«Формирование личностных качеств учащихся (трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели) на учебных занятиях с помощью разнообразных организационных форм обучения».
Подготовила:
учитель I ступени
общего среднего
образования
II квалификационной
категории
Лешкевич Екатерина Михайловна
Эффективность и качество процесса изучения любого предмета зависит от продуктивности познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, для достижения этой цели внимание учителя должно быть сосредоточено на выборе заданий и форм работы, активизирующих мыслительную деятельность учащихся. Необходимо организовать работу учащихся так, чтобы она приносила положительные эмоции не только от полученных результатов и сделанных открытий, но и от преодоления трудностей на пути к этим результатам.
Основы нравственности закладываются в семье, в различных образовательных учреждениях и т.д. Одно из ведущих мест здесь занимает I ступень общего среднего образования.
Перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых свойств личности учащегося.
Поэтому необходимым условием соответствия образовательного процесса современным требованиям, является формирование умений учиться, самостоятельно приобретать знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию. Развивающая функция обучения от нас, учителей, требует не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Формирование данных качеств личности происходит в процессе нравственного воспитания, под которым следует понимать развитие у детей способности оценивать и выбирать в различных жизненных ситуациях алгоритм поведения, основанный на прочном фундаменте системы моральных приоритетов конкретного общества.
Современные тенденции развития школьного образования определили проблему развития самостоятельности как одну из ведущих. Самостоятельная деятельность является важнейшим условием само регуляции личности, её творческих возможностей. Она побуждает умственную самостоятельность у детей, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
В связи с этим возникает проблема – как эффективно организовать развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя.
Например, групповая работа, перфокарты, работа с правилом, приём «синквейн».
Важнейший прием запоминания – деление текста на смысловые части, составление плана. Прием «СИНКВЕЙН» позволяет проверить, что находится у ребят на уровне ассоциаций, описания своих текущих впечатлений, ощущений.
Самостоятельные работы являются необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.
Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные.
В учебной самостоятельности на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Приемы активизации создают ситуации, в которых учащиеся сами:
взаимодействуют друг с другом;
отстаивают свое мнение;
принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
задают вопросы друг другу и педагогу;
анализируют ответы друг друга;
оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
находят несколько вариантов решения проблемы;
Формирование организованности у обучающихся является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в дальнейшем. Организовать в учебной работе значит сформировать умения, которые обеспечивают быстрое включение обучающихся в учебную деятельность, при этом обдумывая последовательность и способы выполнения заданий.
Умение обучающихся организовывать своё рабочее место. Работа проводится, начиная с первого класса. Необходимо ознакомить учащихся с их рабочим местом, отбирать необходимые принадлежности для предстоящей работы, показать ребятам, как правильно располагать на парте всё, что необходимо для урока, приучать к порядку на рабочем месте, постоянно учить пользоваться учебными принадлежностями и учебниками.
Организовывая своё рабочее место, обучающийся устраняет побочные раздражители. Правильная организация рабочего места снижает утомляемость обучающегося, способствует рациональному использованию времени урока.
Чтобы у детей сформировался прочный навык в организации рабочего места, на протяжении года время от времени нужно проводить разнообразные игровые упражнения, в процессе которых ребята учатся отбирать необходимые учебные принадлежности, правильно располагать их на парте. Внимание детей обращается на то, как быстрее и удобнее подготовиться к следующему уроку, затрачивая при этом минимум времени усилий. Дети должны знать, какие вещи находятся на парте постоянно, а какие нужно менять в зависимости от следующего урока. Время от времени полезно проводить соревнования «какой ряд лучше приготовился к уроку».
Воспитание современной личности многопланово, оно связано с огромным трудом, большим объемом работы, которая требует силы, воли, усердия. Без труда немыслимо целостное становление человека. Формирование у детей положительного отношения к трудовой деятельности всегда относилось к числу основных задач воспитательной работы учителей. В настоящее время социально-экономические изменения общества показывают необходимость пересмотра актуальности трудового воспитания.
Развитие трудолюбия формируется практически на всех уроках. Покажу несколько примеров.
Трудолюбие также прививается на уроках трудового обучения, на уроках математики, физической культуры и здоровья, в воспитательной работе на различных мероприятиях.
Настойчивость - умение и привычка доводить начатое дело до конца. Это важная волевая черта характера. Настойчивый человек может длительное время добиваться поставленной цели, подчинять ей свои действия.
Проблема развития волевых качеств школьников является предметом изучения многих исследователей в связи с тем, что настойчивость, упорство, решительность, выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности, в том числе по физической культуре и развитию ребёнка. Активные занятия разнообразными физическими упражнениями заставляют учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создают уверенность в своих силах, что способствует преодолению возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решении конкретных задач. Так же на уроках физической культуры и здоровья формируются такие качества как целеустремлённость, смелость, решительность, настойчивость упорство, самостоятельность, инициативность, самообладания выдержки. Определено, что одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств является целенаправленное использование средств физического воспитания.
Также настойчивость в достижении цели формируется не только на уроках физической культуры, а и на уроках математики. Например, математический турнир. Во время соревнований, во время физкультминуток на любом уроке. Во время игры шашки, шахматы в шестой школьный день.
Таким образом, самостоятельная деятельность учащихся, трудолюбие, организованность, настойчивость в достижении цели и другие личностные качества позволяют проявлять активность в познании окружающего мира, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение, быть терпеливым к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации, быть социально успешной личностью. Развитие этих качеств у учащихся есть важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер.