Советы психолога

КАК  ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА.

 

Правило первое:

         Уметь слушать своего ребёнка везде и всегда, отдаваясь этому слушанию целиком, не перебивая ребёнка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

 

Правило второе:

         Уметь говорить со своим ребёнком так, как вам хотелось бы, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

 

Правило третье:

         Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление.

 

Правило четвёртое:

         Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители – пример для положительного подражания каждый день.

 

Правило пятое:

         Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

 

Какие качества следует воспитывать
(пронумеруйте по степени важности).

 

1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие, честность, вежливость.

Способы оказания поддержки ребёнку без излишней похвалы.

 

1.Высказывайте  своё личное мнение: «Мне нравится...».

«Я ценю..», «Мне здорово помогло.. .» (вместо: «У тебя великолепно получается...», «У тебя получается лучше, чем у ...»).  Дети в состоянии воспринять вашу искреннюю реакцию на свои действия, но могут растеряться  или почувствовать себя неловко получая явно завышенную оценку, которую ещё предстоит оправдать.

  1. Демонстрируйте  уверенность в способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты на выходные выбил ковры они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Но не так: «Для твоего возраста у тебя неплохо получается» или «Превосходный рисунок». Другими словами, дайте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Неплохо при этом задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.

 3.Отмечайте, насколько трудной была работа, которую сделал ваш ребёнок. «Земля такая твёрдая!» вместо: «Ну, ты силён вскопать такую грядку!» Пусть он сам додумает, что вы оставили между строк.

4. Замечайте успехи и старанияребёнка. «Ты целый час над этим проработал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» В нашем мире слишком много внимания уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».

5. Не упускайте возможность отметить вкладребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Простое выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», или просьба помочь: «Ты не подсобишь мне...» может значить для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный»

6. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.

Итак, старайтесь подчёркивать важность стараний, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), существенность результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много, просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах.

Рекомендации психолога  на каждый день

1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.

2. Когда вы ругаете ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

4. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

5. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростком) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

 7. В спорах с ребенком хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения. 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ 

Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка.

 

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Поведение ребенка

Реакция взрослых

Ответ ребенка на реакцию взрослых

Рекомендации

1. Привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается и др.

Обращают внимание и раздражаются

Прекращает на время, затем  снова начинает

1.Игнорировать

2.Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

3.Задать вопрос: «Может быть, ты хочешь, чтобы я обратил (а)  на тебя внимание?»

2.Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить что то сделать, начинает сердиться 

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это

Не  показывать свои гнев и обиду

4. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность

Неспособен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен

Остается беспомощным

Проверить способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят.

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ОТЦАМ И МАТЕРЯМ

1.    Принимайте ребенка таким, каков он есть.

2.    Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

3.    Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни - диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребенка это занимательное зрелище.

4.    Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

5.    По части подарков - никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

6.    Во всем действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

7.    Говорите обо всем без боязни. Речь - золото, а молчание - свинец.

8.    Объединяйтесь со своими. Семья - это частная республика. Все должно делаться сообща домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

9.    Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

 

ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ

ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ КАЧЕСТВАМИ:

1.   Это семья, в которой установилось хорошее, честное, открытое общение.

2.   В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении.

3.   Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом.

4.   Родители и дети помогают друг другу.

5.   Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.

6.   Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.

7.   Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.

8.   Большинство проблем решается совместно.

9.   Основной акцент делается на «мы», а не на «я».

Нет сомнений, что этот список можно значительно расширить. Но главное, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью и будут функционировать как здоровая семейная система. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.

 

ПАССИВНЫЙ РЕБЁНОК

1.Подход к такому ребенку должен быть постепенным.

2.Помочь ему выразить свои эмоции и переживания в более приемлемой форме.

3. Выяснить, какие обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние.

4.Простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе.

5.Добиться его доверия и расположения.

6.Помочь ребенку приобрести уверенность в себе. Только тогда он сможет выйти из-под опеки того взрослого, которому он доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми.

7. Формировать познавательную мотивацию обучения.

8. Развивать у ребенка самостоятельность, ответственность за свои поступки.

9. Хвалить ребенка за любое проявление активности и самостоятельности.

10. Развивать навыки общения.

11. Желательно, чтобы ребенок посещал спортивные секции, кружки и т.п.

12. Посещать с ребенком музеи, выставки, театры, развивая тем самым его познавательную активность.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА  РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ШКОЛУ

1.   Постарайтесь создать условия для общего развития ребенка: доброжелательное общение, позволяющее активизировать познавательную потребность, память, внимание, способность рассуждать и делиться полученными знаниями.

2.   Ориентируйте детей в окружающем мире для накопления запаса разносторонних знаний.

3.   Поощряйте ребенка. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка. Это активизирует его деятельность.

4.   Приучайте ребенка к самостоятельности. Формируйте умение произвольно управлять собой.

5.   Создавайте позитивное, положительное отношение к школе, учителям.

6.   Формируйте доброжелательное отношение и соответствующее поведение с друзьями, будущими одноклассниками, демонстрируя свое аналогичное поведение к окружающим людям.

7.   Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его делах.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ  10-12 ЛЕТ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (5-6 классы).

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. “память становится мыслящей, а восприятие думающим”. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

   В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок.  Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

   Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

    Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

    Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

 

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВЗРОСЛЕЮЩИМ РЕБЁНКОМ ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Изменить стиль отношения к подростку, отбросить прежние формы общения, приемлемые для ребенка, но неприемлемые для подростка.

2. Говорите с подростком уважительным тоном – как с тем, с мнением которого считаются.

3. Терпеливо относитесь к вспышкам и  спокойно объясняйте, что такое поведение недостойно взрослого парня или девушки.

4. Очень полезны дискуссии, но желательно, чтобы в них Вы не всегда держали верх, были победителями. Доказывая то или иное положение, признайте правоту сына или дочери в каком-то пункте, а вместе с тем покажите и его непоследовательность в суждениях.

5. Основной метод воздействия на подростков – убеждения типа доказательства, а также косвенного внушения.

6. На промахах и ошибках подростка учите тому, чтобы придерживался совета старших, проявлял терпение.

7. Содействуйте осознанию, углублению интересов, увлечений (социально приемлемых).

8. Не ослабляйте интереса к внеурочной школьной деятельности, классным мероприятиям.

9. Осторожно и умело регулируйте выбор друзей. Как бы невзначай раскрывайте сыну или дочери глаза на  положительные и отрицательные качества его друзей, поговорите о последствиях дурных влияний. Воспитывайте волю и уверенность в себе – барьеры против нежелательных внушений.

10. Оценивайте не личность подростка, а его поступки. Говорите на языке чувств (не «ты - негодяй», а «твой поступок меня расстроил, я переживаю, испытываю горечь, негодование…»).

11. Старайтесь обеспечить единство требований всех членов семьи; единство требований в семье и школе.

12. Постарайтесь исключить непоследовательность требований (когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.)

Помните! Стиль взаимодействия, складывающийся у подростка с родителями, отражается и на отношениях с другими людьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ И ОСОБЫХ КАТЕГОРИЙ РОДИТЕЛЕЙ

1.      Будьте откровенны с детьми относительно обстоятельств, приведших к образованию семьи в ее нынешнем составе.

2.      В случае развода, смерти или ухода родителя из семьи убедите детей, что в этом нет их вины.

3.      Отнеситесь с пониманием к переживаемым детьми чувствам злости, тревоги или, возможно, замешательства.

4.      По возможности не меняйте уклад вашей семейной жизни.

5.      Постарайтесь, насколько это возможно, разделить обязанности. Не пытайтесь компенсировать детям потерю родителя путем взваливания на себя большого числа обязанностей.

6.      Будьте откровенны, когда вы обсуждаете свое отношение к супругу, но при этом проявляйте чуткость к тому, что и как вы говорите, чтобы не оскорбить чувства детей, поливая грязью другого родителя. Не внушайте детям веру в то, что ваш супруг вернется домой, если только вы сами не видите такой возможности, потому что это может вселить в детей ложную надежду, а впоследствии обернуться тяжелым разочарованием.

7.      Не используйте ваших детей в качестве разменной фигуры или как объект сделки между вами и вашим супругом.

8.      Не поощряйте сплетни, не требуйте от детей сообщать обо всем, что было сказано супругом при их встрече.

9.      Успокойте детей, что их будут любить и будут заботиться о них так же, как и раньше.

10. Не позволяйте себе высказываний против семьи супруга.

11. Дети, даже очень маленькие, должны знать все, что произошло. Не рекомендуется ложь во спасение вроде: «Папе нужно уехать в путешествие на несколько месяцев».

12. По возможности пусть дети останутся жить на прежнем месте, с теми же соседями и посещают ту же школу. Это позволит уменьшить число обрушившихся на детей радикальных изменений.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Гендерное и половое воспитание"
 

1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».

2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.

3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.

4. Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам.

Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.

5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

6. Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвинете единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.

7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность  в свои силы.
 

  

Памятка для родителей и педагогов

Правила полового воспитания:

 Помните, что половое воспитание направлено на подготовку ребёнка к будущему.

 Не ждите возникновения проблем. Чтобы передать детям нужную информацию, достаточно любой жизненной ситуации.

 Половое воспитание должно начинаться в раннем возрасте и быть непрерывным и последовательным процессом.

 Давать только правдивые сведения, но дозированные соответственно возрасту и мировосприятия ребёнка.

Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек»

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!

 Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

 Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире.

 Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчины девочек), ей мало пригодиться собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

 Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

 С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

 Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет меньше вас. А если когда-нибудь он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

 Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

 Если вам надо поругать девочку, не спешите. Помните, бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разъясните, в чём её ошибка.

 Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как мальчик не может долго удерживать эмоциональное напряжение (ребёнок перестанет вас слушать и слышать). 

 Будьте терпеливы и внимательны к ребёнку-левше, помните, что он эмоционален и раним. Берегите его от чрезмерных нервных нагрузок. Будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

 Не переусердствуйте с соблюдением режима для ребёнка-левши, жёсткое следование режиму может быть непомерно трудным для него.

 Обучая ребёнка-левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, применяйте наглядные пособия.

 Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам (причина может быть в истощении правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать детей за это не только бесполезно, но и не тактично.

 Необходимо знать, что успешность обучения ребёнка во многом зависит от того, какой тип функциональной организации мозга (какой тип мышления) присущ именно этому ребёнку.

 Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы плохо понимаете, друг друга, не спешите обвинять в этом его. Обратитесь за помощью к специалистам!

 Не стыдно для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. Неправильно демонстрировать своё превосходство в знаниях над ним.

 Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно чему-то научиться не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать чувство страха у ребёнка перед ошибкой. Чувство страха плохой советчик, подавляет инициативу, желание учиться.

 Не спешите преподносить детям истину, а учите находить её, стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребёнка.

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков.

  1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс,  сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык)  правилам личной гигиены.
  2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые  уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.
  3. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.
  4. Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).
  5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка.   Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации.

Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.

  1. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться  четкими указаниями, как поступать в том  или ином случае.
  2. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
  3. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа  полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребѐнка.
  4. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах  полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.

XI. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, не приемлят давление со стороны взрослого. 

В старшем школьном возрасте особе внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:

добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐров к вступлению в сексуальную близость);

уважение личности партнера;

уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);

развитие навыков  безопасного поведения в социуме;

алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь).

В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных  бесед , дискуссии по вопросам здорового образа жизни,  чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подротского возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией  узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).

 

 

 

Разговор с родителями на деликатную тему:

 

«Детская ложь и воровство»

 

Очень страшно, когда дети врут своим родителям, это значит, что между родителями и ребенком нет доверия. Ребенок считает, что если он поделится  очередной проблемой, то будет наказан: побьют или не выпустят гулять. Детская ложь порой выводит родителей из себя. «Как такой врун мог появиться в нашей семье?», – в  ужасе восклицают мама и папа.

 

Не секрет, что родители сами, порой, подают пример такого поведения. Кому не знакома такая картина: усталая после работы мама, услышав звонок телефона, громко кричит папе из кухни: «Если это Людочка, скажи, что меня нет дома». Папа сообщает в трубку, что жена задержалась на службе. Ребенок, наблюдая с какой легкостью родители обманули «тетю Люду», может подумать, что ложь – норма поведения. При этом ему не объяснишь, что мама устала и не хочет беседовать с подругой. Если вы чувствуете, что в такой ситуации без вранья не обойтись, постарайтесь сделать это незаметно для ребенка. Случается, что мы сами предлагаем ребенку солгать, чтобы избежать наказания. Утром вся семья проспала, ребенок опоздал в школу, и мама, чтобы «избавить» своего ученика от проблем, предлагает: «Скажи учительнице, что у тебя заболел живот?». Папа выручает сына, который допустил ошибки в домашнем задании, подтирая лезвием неудачное место, вырывая страницу, чтобы не расстраивать маму. Вы решили научить ребенка быть честным? Не забывайте, что ваше собственное поведение – лучший тому пример.

 

Одна из причин детской лжи – страх перед наказанием, родительским гневом. В семьях, где родители проявляют излишнюю строгость, нередко вырастают самые изворотливые лгунишки. Если родители все запрещают ребенку, ему приходится искать обходные пути, лгать. Малыш, зная, что его отшлепают за «двойку», старается скрыть свой промах: прячет дневник или тетрадь, стирает отметку.

