы считаем, что своей заботой о птицах мы делаем добро. Мы готовим кормушки для птиц, кормим их. Весной готовим скворечники.
Учитель. Ребята, в феврале этого года мы с вами собирали макулатуру, многие из вас сдают, наверное, и металлолом для вторсырья. Поговорите с родителями, чтобы они не выбрасывали старые игрушки, ненужные вещи на свалку, а предложите им сдать их в интернат для нуждающихся детей.
Любовь ко всему живому делает нас добрее.
3 группа. Природа-источник воды, воздуха и пищи.
-Чтобы окружающий мир был красивым, нам нужны чистый воздух, вода и пища. В противном случае все живое может погибнуть из-за различных болезней.
4 группа. Природа – источник познания.
- Человек постоянно изучал природу, откуда и какие добывают полезные ископаемые, почему летом идет дождь, а зимою снег и т.д. очень многое подсказала сама природа: в природе идет дождь – а у нас есть душ, ветер – вентилятор, в природе выпадает снег, накапливается лед – человек придумал холодильник. Что можно сравнить с нашей лампочкой? (Солнце) С птицей – самолет, одуванчик – парашют. Все что нас окружает, сделано из природных богатств.
5 группа .Природа – источник для хозяйственной деятельности.
- У всех есть крыша над головой, нам тепло, есть что обуть, поесть. Зимой катаемся с горки, летом купаемся в реке. Этим мы укрепляем здоровье
Третья страница нашего журнала «Охрана природы».
Учитель: Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что уже в далекие времена славяне пытались ограничить расходование природных биологических запасов.
Что вы можете сказать в защиту природы?
Ученик.
Петр I впервые в истории учредил лесное управление. Он специальным указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50верст (50км 300м), а к берегам мелких – на 20 (старая русская мера длины равная 1.06 км). В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клены, вязы, лиственницы, а так же сосны с поперечным сечением у основания более 12 вершков (52см 8мм) (вершки – старая русская мера длины равная 4.4см).
XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень важная – охрана окружающей среды. на Земле.
Ученик.
Сейчас часто звучит слово экология. Мы слышим о неблагополучном состоянии окружающей нас природы: вырубают леса, строят фабрики, заводы, которые зачастую загрязняют атмосферный воздух. Все чаще можно услышать о питьевом голоде. Пресная вода пригодна для использования, составляет всего2%. Те, кому не безразлична судьба Земли, пытаются помочь ей. Учеными нашей страны разработан «Экологический кодекс России». Все слышнее и требовательнее раздаются голоса лучших людей планеты в защиту природы.
Ученица.
Чтобы мы пользовались всем, что нас окружает, люди затрачивают много сил и средств.
Если мы не будем беречь учебники, тетради, карандаши, столы, стулья, сколько нужно будет срубить деревьев, чтобы сделать новое.
Дерево – живое существо, оно очищает воздух от пыли, поглощает углекислый газ. Деревья гасят шумы, дают тень и прохладу летом, защищают зимой от холодного ветра. Например, тополь, не только очищает воздух, но и выделяет вещества, которые губительно действуют на вредные микроорганизмы.
Ученица.
Зеленый цвет растений улучшает наше здоровье и настроение. Достаточно 1минуты посмотреть на растения, чтобы отдохнули от работы уставшие глаза. Комнатные растения помогают сосредоточиться, спокойно работать.
О том, что нужно беречь природу, написано в Конституции РБ.
Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Забота о Земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни человечества.
Ученик.
Когда мы бываем на природе, мы часто забываем, о том, что может и неосознанно, но вредим ей.
А знаете ли вы, сколько лет понадобится природе, чтобы переработать этот хлам?
Автобусный билет 1месяц
Банановая кожура 6месяцев
Носок шерстяной 1год
Бумажный стаканчик 5лет
Консервная банка 100лет
Алюминиевая банка 500лет
Пластиковая бутылка 500лет
Стекло никогда
Учитель. Ребята, я надеюсь, что все вы поняли, как важно беречь и охранять природу. Составим диаманту. чтобы обобщить все сказанное.
