Инновации

      Инновационный проект

Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся

 

Сроки реализации: 2015 - 2018  годы

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА

2015/2016 учебный год

2016/2017 учебный год

2017/2018 учебный год

Руководитель проекта:

Трухоновец Сергей Антонович,

директор Государственного учреждения образования   «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»

225540, Брестская область, 

Столинский район,

г. Давид-Городок, ул. Октябрьская, 44

Телефон: 8(01655) 6 42 48

E-mail: dg2@stolin.edu.by

 

Консультант проекта:

Савостёнок Пётр Николаевич,

_________________________

начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент

Телефон: 8(017) 327 86 35

E-mail: SKP_bspu@tut.by

 

 

 

 

1. Общие сведения об инновационном проекте

1. Полное название инновационного проекта

«Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся»

2. Полное название учреждения образования, на базе которого планируется инновационная деятельность: государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»

 Адрес учреждения образования:

ул. Октябрьская, 44

225540, г. Давид-Городок

Столинского района

Брестской области

Контактные телефоны: (801655)64248, +375336037420

Сроки проведения инновационной деятельности: 2015-2018 годы

 


2. Данные о консультанте

         Савостенок Петр Николаевич, начальник центра дополнительного образования  Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка; телефон + 375 17 3278635


 

3. Разработчики проекта

Трухоновец Сергей Антонович, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»; +375336037420 E-mail: dg2@stolin.edu.by

Козуля Юлия Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»; +375297921055 E-mail: dg2@stolin.edu.by

Сроки проведения инновационного проекта: 2015 – 2018 гг.

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширение возможностей в развитии личности – актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения [1, с.10].

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования, которая в рамках данного исследования соотносится с гражданским образованием, является «формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии» [4, с.20].

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции [5, с. 5].

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Метод устной истории (oral history) – источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный материал для проведения уроков истории, литературы, воспитательных мероприятий. Устная история базируется на устных воспоминаниях, получаемых в ходе беседы исследователя с респондентом, свидетелем определенных исторических событий.

Актуальность изучения устной истории обусловлена тем, что человеческие воспоминания о событии могут рассказать не меньше, чем пожелтевший от времени архивный документ. Во-первых, сбор информации, ее обработка, обобщение и представление в проектах, музейной деятельности, участие и победы в конкурсах повышают у школьников мотивацию к изучению истории. Во-вторых, разговаривая с респондентами, учащиеся получают большой эмоциональный заряд [2, с.42].Связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся. Метод устной истории может помочь в восстановлении связи поколений и способствовать поддержанию идентичности.

Исследования, проведенные в Российской Федерации, Великобритании, Чехии и других странах, доказали, что поддержание идентичности оказывает благотворное влияние на учащегося: повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе и других, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми. Информация о жизни других людей, о малоизвестных страницах истории родного края помогает преодолевать кризисные ситуации.

Актуальность инновационной деятельности по данной теме обусловлена наличием противоречий:

  • между потребностями государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией молодёжи на абстрактные человеческие ценности;
  • между потребностью учащихся в самоутверждении, социально значимой деятельности  и реальными условиями для включения в неё;
  • между необходимостью устойчивого взаимодействия между людьми разных поколений и отсутствием тесной связи между ними;
  • между имеющимся опытом  сбора историко-краеведческой информации и отсутствием системы обобщения и трансляции полученных в ходе исследований материалов;
  • между необходимостью использования интерактивных образовательных  технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области гражданско-патриотического воспитания.

В то же время в образовательной практике существует ряд проблем:

  • недостаточная сформированность у учащихся социально-гражданских компетенций;
  • недостаточно разработана научно-методическая база для проведения устноисторических исследований родного края;
  • разорвана связь поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории Беларуси;
  • стихийное использование результатов научных исследований по устной истории в образовательном процессе.
  • недостаточная профессиональная компетентность педагогов в проведении устноисторических исследований.

Цель: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению истории родного края с использованием метода устной истории.

 Задачи:

  1. Обеспечить условия для создания социально-образовательной среды, способствующей формированию социально-гражданских компетенций учащихся и повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации инновационного проекта.
  2. Создать эффективную систему гражданско-патриотического воспитания учащихся, базирующуюся на изучении истории родного края посредством устноисторических исследований.
  3. Выявить эффективные приемы и механизмы развития и обогащения личностного социального опыта учащихся как участников коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий. 
  4. Разработать систему повышения профессиональной компетентности педагогов в решении проблем гражданско-патриотического воспитания учащихся.
  5. Обобщить опыт педагогов по реализации устноисторических исследований учащихся и обеспечить трансляцию его в образовательную практику.

Основная идея инновационного проекта – создание социально-образовательной среды, обеспечивающей системный, интегративныйподход к формированию гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории.

Новизна проекта в том, что учащиеся, включаясь в социально значимую практическую деятельность по изучению истории родного края, смогут освоить методику устноисторических исследований, научатся составлять опросники, обрабатывать и транскрибировать интервью, критически подходить к полученной в ходе исследований информации, сопоставлять эту информацию с имеющимися архивными данными, историческими документами, художественной литературой, кинофильмами. Педагоги смогут переосмыслить систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию, многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы, не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Устная история – это не изобретение современности, хотя предпосылкой оформления новой устной истории считают появление звукозаписывающих устройств. Устные технологии использовались в исторической науке всегда. Например, Фукидид использовал устные источники при написании «Истории Пелопоннесской войны». В начале VIII в. Англосаксонский монах-летописец  Беда Достопочтенный в предисловии к своей «Церковной истории народа англов» полагался на устные предания, особенно доверяя сведениям живых свидетелей.

В ХХ веке, после определенного перерыва, возвращаются к устным источникам как одному из важнейших каналов исторического знания. Это обусловлено рядом причин: во-первых, начало ХХ века – время осознания того, что не личности, а массы творят историю; во-вторых, актуализировалась проблематика, связанная с изучением «недавнего» прошлого. Все это способствовало возрождению устной истории и превращению ее в самостоятельное научное направление со своими задачами, методами и возможностями. Объектом изучения устной истории становятся преимущественно воспоминания рядовых людей, используемые для реконструкции как исторических событий (особенно войн, революций, реформ), так и повседневности. При этом специалисты выделяют два пласта, содержащихся в устных источниках информации. Первый – архаичный, уходящий корнями в глубокое прошлое, представляет собой живую историческую традицию и своеобразную форму передачи социального опыта. А второй пласт – меморатный – представлен воспоминаниями очевидцев и участников событий, прежде всего, недавнего прошлого.[19, с.13]

Сейчас исследователи дают конкретное определение устной истории. Устная история (oral history) – метод и источник исторического исследования путем сбора воспоминаний живущих людей. Предполагается, что данные, полученные таким образом, особенно от обычных людей, – ценный архив и для современных, и для будущих историков.

Включение школьников в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности школьники овладевают культурными и материальными ценностями общества, приобретают навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.

Воспитательный потенциал работы с устными историческими источниками заключается: в создании условий для восприятия школьниками современного поликультурного мира; в развитии толерантного отношения к людям; в актуализации и обогащении личного социального опыта учащегося как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками исторических событий.

Таким образом, овладение учебными приемами с данным типом источников позволит старшеклассникам увидеть историю не только как определенную картину прошлого, но и как результат целенаправленной деятельности людей. Документы, которые находятся в архивах, рано или поздно будут найдены и введены в научное обращение, но если мы не зафиксируем воспоминания людей старшего поколения, их история может быть потеряна навсегда. Каждая из этих историй уникальная, как уникальна и неповторима жизнь каждого человека. Интервью к тому же является методом выявления фотоснимков, документов и письменных источников в семейных архивах, которые невозможно выявить иным путем.

Устные исторические свидетельства современников и участников событий есть «живая история», историческая память народа, которая позволяет сохранить свою идентичность. Они являются ценным материалом для подготовки и написания ученических научно-исследовательских работ по истории Беларуси и краеведению, важным источником пополнения фондов школьных музеев. Выход учащихся за рамки учебного текста и работа с устными историческими источниками дает возможность встретиться с ежедневным историческим сознанием и порассуждать над его соотношениями и взаимодействием  с сознанием научным. [10, с. 53]

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных прикладных научных исследований

Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты следующих исследований:

1. Митина, А.А. Проектирование и реализация краеведения в сельской общественно-активной начальной школе на основании технологического подхода: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Митина; Алтайский государственный университет. – Барнаул, 2011. – 23 с.

2. Дрондина, Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема. Часть автореферата на тему «Литературное краеведение как культурологическая проблема».– 2012.– 9 с.

        Описание структуры и содержания внедряемой  инновационной модели

Модель устноисторических исследований малоизвестных страниц истории родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся включает 5 модулей:

  1. мотивационный, нацеленный на осмысление участниками образовательного процесса необходимости использования устноисторических исследований для развития социально-гражданских компетенций учащихся;
  2. подготовительный, в рамках которого должно быть знание сущности приемов проведения устноисторических исследований и использования их результатов в образовательном процессе;
  3. организационно-деятельностный, направленный на овладение участниками  образовательного  процесса приемами, методами  и  способами  реализации устноисторических исследований истории родного края;
  4. практический, обеспечивающий формирование активной гражданской позиции участников образовательного процесса, развитие навыков исследовательской деятельности и анализа полученных в ходе исследований материалов.
  5. рефлексивный, способствующий выявлению условий и механизмов эффективной реализации технологии устноисторических исследований на основе  рефлексивного анализа педагогической деятельности и результатов  образовательного процесса. 

Достижение поставленных задач возможно при включении в учебные и внеклассные занятия таких видов заданий, как:

  • разработка и подготовка учебно-исследовательских проектов по изучению истории родного края в различные исторические периоды;
  • изучение архивных документов;
  • самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края;
  • проведение интервью, фиксация, анализ и транскрибирование полученных результатов;
  • разработка виртуальных путешествий по определенной исторической эпохе;
  • активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с представителями сельисполкома, райисполкома, общественных организаций;
  • выступления на школьных и районных конференциях учащихся.

Реализация результативного компонента модели устноисторических исследований истории родного края предполагает выявление и диагностику уровня личностного развития  учащихся 7-8  классов, сформированности социально-гражданских компетенций учащихся, уровня овладения учащимися методом устноисторических исследований.

Основные формы реализации данного компонента:

  • итоговый мониторинг уровня воспитанности учащихся;
  • анализ структуры и содержания творческих и исследовательских работ учащихся по изучению истории родного края;
  • оценка целесообразности использования материалов, полученных в ходе устноисторических исследований.

Реализация результативного компонента модели устноисторических исследований также предполагает создание педагогами информационных банков данных учебно-методических материалов, рекомендаций по использованию продуктов исследовательской деятельности учащихся и педагогов в образовательном процессе, развитию социально-гражданских компетенций учащихся.

