Открытый урок

Материалы методсовета

03.01.2019
Копилка ШУМО
развернуть

МАТЕМАТИКА

Реализация воспитательного потенциала во внеклассной работе по математике

Внеклассная работа по математике тесно связана с учебной работой и отчасти призвана дополнять ее. Занятия строятся на основе добровольности, самодеятельности к творческой активности самих учащихся. Эффективность внеклассной работы во многом зависит от умения учителя сделать ее разнообразной по форме, интересной и занимательной по содержанию. Занятия должны быть познавательными и опираться на знания учащихся. Только в этом случае они выполняют свои образовательные и воспитательные функции.

     Чтобы добиться желаемого результата при подготовке внеклассного мероприятия, педагогу следует учитывать общий уровень развития каждого ученика, его математические знания, практические умения и навыки, которыми он обладает. Не следует перегружать учащихся внеклассной работой, так как в противном случае они потеряют к ней интерес.

     Разнообразие содержания и методов внеклассной работы позволяет ставить перед учащимися разносторонние воспитательные задачи. Кратко эти задачи сводятся к следующему:

1.Развитию у учащихся математической любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.

2. Формированию у учащихся умения наблюдать.

3. Развитию у них интереса к вопросам математики.

4. Ознакомлению учащихся с различными профессиями.

5. Воспитанию у школьников чувства коллективизма, товарищества и дружбы.

     Таким образом, внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она содействует более активному приобретению учащимися математических знаний, умений и навыков, развивает их самостоятельность, активность и инициативу, воспитывает идейную направленность.

     Основные цели проведения внеклассной работе по математике следующие:

1.Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе по математике.

2.Определить степень совпадения интересов педагога и учеников.

3.Определить место внеклассной работы по математике средних и старших классов в школьной жизни.

4.Определить направленность этой внеклассной работы.

 

Существуют следующие формы внеклассной работы:

1. Математический кружок.

2. Факультатив.

3. Олимпиады конкурсы, викторины.

4. Математические олимпиады.

5. Математические дискуссии.

6. Неделя математики.

7. Школьная и классная математическая печать.

8. Изготовление математических моделей.

9. Математические экскурсии.

      Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо- успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там, учителю математики не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабоуспевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное - сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими.Занятия кружка целесообразно проводить один раз в неделю, выделяя на каждое занятие по одному часу.В тематике кружковых занятий для 5-11 классов находят место вопросы, связанные с историей математики, жизнью и деятельностью известных математиков.

     Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Программа основного курса математики вместе с программой факультативных занятий по математике для средней школы составляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса.По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения. В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными.

     Одним из средств повышение эффективности внеклассной работы, заинтересованности и активизации деятельности учащихся  как на уроках, так и во внеклассной работе являются ролевые игры. Они особенно влияют на эффективность, открывают разнообразные воспитательные возможности, развивают у школьников воображение и мышление, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он становится полноправным участником познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся непринужденные отношение между учеником и учителям, когда учитель ориентируется не только на предмет математики и на функции ученика, но и на личность ребенка.

     Одной из важных форм внеурочной работы, способствующей развитию познавательного интереса учеников к математике, является олимпиада. Олимпиады призваны выявить математический кругозор учащихся, уровень их математического мышления, определить достижения учителя в работе по привитию учащимся интереса к предмету и наконец, они являются как бы итоговым смотром достижений учащихся за определённый период времени. Учащиеся нашей школы принимают участие в республиканской олимпиаде 1–го и 2–го этапа, а также в дистанционной олимпиаде по математике школы точных наук.

     Конкурс “Кенгуру” имеет целью популяризацию математики путём развития и поддержки интереса школьников к её изучению. Конкурс проводится в школах, лицеях, гимназия в один и тот же день, в одно и то же время. Работа непосредственно над заданием продолжается ровно 1 час 15 минут. Каждый участник выполняет задания самостоятельно. В конкурсе нет проигравших. Независимо от результата каждый участник получает приз “для всех”. Предусматривается дополнительное награждение участников, показавших лучшие результаты в своём районе (городе), в области и в стране. В нашей школе каждый год все желающие ребята участвуют в конкурсе «Кенгуру». В 2018г. приняли участие 40 учащихся 1-11 классов. Из них было 18 призовых мест: приз 2 – 1 учащийся, приз 3 – 12 учащихся, приз 4 – 5 учащихся.

     Общими условиями организации внеклассной работы учащихся являются: учёт интересов и потребностей учащихся, чёткое планирование внеклассной работы, определение конечных её результатов, тесная связь внеклассной работы с основным курсом математики, межпредметные связи.

                                     Подготовила:  Савич Р.И., учитель математики,   руководитель ШУМО

 

свернуть

Конкурс "Учитель года" в 2016/2017 учебном году

01.12.2016
развернуть

      Учителя нашей школы ежегодно участвуют в конкурсе "Учитель года". В 2016/2017 учебном году участие в районном этапе конкурса  приняла учитель начальных классов Ходина Лариса Петровна. Учитель разработала и представила на конкурс открытый урок по математике во 2 "А" классе. Тема урока: "Закрепление пройденного по теме: «Числа от 21 до 100».

 

свернуть

30.11.2016
Заседание межшкольного учебно-методического объединения учителей географии
развернуть

   Заседание межшкольного учебно-методического объединения учителей географии. Урок в 9 "Б" классе проводит учитель Мойсюк-Дранько Татьяна Евгеньевна.

свернуть