Коллективное составление приема ДИАМАНТА.
Сравниваем два слова: природа и ядерная зима( что произойдет. если погибнет все живое).
4 Красота, добро, удивление, познание
5 Разрушающая, губящая, опустошающая.
6 Безобразная, страшная
7 Ядерная зима
Четвертая страница.
Ученик.
Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:
Ученик.
Промышленность, котельные, транспорт – три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всём мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор.
Ученик.
Радиоактивное загрязнение - это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации.
Ученица.
Истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.
Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.
В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ - повышение экологической грамотности каждого человека. Человек, обладающий экологической грамотностью , осознает себя частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.
Ученик.
Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции Республики Беларусь. Какие же наказания предусмотрены тем, кто нарушает это право?
Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную или уголовную:
Учитель.
Подведем итог по нашей странице. Коллективное составление модульно-смысловой модели Т. Штейнберга.
Пятая страница « Литературная».
- Открываем последнюю страницу нашего журнала.
Природа всегда была вдохновением искусства, источником великих творений.
Ученик 1:
Волшебный край! Очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса.
И струй и тополей прохлада…
Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага… А.С. Пушкин.
Листопад
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... Иван Бунин
Весенние воды
Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят — Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед». Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! Ф. Тютчев
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. А.С Пушкин.
Вода – мать, (без матери не проживешь).
Срубить дерево – (пять минут, вырастить – сто лет).
Человеку лес – (самый верный друг).
Растения – (земли украшения).
Лес и воды – (краса природы).
Снега надует – (хлеба прибудет).
Без хозяина земля – (круглая сирота).
Больше птиц – (выше урожай).
Земля – (заботу любит).
Много снега – (много хлеба).
Враг природе тот (кто лес бережет).
Учитель.
Закрываем последнюю страницу журнала.
Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Это природа. Она щедра и бескорыстна.
Трудно представить себе Землю без лесов, зверей, птиц.
Берегите природу, охраняйте ее богатства.
Закончить наш разговор о природе мне хочется словами Ф. Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
свернуть
Февраль 2025
Школа Активного Гражданина «Я и общество»
Тема «Мы в обществе»
Цель: продолжить формирование способностей самооценки личности, самопознания и самоопределения в обществе
Я – такой же, как вы.
Я – такой же прохожий.
Я – такой, как и все,
Ни на кого не похожий!
Р. Быков
Сначала ребёнок видит только маму, потом маму и папу, других членов семьи. Это общение с окружающими по мере роста ребёнка всё расширяется и расширяется. Детский сад — это уже целая группа сверстников, школа — одноклассники, учителя, другие взрослые. Человек растёт, он уже не беспомощен и может сам оказать помощь (например, заболевшему скворцу или котёнку). У человека появляются друзья во дворе, где он живёт, одноклассники. В этих отношениях с окружающими людьми (социальных связях) человек и проявляет свою личность, своё Я. Человек представляет из себя не что иное, как сумму, совокупность всех его связей и отношений с окружающими людьми (социальных связей). Какими вы предстаёте в этих отношениях, такая вы и личность.
1.Сделайте рисунок, в центре которого изобразите условно себя, а по лучам напишите, с кем вы видитесь, разговариваете, переписываетесь и т.д.
Расскажите о людях, которые вам запомнились и которые много значат в вашей жизни.
Я и Жизненные роли.
Насколько вы внимательны к своим близким.
Тест (+ или -)
РЕЗУЛЬТАТЫ…….
Отметьте черты вежливого человека
Отметьте черты тактичного человека
№ 1. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
№ 2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Наталья Сергеевна».
Какая при этом допущена ошибка? А может быть, всё правильно?
№ 3. Алёша решил после уроков пригласить своих одноклассников к себе домой.