             По результатам внедрения модели устноисторических исследований истории родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций будут разработаны:

  • инструментарий для оценки и диагностики уровня развития социально-гражданских компетенций учащихся, профессиональной компетентности педагогов;
  • модель устноисторических исследований истории родного края как средства развития социально-гражданских компетенций;
  • учебно-методическое сопровождение и дидактическое обеспечение формирования представлений  участников образовательного процесса устноисторическим исследованиям, по овладению  способами  использования материалов исследований, созданию продуктов исследований;

информационные банки данных учебно-методических материалов, конкретные рекомендации по использованию продуктов устноисторических исследований в образовательном процессе, развитию социально-гражданских компетенций, инструментария для осуществления диагностик, мониторинга, обобщения результатов внедрения модели устноисторических исследований.

Ожидаемый результат:

1. Развита активная гражданская и личностная позиция учащихся, готовность к сохранению исторической памяти и культурного наследия.

2. Сформированы гражданские компетенции, компетенции социального выбора и социального действия, компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе; навыки самосознания, самоорганизации, самоуправления, самообразования, самооценки, самосовершенствования, самоактуализации.

3. Овладение учащимися и педагогами методом устной истории с целью изучения истории родного края.

4. Создание банка устноисторических исследований и методических рекомендаций по их использованию с целью дальнейшего сотрудничества с социальными партнерами и трансляции опыта в образовательную практику.

Содержание инновации: деятельность педагогов, учащихся, социальных партнеров и др., включенных в образовательную среду, направленная наформирование социально-гражданских компетенций учащихся, на реализацию творческого потенциала личности, на создание и систематизациюучебно-методических материалов, полученных с помощью метода устноисторических исследований.

 

ПРОГРАММА

инновационной деятельности и этапы ее реализации

I. Подготовительный и проектировочный этапы (январь – август 2015)

1. Уточнение темы инновационного проекта.

2. Оценка педагогического, материально-технического потенциала учреждения, необходимости использования дополнительных ресурсов для реализации инновационного проекта.

3. Мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание творческой группы участников проекта.

4. Изучение литературы по теме проекта.

5. Получение консультаций у научного консультанта проекта.

6. Разработка модели устноисторических исследований.

7. Проектирование, подготовка программы реализации инновационного проекта.

8. Разработка плана реализации проекта в 2015/2016 учебном году.

9. Подготовка и проведение обучающих семинаров, тренингов для участников проекта по вопросам устноисторических исследований.

10. Подготовка управленческих решений об организации инновационной деятельности, о распределении функциональных обязанностей участников творческой группы.

11. Определение содержания, разработка инструментария для организации мониторинга процесса внедрения модели устноисторических исследований, результатов педагогической и учебной деятельности участников образовательного процесса.

12. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации инновационного проекта.

 

II. Диагностический этап (сентябрь – ноябрь 2015)

1. Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности.

2. Уровневая диагностика профессиональной компетентности педагогов в сфере устноисторических исследований.

3. Диагностика с целью выявления способности учащихся к исследовательской деятельности.

4. Диагностика уровня сформированности социально-гражданских компетенций учащихся.

5. Анализ и оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик.

 

III.    Практический этап (ноябрь 2015 – январь 2018)

1. Проведение обучающих семинаров, собраний тренингов, практикумов для участников образовательного процесса, реализующих инновационный проект.

2. Определение тем по самообразованию участников инновационного проекта.

3. Повышение квалификации педагогов на базе учреждений дополнительного образования взрослых.

4. Выявление  отношения участников инновационной деятельности к развитию социально-гражданских компетенций учащихся посредством устноисторических исследований истории родного края, построение соответствующей динамики.

5. Разработка педагогами минипроектов, внеклассных мероприятий, ориентированных на использование устноисторических исследований и развитие социально-гражданских компетенций учащихся.

6. Включение учащихся 8-11 классов в  изучение истории родного края посредством устноисторических исследований (с января 2016).

7. Ведение педагогами дневников наблюдений за ходом внедрения модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций.

8. Ведение отчетности и информирование педагогического коллектива школы, законных представителей учащихся о ходе реализации инновационного проекта.

9. Коррекция и регулирование в процессе реализации инновационного проекта.

10. Проведение оперативных и коррекционно-инструктивных совещаний с участниками инновационной деятельности.

11. Стимулирование участников инновационной деятельности.

12. Организация внутреннего (внешнего) консалтинга по результатам внедрения модели устноисторических исследований родного края.

13. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам формирования социально-гражданских компетенций учащихся.

14. Подготовка информации о промежуточных результатах инновационной деятельности.

 

IV.    Обобщающий этап (февраль – май 2018)

1. Составление отчетов участниками инновационной деятельности.

2. Анализ результатов инновационной деятельности.

3. Построение динамики формирования социально-гражданских компетенций учащихся от начального до итогового этапов реализации инновационного проекта.

4. Подготовка итогового отчета и учебно-методических материалов по результатам  инновационной деятельности.

5. Выявление наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности, прогрессивного педагогического опыта участников инновационного проекта.

6. Взаимообмен опытом внедрения модели устноисторических исследований с другими учреждениями образования, реализующими иновационный проект.

7. Разработка методических рекомендаций по использованию модели устноисторических исследований участниками образовательного процесса.

8. Подготовка презентации опыта и результатов внедрения модели устноисторических исследований истории родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций.

9. Подготовка и проведение итоговой научно-практической конференции.

 

V. Внедренческий этап (2017/2018 учебный год)

  1.  Обобщение опыта работы педагогов по развитию социально-гражданских компетенций средством устноисторических исследований истории родного края.
  2. Систематизация учебно-методического и дидактического обеспечения для формирования у участников образовательного процесса представлений о теоретических основах устноисторических исследований, о методах и технологиях устной истории.
  3.  Подготовка методических рекомендаций по внедрению и распространению инновации в практику работы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.
  4. Публикации по итогам реализации инновационного проекта.



Реализация проекта

СПРАВКА о результатах промежуточной реализации

инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся»

2015 / 2016 уч. г.

Руководитель проекта:

Трухоновец Сергей Антонович,

директор Государственного учреждения образования   «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»

225540, Брестская область, 

Столинский район,

г. Давид-Городок, ул. Октябрьская, 44

Телефон: 8(01655) 6 42 48

E-mail: dg2@stolin.edu.by

 

г. Давид-Городок, 2016

Введение

Актуальность изучения устной истории обусловлена тем, что человеческие воспоминания о событии могут рассказать не меньше, чем пожелтевший от времени архивный документ: сбор информации, ее обработка, обобщение и представление в проектах, музейной деятельности, участие и победы в конкурсах повышают у школьников мотивацию к изучению истории. Разговаривая с респондентами, учащиеся получают большой эмоциональный заряд. Связь с прошлым необходима для успешной социализации учащихся. Метод устной истории может помочь в восстановлении связи поколений и способствовать поддержанию идентичности. Информация о жизни других людей, о малоизвестных страницах истории родного края помогает преодолевать кризисные ситуации.

Вместе с тем, реализация данного проекта имеет большое значение:

  • в социальном плане он важен, поскольку предполагает формирование и воспитание активных молодых людей, способных проявлять гражданскую позицию,  позитивно влиять на подрастающее поколение в направлении приобщения их к духовно-нравственным ценностям;
  • в управленческом аспекте реализация проекта помогает отработать организационные  механизмы реализации в учреждении образования программы непрерывного воспитания;
  • в дидактическом плане проект важен для становления и развития опыта планирования и проведения занятий в школе, направленных на развитие социально-гражданских компетенций.

На данном этапе реализации проекта деятельность инновационной команды была направлена на достижение следующей  цели: формирование социально-гражданских компетенций учащихся посредством их включения в деятельность по изучению малоизвестных страниц истории родного края с использованием метода устной истории через создание и реализацию комплексно-целевой программы.

Нами решались следующие задачи:

  1. Осуществить обучение педагогов методике проведения устноисторических исследований.
  2.  Провести обучение учащихся способам сбора информации с помощью метода устной истории; на основе полученных текстовых данных сформировать банк данных о свидетелях малоизвестных страниц истории.
  3. Разработать туристические маршруты по местам малой родины, зафиксированным в устноисторических исследованиях.
  4.  Разработать тематику исследовательских работ учащихся на основе полученных результатов в ходе реализации инновационного проекта.
  5. Создать в школьной библиотеке мини-экспозицию «Малоизвестные страницы истории в рассказах очевидцев».
  6. Осуществить презентации результатов изучения малоизвестных страниц истории интервьюерами.
  7. Создать банк аудио и видео-записей устных сообщений жителей региона о малоизвестных страницах истории края.
  8. Разработать методическое сопровождение по проведению устно исторических исследований.

Проект ориентирован на:

  • активное участие педагогов, учащихся и их родителей в процессе исследования;
  • поиск живых свидетелей значимых исторических событий родного края;
  • подготовку и запись интервью;
  • приобретение информации, ее первичную обработку, анализ и транскрибирование;
  • использование полученных данных в проведении уроков, разработке виртуальных исторических экскурсий, реконструкции событий, участие в конференциях и конкурсах исследовательских работ.

Недостаточная сформированность у учащихся социально-гражданских компетенций, разрыв связи поколений для передачи ценностей, традиций, национальной культуры и истории Беларуси, выдвигает в качестве насущной задачу поиска путей решения данной проблемы. Решение ее находится в активном изучении истории той местности, где проживает человек, с помощью живого общения с теми участниками исторических событий, которые живут рядом. Патриотами не рождаются, ими становятся – истина стара, как мир. Но даже в наше время, увы, мало кто знает, откуда начинаются истоки настоящего патриотизма, а поэтому и ищут люди себе кумиров: кто где найдет, чужих, далеких нам по природе. А между тем основу любви к Родине составляет историческая память о прошлом того уголка земли, где мы родились и выросли.

Однако научно-методическая база для проведения устно исторических исследований малоизвестных страниц истории родного края недостаточно разработана. Скорее она ориентирована на приобретение знаний, нежели полномасштабное использование знаний и воспитание внутренней позиции активного человека и ответственного гражданина. Динамично развивающемуся современному обществу нужны личности с активной жизненной позицией, формирование такой личности – это наиважнейшая задача, объективная реальность неотложно того требует. Семья и школа призваны быть первыми в решении этой проблемы. 

В связи с этим особая роль принадлежит образованию, которое располагает широкими возможностями в формировании гражданской позиции, социальной и гражданской компетенции личности, что является одним из принципов государственной образовательной политики в нашей стране.

В ходе реализации инновационного проекта социально-гражданские компетенции учащихся найдут свое проявление:

  • в сфере учебно-познавательной деятельности через изучение архивных документов, поисково-исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края, проведение интервью, фиксацию, анализ и транскрибирование полученных результатов, разработку виртуальных путешествий  в определенную историческую эпоху;
  • в общественной деятельности через выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и представителями власти (активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с представителями сель исполкомов, общественных организаций);
  • в морально-нравственной сфере личности через умение анализировать и оценивать поведение людей через призму различных исторических событий,  развивать навыки само рефлексии, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;
  • в социально-экономической сфере через освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, их социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных ролей, возможность активного и творческого участия в социальном процессе.

Основная часть

В ГУО «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка» создана система управления реализацией инновационного проекта. Механизмом управления инновационной деятельностью выступают формы профессиональной коммуникации педагогов-инноваторов, формы обучения и взаимообучения участников проекта. Таким образом, механизмом управления инновацией, оценки эффективности и развития проектной деятельности являются формы совместной самоорганизующейся деятельности.

На каждом уровне управления осуществляется самоорганизация деятельности участников проекта: все участники проектной деятельности участвуют в ее организации (коллективный субъект управления).

Для реализации ИП организована творческая группа педагогов и инфраструктура управления: группа стратегического развития, группа методического сопровождения, группа диагностического сопровождения,   творческие микрогруппы по направлениям исследовательской деятельности (Приложение 1).

Непосредственное руководство инновацией осуществляет группа стратегического развития. В состав группы вошли:

Савостенок П.Н. – консультант проекта, начальник центра дополнительного образования ГУО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат философских наук, доцент;

Трухоновец С. А. – директор школы, руководитель проекта;

Козуля Ю. В. – заместитель директора по воспитательной работе, организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности;

Цель группы: определение принципов управленческой деятельности и объектов управления, создание коллективного субъекта управления, выработка концептуально − технологических подходов деятельности,  условий, критериев и показателей качества инновационной деятельности.

В группу методического сопровождения вошли педагоги:

  • Свиридчук Н. В. − заместитель директора по учебной работе, организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности;
  • Мойсюк А. Н. − учитель русского языка и литературы, координация работы по реализации проекта с учителями русского языка и литературы;
  • Босовец Г. Г. − руководитель школьного музея, организация работы по реализации проекта и формированию медиатеки;
  • Козелко Л К. − учитель истории,
  • Мойсюк–Дранько Т Е. − учитель географии, координация работы по реализации проекта с учителями истории, географии.

Для обеспечения аналитического сопровождения инновационного пространства в его динамике, выявления проблематики развития работала группа диагностического сопровождения, в состав которой вошли педагоги-инноваторы, педагог-психолог. С целью обеспечения диагностики был подобран инструментарий. Группой обозначены условия проявления учебной инициативы учащегося в урочной и внеурочной деятельности, определены эффективные формы учебного взаимодействия, проанализирован  рефлексивный отчет участников проекта по стимулированию и поддержке инновационной деятельности учащихся средствами учебного предмета на основании проведенных открытых уроков и научных конференций на базе школы. Педагогом-психологом Кузьмич Ж. В. проведено анкетирование «Готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности» (Приложение 2).

Совместные практические занятия педагогов и учащихся были направлены на формирование навыков командной творческой работы. Результаты практических занятий не сводились только к формированию у участников  системы знаний и умений, большое значение имело также субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию.

Сформированы основные подходы к организации управления инновационным проектом: компетентностный подход, программно-целевой подход, проектный подход.

В основе реализации инновационного проекта лежат следующие основные принципы: принцип научности, принцип добровольности, принцип свободы выбора, принцип развития инициативы, принцип партнерства, принцип увлеченности.

Для качественной реализации проекта в ГУО имеется достаточный кадровый потенциал: 91% педагогов − с высшим образованием, 68% педагогов − с высшей и первой категориями. Для реализации  инновационной деятельности созданы необходимые условия: наличие учебных кабинетов, компьютерный класс, библиотечно-информационного центра, информационно методического кабинета с мультимедийной  установкой, Интернет-сеть, сайт учреждения образования, локальная сеть. Проект обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением в соответствии с прогнозируемыми результатами.

Для обеспечения научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено тесное сотрудничество на договорной основе  между учреждением и консультантом проекта, на сайте школы функционирует страница «Инновационная деятельность».

Разработана модель методического сопровождения по проведению устно исторических исследований (Приложение 3).

Согласно календарному плану инновационной деятельности были проведены следующие мероприятия с педагогами и учащимися:

инструктивно-методические совещания с учителями по определению тематики педагогических исследований;

психолого-педагогический консилиум по коррекции организации инновационной деятельности;

собеседования с участниками инновационного проекта по содержанию педагогического дневника;

совещание при заместителе директора по воспитательной работе «Информационное пространство инновационной деятельности ГУО»;

консультация педагогов по  оформлению результатов инновационной деятельности;

В мае 2016 года запланировано обсуждение справки на педагогическом совете о промежуточных итогах работы по реализации инновационного проекта.

В целях создания  условий для развития и повышения методологической культуры участников проекта принято участие в мероприятиях:

  • тематический семинар “Разработка инновационного проекта учреждения образования” (04.02.2015-06.02.2015 г. ГУО АПО г. Минск)
  • семинар–практикум «Современные подходы к организации инновационной деятельности в учреждении образования (13.10.2015-14.10.2015 г. ГУО БрОИРО г. Брест);
  • курсы «Развитие профессиональных компетенций участников инновационной деятельности»(19.10.2015 -24.10.2015 ГУО АПО г. Минск);
  • семинар  “Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» под руководством П. Н. Савостёнка (28.10.2015г. ГУО СШ № 2 г. Давид-Городка);
  • обучающий семинар «Устная история как средство развития социально- гражданских компетенций учащихся»( 03.02.2016-04.02.2016 АПО г. Минск);
  • семинар-практикум «Организация и содержание мониторинга инновационной деятельности» (25.02.2016-26.02.2016 г. ГУО АПО г. Минск);
  • курсы «Современные подходы к подготовке отчётных материалов по результатам инновационной деятельности» (14.03.2016-16.03.2016 г. ГУО АПО г. Минск).

Составлен календарный план инновационной деятельности на 2015/2016 учебный год, организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году, ведутся педагогические дневники.