 

Кстати, не всегда легко понять, врет ребенок или фантазирует. Прислушайтесь к содержанию детской лжи, это часто позволяет понять внутренний мир ребенка. Первоклассник с гордостью утверждает, что в школе он самый лучший, у него много друзей. В беседе с учителем, родители узнают, что мальчик замкнут, держится в стороне, не играет с ребятами. В таком случае, нет смысла набрасываться на сына со словами: «Ты врал». Скорее всего, ребенок при помощи лжи пытался помечтать о том, каких качеств ему не хватает в реальной жизни.

 

Другой причиной лжи является страх разочаровать родителей. Мы ожидаем от своих детей только лучших результатов, успешности, возлагаем большие надежды. Многие ученики искренне считают, что их будущее зависит от хороших оценок. Если результаты не соответствуют ожиданиям, ребенок прибегает к обману, как защитному механизму от чрезмерного давления старших.

 

Практически все дети время от времени обманывают. Задача родителей – по возможности предотвратить обман, удержать от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает наказание. Малыш может сделать вывод, что в следующий раз ему следует соврать получше. Кроме того, реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь малыша до 6 лет можно не реагировать чересчур строго, свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, какие последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обман всегда плох, и что обман всегда разоблачается. Дайте понять, что вы понимаете, что вас обманули.

 

Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний. Приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно. Дайте понять, что победа – не главное. Лучше поступить честно и благородно проиграть, чем преуспеть с помощью обмана. Снизьте ваши требования к ребенку. Дайте понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните, что вы огорчились бы меньше, если бы он сказал правду вместо лжи.

 

Научите вашего ребенка справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому учился.

 

Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует несколько признаков, которые свидетельствуют, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит неправду:

– ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;

– у него меняется выражение лица, или появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови;

– поскольку малыш осознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, либо у него меняется тон или темп речи;

– ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней; если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость, может быть признаком обмана.

 

Родителей обычно страшно возмущает детское воровство. Для малышей понятия свое-чужое пока еще очень размыто, им ближе слово взял, но не украл. Обнаружив у дошкольника чужую игрушку, достаточно спокойно объяснить, что это чужая вещь и ее нужно вернуть.

 

Причина воровства у детей – это один из способов сообщить о своих чувствах. Правда, разгадать такое послание нелегко. Воровство может встречаться у детей, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку, не получающих достаточно эмоциональной поддержки. Девочка восьми лет стащила деньги, на которые купила множество девчоночьих безделушек. Родители уверены, выяснилось в беседе, что они лучше знают «что нужно дочери» и без достаточных оснований отказывают девочке в покупке модной одежды, предметов увлечения. Это заставляет чувствовать ребенка «белой вороной» среди сверстников. Причиной воровства в этом случае является пренебрежение потребностями ребенка.

 

Десятилетний мальчик крадет достаточно крупную сумму из сбережений мамы. Ситуация в семье складывается непросто: отца у ребенка нет, мама подолгу отсутствует дома, работая вахтовым  методом, мальчик остается с бабушкой. Во время приезда, мама, чувствуя свою вину в недостатке внимания к сыну, балует его покупками. Но ребенок требует все больше и больше внимания. Учеба уже не складывается так благополучно, как раньше, мальчик обманывает бабушку, не выполняя всех заданий, ловко водит за нос тетю, давя на жалость, выпрашивая во много раз больше, чем нужно денег на развлечения. Ситуация напряженная, конфликт нарастает, но мама выбирает престижную работу, не замечая, как мальчик страдает без ее любви и внимания. Крупная кража – протест, желание обратить внимание на себя. В данном случае это и крик об одиночестве. Мальчик ищет понимания у сверстников, подкупая их.

 

Неумение строить дружеские отношения с ребятами часто свойственно детям с комплексами, страдающими физическими недостатками: полнота, маленький рост, заикание и т.д. В подобных случаях нужно помочь завести ребенку друзей, научить его общаться без подкупа, повысить его самооценку и укрепить уверенность в себе.

 

Предположим, что вы уверены – ребенок взял деньги. Лучше прямо сказать: «Верни деньги, которые ты взял из моего кошелька». Если он продолжает отпираться, поговорите мягко, без угроз, сообщите, что огорчены, не скрывайте, что вы расстроены его поведением.

 

Конечно, причины детской лжи и воровства  могут быть очень разные, но, прежде чем хвататься за ремень, подумайте, с чем может быть связано такое поведение. Взаимное доверие и обсуждение с ребенком того, что произошло, помогут вам узнать, что именно скрывается за детской ложью.    

Рекомендации для родителей

 по развитию читательского интереса у детей
*      Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
*      Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
*      Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
*      Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
*      Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
*      Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
*      Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
*      Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими воспоминаниями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
*      Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
*      Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
*      Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
*      Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.