- А мама ругаться не будет? – спросили ребята.
- Ну что вы! Она у меня не такая!
Мальчикам открыла мама Алёши. Она была в стареньком фартуке, в руках мокрая тряпка, в ванной гудела стиральная машина. Всем стало неловко.
Кто в этом виноват? Как надо было поступить?
№ 4. В автобусе рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен предложить ей место? Как вы считаете?
№ 5. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
№ 6. К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе дырка". И показал. Сестра меня потом чуть не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?
Рефлексия. Все вместе поют песню «Если с другом вышел в путь…»
свернуть
Декабрь 2024
Школа Активного гражданина «Я и Малая Родина»
Тема: «Милый сердцу уголок»
Цель: формирование гражданственности и патриотизма, национального самосознания.
Задачи: дать понятие «большая и малая Родина»; развивать чувство патриотизма и гражданственности у учащихся, стремление быть полезным для своей страны; воспитание патриотических чувств, любви, уважения к своей Родине, своему городу, семье и школе.
Ход занятия
“Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться”.
- Добрый день, ребята. Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о нашей Родине, нашем славном государстве. Тема нашего занятия «Я и Малая Родина»
- Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Давайте разберемся что такое Родина? А малая Родина? (Родина - это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа.)
Ученик:
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растем, И берёзки, вдоль которых, Взявшись за руки, идем.
"Моя малая Родина" – так человек может назвать край или город, в котором вырос, часть земли, которая связана с его друзьями, с улицей, на которой в детстве он играли с ними в прятки. Бывает и так, что человек покидает свой родной край в поисках лучшей жизни, но это совсем не значит, что он забывает о своём любимом городе или селе.
Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране. Как называют человека, который любит свою страну, беспокоится о её будущем? (Патриот.) -Дети, а сейчас я предлагаю составить синквейн к слову «патриот». Учащиеся самостоятельно составляют синквейн приблизительно следующего содержания:
Патриот Заботливый, ответственный Трудится, помогает, защищает. Любит свою Родину Гражданин.
Владимир Даль утверждает, что ПАТРИОТ -любитель Отечества. И вы ребята должны вырасти настоящими патриотами своего Отечества. Любить и уважать свою Родину. Родина – это самое важное, самое дорогое и всеми любимое слово. У каждого человека есть своя Родина. Под этим словом мы понимаем нашу школу, свою семью, свой прекрасный город, село.
Любовь к Родине присуща каждому человеку. О своей любви к родной земле люди слагали песни, пословицы, поговорки.
Игра «Пословица»
Родная сторона-мать, чужая-… Где мать родила, там и Р… Везде хорошо, а дома… На чужой сторонушке рад своей… Чужбина-калина, Родина-… Человек без Родины, что соловей без… Родину, как и родителей, на чужбине не…
Родина-мать, умей за нее… Для Родины своей ни сил, ни жизни…
3.Физкультминутка. (Названия рек, озёр, городов Беларуси.)
Учитель: Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Почему? Расправив белые паруса крыльев, летят аисты. Их в Беларуси очень много. Своими крыльями они как бы накрывают нашу страну. Поэтому ее так и называют – земля под белыми крыльями. Кожны ведае, што бусел – сімвал роднай Беларусі.
Учитель: Символика – понятие сложное, но и очень богатое. Оно объединяет знания о символах, принятых государством, организациями, объединениями людей. Символом нашей земли считают и зубра – хозяина Беловежской пущи. Однако Республика Беларусь, как и каждая страна, имеет государственные символы. Это государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн.
Беседа о значении символов герба и флага, прослушивание гимна.
- Как понимаете слова «сэрцам адданыя роднай зямлі»?
Просмотр видеоролика о Минщине
Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Я хочу вам пожелать, чтобы вы старательно учились и работали, любили и защищали свою страну, и может быть, в честь ваших заслуг перед Родиной когда-нибудь прозвучит гимн Беларуси и поднимется её флаг. Ведь Вы – наше будущее.