 Создали творческие группы по разработке и реализации мини-проектов в рамках инновационной деятельности, в том числе и для разработки пособий, дидактических материалов.

На протяжении учебного года творческие группы работали по направлениям: традиции и обряды г. Давид-Городка и военно-исторические исследования «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся посредством общения с участниками и свидетелями военных событий».

Изучили и проанализировали действующие учебные программы, программы факультативных занятий по истории; современное состояние и проблемы формирования гражданско-патриотического мировоззрения учащихся.

Разработали и применили механизм мониторинга профессиональной готовности педагогов к осуществлению соответствующей инновационной деятельности. Разработали критериальную базу оценки деятельности педагогов-новаторов, осуществляющих инновационную деятельность, основанную на количественных и качественных показателях.

Обеспечили взаимодействие между учащимися и педагогами по формированию навыков устно-исторических исследований через проведение семинаров, акций, выставок, защиту исследовательских работ, чем способствовали созданию видеороликов, рисунков, плакатов и другой  промопродукции.

С целью повышения профессионального мастерства педагогов нами проведены конференции, обучающие семинары, практикумы, тренинги, презентации проектов. В рамках мероприятий были рассмотрены научно-практические  подходы по реализации модели устно-исторических исследований.

Большой интерес у учащихся вызывает исследовательская деятельность, направленная на изучение истории семьи и рода. В рамках конкурса “Память сердца” прошла фотовыставка «Я + семьЯ», на которой было представлено 18 семейных историй, в том числе одна из них опубликована на страницах “Комсомольской правды” от 11.05.2015  (www.kp.by /daily/26372.5/3258275/) (Приложение 3)

Важным направлением инновационного проекта является приобщение учащихся к историкоохранной деятельности, благоустройству воинских захоронений. С этой целью была проведена акция «Никто не забыт», имеющая практическую направленность и социально значимый эффект (Приложение 5 ).

Разработаны туристические маршруты по местам малой родины (Приложение 6).

В школьной библиотеке работает мини-экспозиция «Малоизвестные страницы истории в рассказах очевидцев».

В рамках реализации инновационного проекта для  достижения поставленных задач на учебных и внеклассных занятиях выполнены такие виды мероприятий, как:

разработка и подготовка учебно-исследовательских проектов по изучению истории родного края в различные исторические периоды: «Цветы Великой Победы», «Бессмертный полк», «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», «Память сердца», «История родного края в биографиях родных людей» (Приложение 6);

изучение исторических материалов по теме «Партизанское движение на территории Столинского района в годы ВОВ» самостоятельный поиск свидетелей малоизвестных страниц истории родного края;

проведение интервью, фиксация, анализ и транскрибирование полученных результатов с ветеранами  ВОВ Шелеховым М. В., Кузьмич Е. А., Кузьмич Ф. И., войнами - интернационалистами Малашко А. И., Савичем Ю. И., встречи с героем России, уроженцем Давид-Городка Дарковичем А. В. (Приложение 7);

разработка виртуальных путешествий по определенной исторической эпохе;

активное взаимодействие с людьми разных поколений, сотрудничество с горисполкомом, общественными организациями (Мастер-класс от Михаила Шелехова. Приложение 9).

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Сформировалась инновационная команда педагогов единомышленников и учащихся, нацеленных на изучении и сохранение исторического  наследия родного края.

2. Педагогами – участниками проекта усвоена его философия, определены цель и задачи их участия в проекте, они успешно выполнили свою работу в проекте.

3. Основные задачи данного периода решены. Положительная динамика результатов проекта и их соответствие критериальной базе свидетельствует о том, что стратегия и тактика проекта продуманы и разработаны правильно.

4. Современные подходы к организации инновационной деятельности,   инновационные технологии обучения и воспитания учащихся, инновационные формы повышения квалификации участников проекта способствовали не только решению конкретных задач проекта, но и формированию ключевых компетенций всех его участников (информационных, когнитивных, коммуникативных).                       

Необходимость продолжения  реализации инновационного проекта  обусловлена следующими причинами:                                                             

1)    задачи проекта полностью не решены (проект рассчитан на 3 года); 

2)    дальнейшая работа позволит:

  • создать модель инновационной образовательной практики;
  • структурировать информационные материалы по историческим периодам;
  • сформировать опыт инновационной деятельности;
  • разработать методические рекомендации по распространению в массовую практику опыта работы по внедрению модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся.

         С целью продолжения инновационной деятельности разработан календарный план на 2016/2017 учебный год, в учреждении образования созданы условия для решения поставленных задач.

         На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости продолжения инновационной деятельности по реализации проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся» в 2016/2017 учебном году.   

Рекомендации:

1. Предоставить справку о результатах реализации инновационного проекта в Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования» (до 14.05.2016 года, Козуля Юлия Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе).

2. Подготовить к публикации материалы опыта инновационной деятельности (до  20.12. 2016  г., Козелко Людмила Константиновна,  учитель истории).


Приложение 1

 СПИСОК

творческой группы педагогов, реализующих ИП

№п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

 

Дата рождения

Категория

Стаж работы на

  1.  

Трухоновец Сергей Антонович

директор

21.01.1964

высшая

29

  1.  

Козуля

Юлия Васильевна

зам.директора по ВР

05.02.1980

1-ая

12

  1.  

Свиридчук Наталия Владимировна

зам.директора по учебной работе

21.05.1985

1-ая

11

  1.  

Босовец Геннадий Григорьевич

учитель допризывной подготовки

01.06.1951

высшая

36

  1.  

Козелко Людмила Константиновна

учитель  истории

05.12.1971

1-ая

21

  1.  