«Свободный микрофон».
а) Моя Родина – это…
б) Я благодарен(а) своей стране за то, что…
в) Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… (5-10 прилагательных).
г) Когда вырасту, я …
свернуть
Сентябрь 2024
Школа активного гражданина «Я и мое имя»
Цели: способствовать формированию позитивного образа «Я»; развивать навыки общения; активизировать процесс самопознания.
Задачи: формировать позитивное самовосприятие; способствовать принятию собственного имени; развивать коммуникативные навыки; содействовать творческому самовыражению при помощи рисования; обучать элементам релаксации и визуализации; формировать элементарные представления об образе «Я», провести экспресс-диагностику содержания образа «Я», формировать адекватную самооценку; содействовать сплочению группы.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу классный час, на котором вы, как и на любом уроке, узнаете что-то новое, и это будет новое знание о себе, о нас с вами.
Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. А зачем человеку надо это знать? От того, каким человек себя представляет, зависит, как он будет себя вести, чем заниматься и вообще — какой жизненный путь выберет.
Итак. Кто я? Мое имя? Какой возникает самый первый, естественный и простой ответ? (Я — человек.) А что есть у каждого человека, без чего ему не прожить? (Без имени.) Я очень хочу познакомиться с вами.
Упражнение «Знакомство»
Ученик ловит мяч, смотрит в глаза ведущему и называет свое имя. Ведущий отвечает: «Очень приятно».
Учитель: А теперь несколько секунд подумайте о себе, задайте себе вопрос «Кто я?», вспомните все самое важное, самое хорошее и сохраните в душе, это нам пригодится.
(Дети выполняют задание.)
Вернемся к нашим именам. Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. И все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза... (Учитель хлопает в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось. (Без комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно.
Как мир меняется, и как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь!
Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человком самого себя. Давайте же поможем кому-нибудь из вас полюбить свое имя.
Упражнение «Имя»
Вызывается кто-то из обучающихся ( один по желанию).
Учитель: Мы называем все возможные варианты этого имени. А ты (обращается к ребенку по имени), просто сиди, слушай и выбирай, что тебе нравится...
Имя — это не просто набор звуков, оно имеет свое значение. (Говорим о значении этого имени, ссылка на книгу Б. Хигира). А ведь это имя носило и носит много прекрасных людей. (Называем знаменитых тезок.) Вот в какой приятной компании ты находишься.
А еще, ребята, поговорите дома с родителями о том, в честь кого вас назвали, кто выбрал для вас имя, какие были варианты: то есть узнайте историю вашего имени. Вспомните, как называют вас в вашей семье, ведь «у любимого дитятки двести имен».
Итак (обращается к ребенку по имени), ты выбрал вариант имени, который тебе нравится? Если нет, выбери какое-нибудь другое имя. Пускай сегодня ты будешь...
Упражнение «Представь себе»
Учитель: А сейчас каждый представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте глаза....
Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованным. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите какие-то образы. Каково ваше имя на ощупь, мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах... Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад... Откройте глаза, вздохните, потянитесь, сядьте прямо.
Упражнение «Нарисуй имя»
Ведущий. Давайте нарисуем свое имя. Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и изобразите то, что увидели. Если не удалось что-то представить, то просто начинайте рисовать, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем 5 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания я предупрежу вас. Начинаем... Когда будете готовы, повесьте сами свой рисунок на доску, куда вам хочется.
(Далее проводится обсуждение рисунков.)
Посмотрите, какой у нас получился сад имен. Наши имена — как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка — все прекрасны по-своему. Так же и наши имена, и мы сами. Каждый человек неповторим и уникален. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (обращается к ребенку по имени), ты (обращается к другому ребенку по имени). А все вместе мы составляем чудесный сад. Посмотрите внимательно на свои рисунки: некоторые из них чем-то похожи. Скажите, пожалуйста, а какие имена могли бы расти на одной клумбе? По какому признаку? (По цвету, форме, настроению...) Присмотритесь к этим людям в жизни. Может быть, и они сами чем-то похожи друг на друга?
Упражнение «Паутинка»
Учитель: Мы живем среди людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально. Следующее упражнение поможет нам взглянуть на себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.
Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к нему по имени и говорю о том, что мне нравится в его характере, поведении, внешности. Держась за нить, клубок бросает тот, кто его получил, и т.д.
(Дети выполняют задание.)
Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие дети.
Понятие об образе «Я»
Учитель: Давайте теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока: «Кто я?» Наши представления о себе составляют образ «Я» (показывает плакат).
Что входит в это понятие? Все то, о чем мы сегодня с вами говорили: это и имя, и внешность, и черты характера, и интересы (рисует схему). Кроме того, в школе каждый из вас — ученик, дома — сын, дочь... Кто-нибудь хочет рассказать о себе?
(Слушаем одно-два самоописания.)
Спасибо, ребята. Посмотрите еще раз на нашу схему, на что она похожа? (На солнышко.) Я желаю, чтобы у каждого из вас образ «Я» был таким же светлым и теплым, как солнышко. Конечно, и на солнце есть пятна, но это не мешает ему согревать и освещать все вокруг. Посмотрите, несколько лучиков я оставила, этот рисунок не закончен. Почему?
Упражнение «Накопительные аплодисменты»
Учитель: Ребята, спасибо вам за работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения «Накопительные аплодисменты». Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.
Прощание
Учитель: Все протягиваем в центр круга правые ладошки, кладем их друг на друга, затем так же соединяем левые ладошки. Немного помолчим, а теперь говорим хором: «До свидания»! Всего хорошего, желаю вам успехов!
свернуть
Октябрь 2024
Школа активного гражданина «Я и Школа»
«Школа – мой дом, будь хозяином в нём»
Цель: актуализировать восприятие школы как жизненно важной категории.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, презентация, стенд с рисунками детей «Моя школа», «Ромашка вопросов», «брёвна» с надписями «Забота», «Уважение», «Понимание», «Доброта», «Любовь», «крыша» с надписью «Тепло», интерактивная игра «Что можно и нельзя делать в школе», сердечко с изображением школы-интерната, запись песни «Интернат дорогой!».
Ход мероприятия.
Учитель.
- Ребята, подойдите все ко мне и встаньте в круг.
-Соберите в ладони своё тепло, пусть его будет много, для того чтобы хватило всем.
- Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
(Учитель предлагает детям взяться за руки)
- Почувствуйте, как вам стало тепло.
- Подарите улыбку друг другу.
- Начинается встреча,
Желанная встреча,
Имя которой …. Классный час.
- Послушайте загадку, о чем в ней говорится?
Большой, просторный, светлый дом. Ребят хороших много в нём. Красиво пишут и читают. Рисуют дети и считают. (Школа)
- А как вы думаете, что такое школа? (ответы детей)
- Мы все привыкли к этому слову, что не всегда задумываемся о том, что для нас – школа? Для начала я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе». А означает это слово – досуг, то есть свободное время, а не уроки. Как же так? А всё дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счёту. А также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой.
Тема классного часа «Школа - мой дом, будь хозяином в нём!»
- Как вы думаете почему так говорят? (Ответы детей)
- Школу действительно можно назвать нашим домом, так как здесь мы проводим значительную часть нашего времени. Школа Вас любит, понимает и принимает такими, какие вы есть. Здесь мы живем особой школьной жизнью. Школа не только дает вам ценные знания, но учит дружить, общаться, уважать старших и др.
- В доме, как водится, должен быть хозяин.
- Кто же является хозяином в нашем доме с названием ГБОУ РМ «Инсарская школа-интернат»? (Ответы детей: директор, завуч, завхоз…).