Мойсюк

Алина Николаевна

учитель русского языка

25.12.1972

1-ая

23

 

 

  1.  

Мойсюк- Дранько

Татьяна Евгеньевна

учитель

географии

22.01.1969

1-ая

25

 


Приложение 2

Анкетирование «Готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности»

  1. В анкетировании приняли участие 100 % педагогов учреждения образования, из них:

А) готовы − 68 % педагогов;

Б) частично − 23 % педагогов;

В) не готовы − 9 % педагогов.

  1. Основными мотивами, побуждающими к участию в инновационной деятельности, являются:

А) потребность в самосовершенствовании и самовыражении − 31 % педагогов;

Б) потребность в новизне и смене обстановки − 26 % педагогов;

В) потребность к приобщению учащихся к истории родного края, сохранении и приумножении народных традиций − 43 % педагогов.

Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают достаточно высокий уровень инновационного потенциала коллектива.


Приложение 3.

«Сражался храбро, прошел сотни верст по родной земле и за ее пределами, был ранен…»

 Пашкевич Иван Андреевич вырастил шестерых сыновей, очень любил рыбалку и часто шутил.

Моего прадедушку звали Пашкевич Иван Андреевич. Родился он в 1916 году в Давид-Городке. Когда ему было 6 лет, погиб его отец и мама осталась одна с тремя сыновьями. Детство было очень тяжелым. Так как за учебу нужно было платить, а заработать малолетнему было тяжело и негде, Иван окончил только первый класс польской школы. В школу он больше не ходил, грамоту осилил самостоятельно. В 14 лет пошел учиться подмастерьем у сапожника, и в результате стал хорошим сапожником. В 1939 году женился и в сороковом родился первенец, один из шести сыновей.

Прадедушка был участником Великой Отечественной войны. Освобождал родную землю в рядах пехотного полка 2-го Белорусского фронта. Сражался храбро, прошел сотни верст по родной земле и за ее пределами. Был ранен, лежал в госпитале болгарского города Пловдива весной 1945 года. Это ранение в голову он получил при взятии Вены, столицы Австрии.

Прадедушка был награжден медалями «За мужество», «За отвагу», «За освобождение Вены» и памятными медалями послевоенного времени.

После войны прадедушка вернулся домой восстанавливать разрушенное хозяйство. Добросовестно трудился в колхозе «40 лет Октября». Прадедушка много работал дома и в колхозе. Он был хорошим семьянином. Вместе с женой, Марией Федоровной, они воспитали шестерых сыновей: Михаила, Николая, Григория, Владимира, Константина, Василия. Судьбы детей сложились по-разному, но каждый из них отслужил в армии, а Владимир стал военным, служил на Дальнем Востоке, вышел в отставку майором.

 

Всегда и во всем прадед был примером для своих сыновей. Он много работал. Держал большое домашнее хозяйство, помогал растить внуков. По жизни прадедушка был простым, честным, справедливым и добрым человеком. В свободное время очень любил порыбачить. Однажды ему довелось поймать на удочку сазана весом 10 кг 700 грамм. Очевидцем этого эпизода был мой дед Константин. В доме прадедушки уже никто не живет, хотя дом, построенный его руками еще довольно крепок. В доме сохранилось много старых вещей, которые напоминают о моем прадедушке. Он очень часто шутил, всем желал быть веселыми и никогда не унывать. Война не прошла для него бесследно, в последние годы жизни беспокоили осколки, которые остались после ранения. Они отзывались сильными головными болями. Умер прадедушка в 1994 году, прожив 78 лет и оставил о себе самые светлые и хорошие воспоминания.

Вергун Николай, 15 лет, ученик средней школы №2 Давид-Городка.


Приложение 5.

Акция «Никто не забыт»

Воинское захоронение в урочище «Хиновск», 2016 г.

 

 


Приложение 6.

Исследовательский проект

«Познай Родину - воспитай себя»

г. Давид-Городок – д. Хоромск – аг. Бережное – аг. Белоуша – г. Столин - г. Давид-Городок

Руководители велопохода:

Трухоновец Сергей Антонович

Босовец Геннадий Григорьевич

Козелко Людмила Константиновна

 

2015 г.

 


 

Приложение 7.

Встреча с героями

         2 апреля - День единения Беларуси и России. Как раз в этот день нашу школу посетили гости из соседней России - замечательные люди с интересными биографиями и судьбами. Итак, в актовом зале школы состоялась встреча с Героями России Дарковичем Александром Васильевичем, уроженцем нашего города и Полковниковым Дмитрием Александровичем, мэром города Лебяжий Ленинградской области, а также кавалером Ордена Мужества Мурзиным Александром Васильевичем. Присутствующие с интересом слушали рассказы героев, задавали вопросы. После встречи  гости посетили школьный музей, рассмотрели экспозиции, услышали рассказы о истории школы. Особенно это было интересно Александру Васильевичу Дарковичу, так как его мать, Даркович Раиса Лукьяновна в 60-е годы прошлого века преподавала в нашей школе историю и географию. На встрече присутствовали мэр нашего Давид-Городка Стадник Вячеслав Васильевич и директор краеведческого музея Брезовский Николай Павлович.

 

 

 



СПРАВКА о результатах промежуточной реализации

инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся»

2016 / 2017 уч. г.