- Правильно, директор школы – главный руководитель. Ему помогают два завуча. Но на минуту представим, что в школе нет учеников. С кем бы тогда работали директор, учителя…?
- Хозяин – тот человек, без которого не может существовать семья. Получается, что наша школьная семья не может функционировать как без директора, так и без учеников. Значит, и вы – настоящие хозяева этого дома.
(Дети читают стихи)
Мы любим нашу школу
Просторный, светлый дом,
Где много дней веселых
Мы вместе проведем.
Я учу всегда уроки,
И в кружки еще хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
И люблю я здесь учиться,
И пятерки получать.
А еще после каникул,
Снова в класс идти опять.
Я не знаю школы лучше –
Ей уже немало лет!
Объясняет, всему учит.
И на всё дает ответ!
Все заботливы, как мамы,
И, как, бабушки, добры.
От занятий вдруг устанем,
будет место для игры!
Одной семьей счастливой
Живем мы в коллективе;
И с каждым днем нам школа –
Роднее и милей!
Мы всех призываем и просим
В школе хозяином быть, а не гостем!
- Ребята, вы учитесь в школе 5 год. Давайте проверим, насколько вы были внимательны за это время. Провести экзамен поможет «Ромашка вопросов». Постарайтесь правильно ответить на мои вопросы:
1.Сколько этажей в нашей школе? 2. Сколько предметов вы изучаете в школе? 3. Услышав звонок на урок, что надо сделать? 4. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?
- Молодцы! Справились с экзаменом.
- Ребята, кто из вас знает сколько лет нашей школе? (62 года)
- Школа – интернат имеет свою историю. (Учитель сообщает историческую справку о школе-интернате)
- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо.
- Что нужно вам в вашем доме ? Дети: - Уважение, понимание, уют, забота, любовь, доброта. (Дети проговаривают слова и прикрепляют на доске «брёвна»)
В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО»).
- Вот мы построили дом, в котором есть все качества необходимые нам с вами.
- Чтобы вам уютно было находится в школе здесь работают люди многих профессий. И стараются чтобы вам жилось в школе комфортно, уютно. Чтобы вы себя чувствовали как дома.
- А теперь давайте вместе с вами подумаем, с какими профессиями вы сталкиваетесь каждый день здесь, в нашей школе?
- Я загадаю загадки, а вы отгадайте о какой профессии идёт речь.
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
- Кто вам помогает делать уроки, проводит интересные занятия, праздники, укладывает спать? (воспитатель)
- Кто стирает одежду? (прачка)
- Кто чинит краны? (сантехник)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
(библиотекарь)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
(учитель)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(повар)
- Учась в школе мы не только получаем знания, но и учимся относиться друг к другу хорошо, доброжелательно.
- Не всегда получается жить дружно.
- Каждый из нас может сделать так, чтобы конфликтных случаев в нашей школьной семье не было, а было ещё больше тепла, доброты.
- Для этого мы должны соблюдать правила поведения в школе. Давайте их повторим.
Задание: распределите действия по 2 группам – в зелёную то, что можно делать в школе, а в красную, то, что делать нельзя в школе.
III. Подведение итогов. Заключительная часть. Рефлексия. Круг «От сердца к сердцу»
- Какой бы не была школа в настоящем или в будущем, она всегда будет творить добро, сеять вечное в душах своих учеников. Школа – наш второй дом. Мы обязаны беречьего, делать красивым и уютным.
(Дети исполняют песню «Интернат дорогой!»)
- Давайте встанем в круг и, передавая друг другу «сердце», на котором изображена наша любимая школа, закончим наше мероприятие фразой: «Я желаю своей школе…»
Желаем школе счастья и удачи, Чтоб всё прекрасно было у неё. И не страшны ей были неудачи! А мы сердца свои ей отдаём!
СВЕРНУТЬ
свернуть