Руководитель проекта:

Трухоновец Сергей Антонович,

директор Государственного учреждения образования   «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»

225540, Брестская область, 

Столинский район,

г. Давид-Городок, ул. Октябрьская, 44

Телефон: 8(01655) 6 42 48

E-mail: dg2@stolin.edu.by

 

г. Давид-Городок, 2017

   

  

Приложение 2: проект в рамках акции "Собери Беларусь в своём сердце"

Приложение 3: проект в рамках акции "Цветы Великой Победы"

Приложение 4: районная краеведческая конференция "Неповторимый Столинский край"

Приложение 5: фильм "Солдат, учитель, патриот"

Приложение 6: фильм "История устами очевидцев (памяти жертв Холокоста г. Давид-Городка)" (в разделе Видеогалерея сайта dg2.stolin.edu.by)

Приложение 7: Литературные чтения, посвящённые юбилею писателя-земляка Георгия Марчука



СПРАВКА

о результатах итоговой реализации

инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций учащихся»

2017 / 2018 уч. г.

Руководитель проекта:

Трухоновец Сергей Антонович,

директор Государственного учреждения образования     «Средняя школа № 2 г. Давид-Городка»

225540, Брестская область,

Столинский район,

г. Давид-Городок, ул. Октябрьская, 44

Телефон: 8(01655) 6 42 48

E-mail: dg2@stolin.edu.by

 

г. Давид-Городок, 2018

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью проведения эффективной диагностики педагогической деятельности подобран оценочно-критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей, включающий в себя и метод оценки уровня готовности. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности реализуется путём соотнесения реального состояния готовности с идеальной моделью (по степени их близости).

Для определения результатов инновационной деятельности были определены количественные и качественные показатели.

Критерий результативности:

  • общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса, и самостоятельной работы, осуществление проектов;
  • формирование социально-гражданских приоритетов в подростковой среде;
  • формирование коммуникативной компетенции участников школьного сообщества.

Для педагогов:

активное участие в различных профессиональных конкурсах, повышение квалификации;

Для учащихся:

 увеличение числа участников и победителей различных конкурсов, олимпиад;

повышение  количества обращений учащихся к учебно-методическим материалам, размещенным педагогами в виртуальной среде.

Критерий инновационной компетентности:

Показатели:

  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • высокий уровень профессионального самосовершенствования педагогов, качественный состав педагогических кадров;
  • своевременное обобщение и пропаганда педагогического опыта.

ДЕМОНСТРАЦИЯ И ТРАНСЛЯЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

В течение 3 лет педагогами учреждения образования проводилась демонстрация педагогического опыта по теме инновации (Региональный семинар "Инновационный педагогический опыт как условие и вывод инновационной деятельности", 17.03.2017, д. Орлы, Республиканский семинар-практикум "Инновационный педагогический опыт как условие и результат инновационной деятельности", 28.02.2018, г. Могилёв).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Проанализировав имеющийся опыт работы по проблеме гражданского образования учащихся, экспертная группа пришла к выводу, что наметилась положительная динамика роста гражданских компетенций учащихся;
  • для достижения поставленной цели использовался историко-культурологический потенциал Столинского района с опорой на поисковые и исследовательские модели обучения;
  • выстроена модель взаимодействия педагогов, родительской общественности, социальных институтов по формированию гражданского сознания, толерантности учащихся;
  • включены проекты устноисторического исследования  в познавательный процесс, в систему формируемых знаний и умений в предметных областях;
  • сформирован интерес и определённые исследовательские навыки обучающихся;
  • обобщён опыт работы педагогического коллектива по проекту;
  • сформирован имидж школы, молодёжных общественных организаций, и созданы условия для их инновационного развития.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

СПИСОК

творческой группы педагогов, реализующих ИП

 

№п/п

Фамилия, имя, отчество

Должность

 

Дата рождения

Категория

Стаж работы на

  1.  

Трухоновец Сергей Антонович

директор

21.01.1964

высшая

29

  1.  

Козуля

Юлия Васильевна

зам.директора по ВР

05.02.1980

1-ая

12

  1.  

Босовец Геннадий Григорьевич

учитель допризывной подготовки

01.06.1951

высшая

36

  1.  

Козелко Людмила Константиновна

учитель истории

05.12.1971

1-ая

21

  1.  

Мойсюк

Алина Николаевна

учитель русского языка

25.12.1972

1-ая

23

  1.  

Мойсюк-Дранько

Татьяна Евгеньевна

учитель

географии

22.01.1969

1-ая

25

 

Приложение 2

Анкетирование «Готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности» на начало ИД

  1. В анкетировании приняли участие 100 % педагогов учреждения образования, из них:

А) готовы − 68 % педагогов;

Б) частично − 23 % педагогов;

В) не готовы − 9 % педагогов.

  1. Основными мотивами, побуждающими к участию в инновационной деятельности, являются:

А) потребность в самосовершенствовании и самовыражении − 31 % педагогов;

Б) потребность в новизне и смене обстановки − 26 % педагогов;

В) потребность к приобщению учащихся к истории родного края, сохранении и приумножении народных традиций − 43 % педагогов.

Все названные мотивы связаны с возможностью самореализации личности учителя и показывают достаточно высокий уровень инновационного потенциала коллектива.

Анкетирование «Готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности» на конец ИД

  1. В анкетировании приняли участие 100 % педагогов учреждения образования, из них:

А) готовы − 82 % педагогов;

Б) частично − 12 % педагогов;

В) не готовы − 6 % педагогов.

  1. Основными мотивами, побуждающими к участию в инновационной деятельности, являются:

А) потребность в самосовершенствовании и самовыражении − 51 % педагогов;

Б) потребность в новизне и смене обстановки − 20 % педагогов;

В) потребность к приобщению учащихся к истории родного края, сохранении и приумножении народных традиций − 29 % педагогов.

  


 

 

Ещё в этом разделе